Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ТЕМА12: Спрос на экономические ресурсы





1. Спрос на ресурсы с точки зрения теории предельной производительности.

2. Спрос на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

3. Изменение в спросе н6а ресурсы. Эластичность спроса на ресурс.

 

1.Изучение спроса и цен на ресурс имеет большое значение в экономике, т.к.:

1) Цена ресурсов является основным фактором денежных доходов домашних хозяйств, следовательно, есть возможность определить уровень покупательского спроса на готовые товары.

2) Цены на ресурс способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм.

3) Для фирм цена на ресурс – это издержки производства.

4) С ценообразованием на ресурсы тесно связаны вопросы экономической политики государства.

В теории предельной производительности (маржинальное направление) спрос на ресурсы является производным. Производный характер спроса на ресурсы означает:

А) Устойчивость спроса на ресурс определяется рыночной ценностью или ценой товара, производимого при помощи данного ресурса;

Б) Спрос на ресурсы зависит от производительности данного ресурса при создании товара;

Закон убывающей отдачи показывает, что с приобретением дополнительной единицы ресурса предельный продукт уменьшается.

TR = P0*Q MRP = .

Важнейшим показателем любого ресурсного рынка является предельный продукт в денежном выражении – MRP. MRP – это прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства.

MRP = Pтовара*MP(предельный продукт в физическом выражении).

MP = .

Вторым важнейшим показателем любого ресурсного рынка является показатель предельных издержек на ресурс – MRC. Он показывает, как изменяются совокупные издержки фирмы при использовании дополнительной единицы переменного ресурса.

MRC = ;

 

TR TC

(1) MRP > MRC

(2) MRP < MRC

(3) MRP = MRC

Процедура найма работников фирмой может вывести на 3 соотношения между предельной доходностью и издержками ресурса:

1)MRP>MRC, т.е. в большей степени вырос совокупный доход, чем издержки. Найм данного работника полезен фирме, т.к он в большей степени учитывает доход, чем издержки фирмы;



2)MRP<MRC. При таком соотношении найм работника фирмой не целесообразен, т. к он в большей степени увеличивает издержки, чем доход самой фирмы;

3)MRP=MRC. При таком соотношении найм целесообразен и нанятый работник обеспечивает максимизацию прибыли фирме. Оно называется: «Правило использования ресурсов фирмой», которое уточняет золотое правило микроэкономики (MR = MC), с учётом использования каждой дополнительной единицы ресурса. При графической интерпретации показатель MRP будет отображать график спроса фирмы на экономический ресурс.

 

2. Спрос на ресурс будет отличаться на чисто конкурентном и на рынках с несовершенной конкуренцией. На конкурентных ресурсных рынках спрос и предложение на ресурсы определяются рыночными силами, т. е фирма не способна оказать воздействие на цену ресурсов. MRP на рынке совершенной конкуренции будет определять нисходящий график спроса. Pтовара = const. Нисходящим спрос на ресурс будет в силу только одного фактора – убывающей предельной производительности самого ресурса. Если Q ресурса , то по закону убывающей отдачи MP , следовательно, спрос на ресурс будет иметь вид:

 

 

Если анализируются ресурсные рынки с несовершенной конкуренцией, то фирма способна на этих рынках оказать воздействие на цену ресурса. График спроса на ресурсы также будет нисходящим, но менее эластичным, чем в условиях чистой конкуренции.

P товара , Q ресурсов , то по закону убывающей отдачи MP , где D1 – спрос на экономические ресурсы на рынке с совершенной конкуренцией, а D2 – спрос на экономический ресурс на рынках с несовершенной конкуренцией. Отличие в характере эластичности спроса на ресурс.

 

3. Изменение спроса на ресурс определяется 3 факторами:

Во-первых: изменение спроса на готовый продукт, произведённый при помощи данного ресурса (связь прямая);

 

Во-вторых: изменение производительности самого ресурса (прямая связь). Повышение производительности возможно путём технологических усовершенствований, большего использования связанных с данным ресурсом ресурсов.

В-третьих: цена на другие ресурсы, а именно: ресурсы заменители и ресурсы дополнители. Если у данного ресурса есть заменители, то изменение в спросе на данный ресурс будет определяться либо эффектом замещения, либо эффектом объёма продукции. Эффект замещения вызывает однонаправленное изменение в спросе на ресурс, а эффект объёма продукции - разнонаправленное изменение в спросе на ресурс. Ресурсы дополнители: если происходит изменение в цене взаимодополняемого ресурса, то это приводит к разнонаправленному изменению спроса на ресурс.

Эластичность спроса на ресурс:

E ресурса =

Важнейшими факторами эластичности спроса на ресурс являются:

1) Коэффициент снижения предельного продукта;

2) Возможность ресурсозамещения (чем больше ресурсозаменителей, тем выше эластичность спроса);

3) Эластичность спроса на продукт (чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс);

4) Соотношение издержек на ресурс и общих издержек фирмы (чем больше общих издержек производства, приходящихся на ресурс, тем выше эластичность спроса на него);

При покупке ресурсов фирма руководствуется в зависимости от поставленных целей:

1) Правилом использования ресурсов: MRP = MRC;

2) Правилом минимизации издержек: = ;

3) Правилом максимизации прибыли с учётом использования ресурсов:

= =1; PL = MRPL; Pk = MRPk;

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)