Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВТОРАЯ ГЛАВА. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НРАВСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА




Профессиональная деятельность является необходимым элементом жизни общества, возникшим в результате исторически сложившегося разделения труда.

Профессиональная деятельность необходима для общества и дает человеку возможность существования и развития. В современной системе социальной стратификации профессионально-должностной статус личности является базисным статусом, основой интегрального социального статуса. Социальный статус обозначает конкретное место, которое человек занимает в данной социальной системе, его социальное, экономическое и производственно-техническое положение. Современное общество все чаще определяют как общество профессионалов, людей, обладающих какой-либо профессией. Итак, что же такое профессия? Прежде всего, профессия– определенный и названный обществом особый род функций, который выполняют люди, обладающие особой системой знаний, умений и навыков. «Профессия – институциализированный и существующий в рамках потребностей общества и его хозяйства вид трудовой деятельности. Профессиональная структура общества складывается на основе разделения труда и вместе с появлением устойчивых общественных потребностей в том или ином его виде. На определенном этапе разделения труда профессиональная структура формируется как относительно независимая от социальной, которая предоставляет членам общества определенную свободу выбора профессий., отсутствующую в кастовом обществе. С развитием профессиональной структуры общества социальное положение людей, их социальный статус все больше зависит от того, как они выполняют свою профессиональную роль» [4. С.318].

Развитие экономики, науки, культуры побуждают в наши дни все чаще говорить о профессионализме как мериле деловых качеств человека и способности выполнять свои профессиональные функции с максимальной пользой для общества. Профессионализм, прежде всего, есть подтверждение возможности заниматься данной деятельностью на достойном творческом и технологическом уровне, преуспевание в профессии.



Можно выделить составляющие профессионализма:

профессиональная востребованность,

профессиональная пригодность,

профессиональная компетентность,

профессиональная удовлетворенность,

профессиональный успех.

Профессиональная востребованность определяется спросом на ту или иную профессию, на количество специалистов-профессионалов в обществе, в конкретных отраслях экономики и государственной деятельности.

Профессиональная пригодность – природное соответствие человека избранному им виду профессиональной деятельности прежде всего по его соматическим и психофизиологическим данным, а затем склонностям и личным намерениям.

Успешное исполнение профессиональных функций предполагает большие требования к компетентности и квалифицированности специалистов. Компетентность – обладание знаниями, опытом и умением, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий. Специалист - профессионал должен руководствоваться принципами инновационности (творческий поиск, способность к риску, стремление к рационализаторству и введению нового и т.п.) и прагматизма (работа на результат, рациональное использование рабочего времени и т.п.).

Трудовая деятельность является условием самореализации личностью своих природных и профессиональных данных. Чем адекватнее трудовая деятельность личностным данным, тем лучше они проявляется в ней, тем выше удовлетворенность человека результатами своей профессиональной деятельности

Профессионального успеха будут достигать не все люди, занимающиеся различными видами профессиональной деятельности, а те, кто обладает наибольшими способностями и волей и реализации себя. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, - писал К.Д. Ушинский, - то счастье само вас отыщет». Профессиональный успех – не только должностная карьера и материальная обеспеченность, но и самореализация личности в трудовой деятельности, обретение людского признания, передача профессионального мастерства.

Подлинный профессионализм невозможен без высокой профессиональной культуры. Профессиональная культура – это, прежде всего, система ценностей, которой специалист руководствуется в своей деятельности. Кроме того, это культура профессионального мышления, включающая, помимо владения специальными методами, и широту интересов, деловую культуру, культуру поведения.

Сущность профессионализма не является лишь суммой профессиональных знаний и навыков. Подлинный профессионализм включает в себя нравственную доминанту: понимание специалистом своего профессионального долга, моральной ответственности, серьезное отношение к вопросам профессиональной чести.

Само понятие «профессиональной этики» тесно связано с существованием профессиональных кодексов (этика в прямом смысле слова есть философская наука о морали). Профессиональная этика - так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Особые кодексы поведения вырабатываются с целью поддержать престиж профессиональных групп в обществе. Так, едва ли не самая первая клятва на верность профессии появилась в среде людей, призванных гуманно служить человеку. Знаменитая клятва Гиппократа не потеряла своего значения до наших дней.

Кроме того, профессиональные группы стремятся выработать и закрепить моральные нормы, регулирующие отношение членов групп друг к другу. Например, ремесленные цеха в городах Западной Европы в эпоху средневековья создавали многочисленные уставы – правила, ставящие членов цеховой общины в равные условия трудовой деятельности. В процессе развития производства наблюдалось постоянное углубление разделения труда и внутри профессий, усложнение трудовых функций специалистов. Соответственно усложняется характер межличностных отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности.

В современном мире принято множество профессиональных кодексов – врачей, юристов, журналистов, архитекторов, ученых, государственных служащих, парламентариев и других групп; существуют специфические нормы поведения для разных видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов свидетельствует о нравственном прогрессе человечества.

О профессиональной морали можно говорить применительно к формированию нравственных отношений между руководителем и подчиненными, между сотрудниками разных специальностей. Эти отношения регулируются служебной этикой. Неслучайно, что сегодня в центре внимания сегодня находится этика управления и инженерная этика. Нарушение норм профессиональной морали оказывает негативное влияние на статус той или иной профессиональной группы. Ценности и нормы профессиональной морали являются важнейшим инструментом регуляции поведения специалиста.

Этика профессионалов должна соответствовать общечеловеческим гуманистическим критериям. Зачастую, провозглашая принципы гуманизма, профессиональные кодексы отстаивают обособленные корпоративные интересы профессиональных групп, порождая «корпоративную мораль», отчуждая «мир профессионалов» от общепринятого ценностного контекста. Все шире распространяется мнение, что зачастую профессионалы действуют не на благо общества в целом, а преследуют цели защиты собственных «клановых интересов». Так, врачи, заявляя о приоритетном праве «лечить» заболевания медицинскими препаратами, приносят вред обществу, скрывая тот факт, что основными причинами заболеваний людей являются нелюбимая работа, стяжательство, конкуренция, отсутствие настоящих возможностей для творчества и контроля над своей собственной жизнью и множество других социальных факторов.

С одной стороны, общество само предоставляет профессионалам право на доступ к недозволенным знаниям, разрешает действия, запрещенные для остальных и даже для самого специалиста - профессионала во внерабочее время или за пределами места работы (например, некоторые виды врачебной практики, научная деятельность и т.п.). С другой стороны, сегодня профессионалы не защищены от критики в обществе. Кроме того, существует немного профессий, которые могут претендовать на былую «независимость» от общества и интересов правящих классов. Например, и в западных странах, и в России, большинство врачей работают в рамках государственной системы здравоохранения, большинство преподавателей – в рамках системы государственного образования, многих адвокатов, архитекторов и бухгалтеров берут на работу крупные корпорации и компании. Появились новые профессии в результате роста управленческого аппарата, а также внедрения научно-технических новшеств. Реклама, телевидение, работа в сфере социального обслуживания претендуют на высокий статус профессии.

Во второй половине ХХ века получила распространение идея «нейтральной» профессиональной этики. Так, английский мыслитель Б. Рассел провозгласил основным принципом независимой этики ученых и философов научную правдивость. Научная правдивость – убеждения, основанные на непредвзятых наблюдениях и выводах, лишенные всяческого пристрастия. Следование таким этическим нормам должно умерить фанатизм и помочь разрешению различных конфликтов.

Однако сегодня вряд ли уместно говорить об этической «нейтральности» профессиональных кодексов, так как крайне обострился вопрос об антигуманном использовании потенциала научных открытий (использование ядерной энергии, экологические проекты, технологии «генной инженерии» и т.п.). В наше время самой сложной проблемой профессиональной этики становится проблема нравственной ответственности специалистов за использование достижений научно - технического прогресса, хранение, передачу и умножение знаний.

Необходимо подчеркнуть, что самые совершенные профессиональные навыки в отрыве от нравственной оценки ничего не говорят о профессионализме (равно, как и наоборот). Отсутствие нравственной составляющей делового поведения получило название дефицита профессионализма.

Профессиональная деятельность крайне многообразна, она регламентирована кодексами, правилами, нормами. Но при всем их разнообразии существуют общие нравственные принципы, которые составляют наряду с компетентностью, квалифицированностью и деловой активностью сущность профессионализма.

Особую значимость проблема нравственного регулирования профессиональных отношений приобретает в «обществе конкуренции», в системе хозяйствования, построенной на принципах либерализма – рыночной экономике. Проблема эта особенно актуальна для нашей страны, так как в современной России осуществляется переход к цивилизованным рыночным отношениям, формируется правовое гражданское общество, основанное на исключающем вседозволенность соблюдении прав и свобод личности.

Контрольные вопросы:

1. Какое определение профессии Вы могли бы дать?

2. Какие главные составляющие профессионализма Вы могли бы выделить?

3. В чем состоит суть идеи «нейтральной» профессиональной этики?

4. Какими нравственными принципами должны руководствоваться профессионалы в условиях рыночной экономики?

Темы рефератов:

1. Профессиональная идентичность как ценность современного общества.

2. Профессиональные моральные кодексы: история возникновения и роль в обществе.

3. Профессиональная структура общества и социальные последствия профессионального разделения труда.

4. Социальная мотивация профессиональной деятельности.

Литература:

1. Большой толковый социологический словарь. Т. 2: Пер. с англ. – М., 1999, с. 105-107.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

3. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. – М., 1998.

4. Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. / Под ред. С.А. Кравченко. – М., 2001, с.318.

5. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера.

6. Управленческая антропология. - М., 1999.

7. Котов Д.П. Профессиональный долг. – М., 1979.

8. Турбовской Я. Без профессионализма нет ответственности //Народное образование. – 1999. - № 10. - С.215-222.

9. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. – 1997. № 4. – С. 28-38.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1127)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)