Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Школьный тест умственного развития (ШТУР)




Этот тест разработан в АПН СССР под руководством К.М. Гуревича. Он дает возможность определить уровень освоения индивидом программы средней школы и степень умения гибко и творчески пользоваться полученными знаниями. Используется не только в школе, но и в работе с абитуриентами, а также при отборе сотрудников на конкурсной основе (в зависимости от специфики предстоящей деятельности и сложившихся или складывающихся требований к сотруднику в данном конкретном учреждении). Тест существует в двух вариантах. Рассмотрим один из них.

Инструкция для лиц со средним образованием гласит: "Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Вы будете выполнять шесть наборов заданий. Перед каждым заданием приводится пример того, как должны решаться все остальные задания данного набора. На выполнение всех заданий дается 45 мин. Два первых задания выявляют вашу общую осведомленность и позволяют судить о том, насколько адекватно вы используете научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третье задание выявляет умение устанавливать аналогии, четвертое — логические классификации, пятое — логические обобщения, шестое — находить правила построения числового ряда. В шести заданиях (т.е. субтестах) 119 вопросов, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл".

 

Задание № 1. Перед вами незаконченные предложения. В каждом из них не хватает одного слова. Из пяти слов, предложенных выше, вы должны выбрать и подчеркнуть то слово, которое правильно отвечает смыслу предложения.

Пример. Одинаковыми по смыслу являются слова биография и ... (а — случай, б — подвиг, в — жизнеописание, г — книга, д — писатель). Правильный ответ — жизнеописание. Это слово нужно подчеркнуть.

 

1. Эволюция — это... (а — порядок, б — время, в — постоянство, г —случайность, д — развитие).

2. Бодрое и радостное восприятие мира — это... (а — энергичность, б —стойкость, в — оптимизм, г — сентиментальность, д — хладнокровие).



3. Одинаковыми по смыслу являются слова антипатия и... (а — окружение, б — симпатия, в — отношение, г — расположение, д — неприязнь).

4. Государство, не находящееся в зависимости от других государств, является... (а — процветающим, б — единым, в — миролюбивым, г — суверенным, д — изолированным).

5. Систематизированный перечень каких-либо предметов — это... (а —аннотация, б — словарь, в — пособие, г — каталог, д — реестр).

6. Предельно краткий и четкий ответ называется... (а — красноречивым, б — исчерпывающим, в — лаконичным, г — детальным, д — спонтанным).

7. Миграция — это... (а — развитие, б — изменение, в — жизнь, г — переселение, д — движение).

8. Человек, который обладает чувством меры, называется... (а — объективным, б — сдержанным, в — тактичным, г — компетентным, д — скромным).

9. Интересная мысль, выраженная кратко и метко, называется... (а —афоризм, б — отрывок, в — рассказ, г — цитата, д — эпос).

10. Универсальный — это... (а — целенаправленный, б — единый, в —распространенный, г — полезный, д — разносторонний).

11. Противоположностью понятия уникальный будет... (а — драгоценный,б — распространенный, в — хрупкий, г — редкий, д — точный).

12. Массу 16 килограммов можно назвать... (а — фунтом, б — унцией, в —пудом, г — дюймом, д — пинтой).

13. Одинаковыми по смыслу являются слова самоуправление и... (а —автономия, б — народовластие, в — прогресс, г — обособленность, д —право).

14. Противоположностью понятия стабильный будет... (а — постоянный,б — уверенный, в — непрерывный, г — изменчивый, д — редкий).

15. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, — это... (а — социология, б — логика, в — филология, г — эстетика, д — философия).

16. Высказывание, которое еще не проверено, обозначается как... (а —парадоксальное, б — двусмысленное, в — случайное, г — гипотетическое, д —ошибочное).

17. Одинаковыми по смыслу являются слова гегемония и... (а — равноправие, б — господство, в — революция, г — зависимость, д — подавление).

18. Тотальный — это... (а — частичный, б — редкий, в — всеохватывающий, г — настойчивый, д — полный).

19. Равноценный заменитель чего-либо — это... (а — сырье, б — эквивалент, в — суррогат, г — подделка, д — дубль).

20. Конфронтация — это... (а — солидарность, б — переговоры, в — сотрудничество, г — агрессия, д — противоборство).

 

Задание №2. К каждому слову подберите из четырех такое, которое совпадает с ним по смыслу, т.е. является синонимом.

Пример. Век — ... (а — история, б — столетие, в — событие, г— прогресс). Правильный ответ — столетие. Это слово нужно подчеркнуть.

 

1. Аналогия —... (а — случай, б — явление, в — свойство, г — сходство).

2. Интернациональный — ... (а — многочисленный, б — международный, в — дружный, г — сплоченный).

3. Адаптироваться — ... (а — приспособиться, б — научиться, в — присмотреться, г — меняться).

4. Иронический — ... (а — мягкий, б — насмешливый, в — веселый, г —сатирический).

5. Симптом — ... (а — характер, б — система, в — качество, г — признак).

6. Импорт — ... (а — собственность, б — товар, в — ввоз, г — фирма).

7. Компенсировать — ... (а — терять, б — истратить, в — увеличить, г —возместить).

8. Надменность — ... (а — хамство, б — скрытность, в — высокомерие, г —чванство).

9. Антагонистический —... (а — враждебный, б — чужой, в — классовый, г — убежденный).

10. Интеллектуальный — ... (а — опытный, б — умственный, в — деловой, г — знающий).

11.Абсолютный — ... (а — властный, б — спорный, в — собственный, г —неограниченный).

12. Порицание — ... (а — критика, б — осуждение, в — внушение, г —преступление).

13. Дискуссия —... (а — мнение, б — спор, в — убеждение, г — беседа).

14. Утопический — ... (а — нереальный, б — идеальный, в — неопытный, г — ошибочный).

15. Консерватизм — ... (а — косность, б — самостоятельность, в — упрямство, г — повседневность).

16. Интерпретация — ... (а — толкование, б — сообщение, в — беседа, г — критика).

17. Нюанс — ... (а — образ, б — чувство, в — оттенок, г — слух).

18. Сентиментальный — ... (а — поэтический, б — грустный, в — чувствительный, г — странный).

19. Абстрактный — ... (а — практический, б — несущественный, в — одиночный, г — отвлеченный).

20. Объективный — ... (а — беспристрастный, б — правдивый, в — верный, г — полезный).

 

Задание №3. Перед вами три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти, предлагаемых на выбор, существует та же связь. Подчеркните это слово.

Пример. Песня — композитор, самолет — ... (а — аэропорт, б — полет, в — конструктор, г — горючее, д — истребитель). Правильный ответ — конструктор. Это слово нужно подчеркнуть.

 

1. Светло — темно, притяжение — ... (а — металл, б — молекула, в —отталкивание, г — взаимодействие, д —движение).

2. Крепостные крестьяне — рабы, феодалы — ... (а — король, б — рабовладельцы, в — церковь, г — сеньоры, д — дворяне).

3. Глагол — спрягать, существительное — ... (а — понятие, б — склонять, в — обозначать, г — образовывать, д — изменять).

4. Гольфстрим — течение, цунами — ... (а — Япония, б — катастрофа,в — шторм, г — Куросаво, д — волна).

5. Глаз — зрение, нос — ... (а — осязание, б — обоняние, в — лицо, г — рот, д — запах).

6. Запад — Восток, обмеление — ... (а — фарватер, б — засуха, в — юг, г — паводок, д — пороги).

7. Существительное — предмет, глагол — ... (а — бежать, б — качество, в — спряжение, г — действие, д — признак).

8. Квадрат — площадь, куб — ... (а — сторона, б — перпендикуляр, в —ребро, г — периметр, д — объем).

9. Жара — жажда, классы — ... (а — крестьяне, б — капитализм, в — рабовладельцы, г — государство, д — неравенство).

10. Лучи — угол, отрезки — ... (а — диагональ, б — точка, в — прямоугольник, г — хорда, д — линия).

11. Стихотворение — поэзия, былина — ... (а — сказка, б — богатырь, в —лирика, г — эпос, д — драма).

12. Нагревание — расширение, сила упругости — ... (а — пружина, б —взаимодействие, в — деформация, г — тело, д — вес).

13. Береза —дерево, рабовладельцы — ... (а — рабы, б — рабовладельческий строй, в — класс, г — эксплуатация, д — буржуазия).

14. Начало — конец, гармония — ... (а — беспорядок, б — мораль, в —понятие, г — еинство, д — слаженность).

15. Число — дробь, состояние вещества — ... (а — объем, б — молекула,в — железо, г — газ, д — температура).

16. Птицы — воробьиные, млекопитающие — ... (а — кенгуру, б — лошадь, в — теленок, г — насекомые, д — грызуны).

17. Круг — окружность, шар — ... (а — сфера, б — пространство, в — дуга, г — радиус, д — сегмент).

18. Слово — буква, предложение — ... (а — союз, б — фраза, в — слово,г — запятая, д — тетрадь).

19. Феодализм — капитализм, капитализм — ... (а — социализм, б —феодализм, в — капитализм, г — общественный строй, д — классы).

20. Повышение атмосферного давления — ясная погода, циклон — ... (а —осадки, б — солнце, в — антициклон, г — погода, д — метеослужба).

21. Дыхание — углекислый газ, фотосинтез — ... (а — воздух, б — кислород, в — хлорофилл, г — свет, д — лист).

22. Пила — пилить, аккумулятор — ... (а — включать, б — проводить, в —нагревать, г — превращать, д — накапливать).

23. Человек — толпа, клетка — ... (а — растение, б — плод, в — микроскоп, г — ядро, д — ткань).

24. Океан — глубина, климат — ... . (а — географическая широта, б —влажность, в — растительность, г — местность, д — рельеф).

25. Абсолютизм — демократия, товарно-денежные отношения —... (а — натуральное хозяйство, б — торговля, в — ремесло, г — товар, д — промышленность).

 

Задание №4. Перед вами пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Подчеркните его.

Пример. Не подходит слово ... (а — тарелка, б — чашка, в — стол, г — кастрюля, д — чайник). Правильный ответ — стол. Это слово нужно подчеркнуть.

 

1.Не подходит слово ... . (а — запятая, б — точка, в — двоеточие, г —тире, д — союз).

2. Не подходит слово ... (а — глобус, б — меридиан, в — полюс, г — параллель, д — экватор).

3. Не подходит слово ... (а — морфология, б — синтаксис, в — пунктуация, г — орфография, д — терминология).

4. Не подходит слово ... (а — движение, б — инерция, в — вес, г — колебание, д — деформация).

5. Не подходит слово ... (а — круг, б — треугольник, в — трапеция, г — квадрат, д — прямоугольник).

6. Не подходит слово ... (а — картина, б — мозаика, в — икона, г — скульптура, д — фреска).

7.Не подходит слово … (а — рабочий, б — крестьянин, в — раб, г — феодал, д — служащий).

8.Не подходит слово ... (а – легенда, б- драма, в - комедия, г – трагедия, д — пьеса).

9.Не подходит слово ... (а – аорта, б – пищевд, в – вена, г – сердце, д — артерия).

10. Не подходит слово … (а – Канада, б – Бразилия, в – Испания, г - Аргентина, д — Колумбия).

11. Не подходит слово … (а — тело, б — площадь, в — объем, г — вес, д – скорость).

12. Не подходит слово … (а – направление, б – курс, в – маршрут, г – азимут, д - компас).

13. Не подходит слово … (а – корень, б – стебель, в – лист. Г – тычинка, д - цветок).

14. Не подходит слово … (а — пролог, б — кульминация, в — информация, г — развязка, д — эпилог).

15. Не подходит слово I.. (а — метафора, б — монолог, в — эпитет, г — аллегория, д — преувеличение).

16. Не подходит слово ... (а — товар, б — город, в — ярмарка, г — натуральное хозяйство, д — деньги).

17. Не подходит слово ... (а — цилиндр, б — куб, в — многоугольник, г — шар, д — пирамида).

18. Не подходит слово ... (а — Куба, б — Япония, в — Вьетнам, г — Великобритания, д — Исландия).

19. Не подходит слово ... (а — история, б — астрология, в — биология, г — астрономия, д — медицина).

20. Не подходит слово ... (а — дождь, б — снег, в — осадки, г — иней, д — град}.

 

Задание № 5. Перед вами два слова. Определите, что общего между ними, и напишите рядом.

Пример. Ель — сосна. Правильный ответ — хвойные деревья.

 

1. Европа — Австралия.

— маршрут, г — лист, г — тычин-

2. Жидкость — твердое тело.

3. Почки — желудок.

4. Лиссабон — Луанда.

5. Деление — вычитание.

(а — направление, б — курс, в (а — корень, б — стебель, в —

6. Феодализм — социализм.

7. Алгебра — геометрия.

8. Сила тока — напряжение.

9. Предательство — трусость.

10. Дождь — град.

11. Землетрясение — смерч.

12. Мастерская — мануфактура.

13. Водохранилище — арык.

14. Роман — рассказ.

15. Температура — атмосферное давление.

16. Реформа — революция.

17. Спора —семя.

18. Метафора — аллегория.

 

Задание №6. Перед вами ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача определить число, которое должно быть продолжением соответствующего ряда, и написать его.

Пример. 9, 7,10, 8,11, 9, 12, ....

Правильный ответ — 10. В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3.

 


1. 6, 9, 12, 15, 18, 21

2. 9, 1, 7, 1, 5, 1, … .

3. 2, 3, 5, 6, 8, 9, … .

4. 10, 12, 9, 11, 8, 10, … .

5. 1, 3, 6, 8, 16, 18, … .

6. 3, 4, 6, 9, 13, 18, … .

7. 15, 13, 16, 12, 17, 11, … .

8. 1, 2, 4, 8, 16, 32, … .

9. 1, 2, 5, 10, 17, 26, … .

10. 1, 4, 9, 16, 25, 36, … .

11. 1, 2, 6, 15, 31, 56, … .

12. 31, 24, 18, 13, 9, 6, … .

13. 174, 171, 57, 54, 18, 15, … .

14. 54, 19, 18, 14, 6, 9, … .

15. 301, 294, 49, 44, 11, 8, … .


 

Таблица 1.

КРИТЕРИИ ДЛЯ ВЫВОДОВ

Уровень умственного развития Баллы
Низкий Менее 60
Средний 61—110
Высокий Свыше 110

 





Читайте также:





Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)