МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
|
Декан факультета
_________________( Сорокин В.В.)
« 02 »июня 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Профессиональная этика юриста
(наименование учебной дисциплины)
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
(бакалавриат, магистратура, подготовка специалистов)
Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»
Профиль: общий
Форма обучения: очная, заочная
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)
Срок освоения ООП: нормативный
(нормативный или сокращенный срок обучения)
Факультет: юридический
Кафедра: уголовного процесса и криминалистики
Барнаул
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1) ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр))
утвержденный Министерством образования и науки РФ «4» мая 2010 №464
2) Учебный план общего профиля подготовки бакалавра очной формы обучения
по направлению 030900.63 «Юриспруденция»
одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «АлтГУ» от «26» января 2011г., протокол № 7
3) Учебный план общего профиля подготовки бакалавра заочной формы обучения
по направлению 030900.63 «Юриспруденция»
одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «АлтГУ» от «24» мая 2011г., протокол № 11
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры
уголовного процесса и криминалистики
от « 01 »июня 2011 г., протокол № 12
Заведующий кафедрой ______________ ( Гавло В.К. )
Разработчики:
преподаватель
(занимаемая должность)
|
(подпись)
|
Л.Ю. Кирюшина
(инициалы, фамилия)
|
Председатель методической комиссии факультета:
доцент
(занимаемая должность)
|
(подпись)
|
Н.Я. Гринчинко
(инициалы, фамилия)
|
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(обязательный раздел)
Целями освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика юриста» являются:
(наименование учебной дисциплины)
- познание и усвоение знаний о нравственной сущности юридической профессии, при осуществлении судебной деятельности;
- изучение характера и механизма действий правовых норм в судебной этике юриста, их взаимодействие с требованиями общественной морали и нравственности;
- совершенствование правильного понимания нравственных аспектов деятельности представителей отдельных юридических профессий и умение применять их на практике;
- подготовку специалиста высшей квалификации, способного на определение собственной нравственной позиции в сфере действия правового регулирования.
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.
1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА(обязательный раздел)
1.2.1. Учебная дисциплина судебная этика относится к циклу: гуманитарный, социальный и экономический цикл (базовая часть)
1.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- «Правоохранительные органы РФ»
(наименование предшествующей учебной дисциплины)
– «Конституционное право»
(наименование предшествующей учебной дисциплины)
1.2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
– «Юридическая психология »
(наименование последующей учебной дисциплины)
– «Ювенальная психология»
(наименование последующей учебной дисциплины)
1.2.4. Указать связь дисциплины с итоговой государственной аттестацией в виде государственного экзамена
Дисциплина «Профессиональная этика юриста» не входит в комплексный государственный экзамен
1.3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(обязательный раздел)
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
ОК-1: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-2:способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ПК-4:способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с
законом;
ПК-9:способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы
человека и гражданина;
Детальное описание изложено в Карте компетенций дисциплины.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ(обязательный раздел):
Очное отделение
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
№ 3
| №
| №
| №
|
часов
| часов
| часов
| часов
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
|
Лекции (Л)
|
|
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
|
Курсовая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие виды СРС:
| -
| -
| -
| -
| .
|
Индивидуальное домашнее задание
|
|
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Научно-исследовательская работа
|
|
|
|
|
|
Подготовка к семинару
|
|
|
|
|
|
СРС в период промежуточной аттестации
|
|
|
|
|
|
Подготовка к аттестации
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
| зачет (3)
|
|
|
|
|
|
экзамен (Э)
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: Общая трудоемкость
| часов
|
|
|
|
|
зач. ед.
|
|
|
|
|
| | | | | | | |
2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ(обязательный раздел):
Заочное отделение
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
№ 3
| №
| №
| №
|
часов
| часов
| часов
| часов
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
|
Лекции (Л)
|
|
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
|
Курсовая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие виды СРС:
| -
| -
| -
| -
| .
|
Индивидуальное домашнее задание
|
|
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Научно-исследовательская работа
|
|
|
|
|
|
Подготовка к семинару
|
|
|
|
|
|
СРС в период промежуточной аттестации
|
|
|
|
|
|
Подготовка к аттестации
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
| зачет (3)
|
|
|
|
|
|
экзамен (Э)
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: Общая трудоемкость
| часов
|
|
|
|
|
зач. ед.
|
|
|
|
|
| | | | | | | |
В приложении к диплому итоговая оценка по учебной дисциплине, изучаемая в течение нескольких семестров, указывается (выделите выбранный вариант):
А) средняя оценка за все семестры изучения учебной дисциплины
Б) оценка за семестр № 3 (зачет для заочного отделения); (Экзамен для дневного отделения)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2.1. Содержание разделов учебной дисциплины(обязательный раздел)
№ раздела
| Наименование раздела
учебной дисциплины
| № семестра
| Содержание раздела в дидактических единицах
|
| Мораль и этика в профессиональной деятельности юриста.
| 1 семестр
| Понятие морали. Понятие морального сознания. Мораль, как один из регуляторов общественных отношений. Взаимодействие права и морали. Моральные принципы и нормы. Мораль в системе факторов правоохранительной деятельности. Основные этические категории: понятие, содержание. Зависимость нравственного поведения от о морального сознания и правосознания.
|
| Понятие судебной этики и ее значение
| 1 семестр
| Судебная этика: понятие, содержание система. Судебная этика, как разновидность профессиональной этики. Нравственная культура. Функционально видовой и личностный критерий формирования судебной этики. Профессиональный долг: значение, содержание. Нравственная сущность служения обществу и государству. Понятие морального выбора в деятельности юриста. Моральный выбор: содержание и структура. Нравственные качества юриста: нравственный конфликт и моральная ответственность.
|
| Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности
| 1 семестр
| Генезис норм, институтов и принципов по правам человека. Декларация о правах человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Нравственное содержание Конституции РФ. Влияние международных стандартов в сфере прав и свобод человека на нравственное содержание Конституции РФ. Признание естественное природы прав и свобод человека, гарантии охраны жизни, чести, достоинства человека, личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища, охран частной жизни как общепризнанных нравственных ценностей. Нравственное содержание отраслевого законодательства. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: нравственное содержание, принципы уголовного судопроизводства. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.
|
| Нравственные начала осуществления правосудия
| 1 семестр
| Этические основы правосудия и судебного разбирательства. Нравственные требования к деятельности судебной власти. Справедливость как важнейшее требование судебной власти. Презумпция невиновности. Объективность, беспристрастность, компетентность, справедливость как важнейшие нравственные требования в деятельности судебной власти. Роль председательствующего по делу. Нравственное содержание приговора и других решений суда.
|
| Морально-нравственная характеристика судебной деятельности (по уголовным делам)
| 1 семестр
| Общие требования, предъявляемые к личности судьи, роль жизненного опыта, нравственные убеждения в деятельности судьи. Морально-нравственная характеристика деятельности судьи. Нравственная оценка деятельности судьи. Судейская этика. Правила поведения судьи с участниками уголовного судопроизводства. Этические требования во внеслужебной деятельности судьи. Этика общения с представителями СМИ.
|
6.
| Этические особенности публичного выступления
| 1 семестр
| Деловое общение, его виды и формы. Подготовка к вступлению. Техника и тактика аргументирования. Культура речи. Этика судебных прений. Общие нравственные требования к участникам прений. Уважительное отношение к оппоненту. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Конфликт: понятие, классификация, значение. Причины и последствия конфликтов. Психологическое состояние участников судебного разбирательства. Разрешение конфликтов и стратегия поведения в деятельности юриста.
|
7.
| Особенности деятельности прокурора в суде
| 1 семестр
| Соотношение требований права и морали в деятельности
прокурора. Присяга прокурора. Этика обвинительной речи прокурора. Структура судебной речи - ее логика и психология построения, ее композиционный план. Цель, язык, стиль речи, структура, основные требования, предъявляемые к судебной речи. Коммуникативные способности прокурора.
|
8.
| Морально-нравственные аспекты в деятельности адвоката- защитника
| 1 семестр
| Основные принципы деятельности адвоката. Кодекс профессиональной этики. Процессуальная функция адвоката по защите подсудимого в суде. Психологическая и этическая составляющая деятельности адвоката. Основные задачи адвоката. Нравственные требования в деятельности адвоката, моральный и материальный аспект во взаимоотношениях с клиентом. Адвокатская тайна. Особенности речи адвоката. Основные грубые этические нарушения в речи адвоката. Коммуникативные, психологические и ораторские способности адвоката. Морально-нравственное содержание действий адвоката как представителя в суде.
|
9.
| Особенности проведение допроса и других действий в судебном следствии
| 1 семестр
| Разновидности допроса: основной, перекрестный и другие. Психологические особенности участников уголовного судопроизводства. Причины самооговора. Разоблачение лжесвидетельств. Требования, предъявляемые к вопросам. Установление психологического контакта с допрашиваемым.
|
Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля: для дневного отделения
Номер раздела учебной дисциплины
| № семестра
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
|
Л
| ЛР нет
| ПЗ (С)
| СРС
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
| 1 семестр: 17 недель
|
| 1 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| 1 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| 1 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| 1 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| 1 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| 1 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| 1 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| 1 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| 1 семестр
|
|
|
|
|
|
|
Итого
| 1 семестр
|
|
|
|
|
|
|