Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



2015-11-08 563 Обсуждений (0)
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них:

очная форма обучения: 20 часов – лекции, 28 часов – семинарские занятия, 24 часа – самостоятельная работа;

очно-заочная форма обучения: 8 часов – лекции, 8 часов – семинарские занятия, 56 часов – самостоятельная работа.

Дисциплина читается в течение 2 семестра на I курсе обучения.

Методика изучения курса предполагает чтение лекций с использованием мультимедийного и других современных технических средств обучения, проведение семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов в соответствии с предлагаемой программой курса.

Самостоятельная работа, являясь важным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных источников (основной и дополнительной литературы) в целях дополнения лекционных материалов и более глубокой подготовки к семинарским и практическим занятиям. Для самопроверки и оценки готовности к экзаменам рекомендуется работа с тестами. Для текущего контроля знаний на семинарских занятиях могут использоваться письменные блиц-контрольные работы, терминологические диктанты.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очная форма обучения)

№ п/п Раздел дисциплины Всего Аудиторные занятия (часы) Самост. работа
Лекции Семинары
  РАЗДЕЛ I. Этика как наука и история этических учений        
Тема 1. Этика, ее предмет, задачи, структура
Тема 2 . Этические идеи Древнего мира.
Тема 3 . Этическая мысль Средневековья и Возрождения.
Тема 4 . Этические учения Нового времени и Западная этическая мысль ХХ века.
  РАЗДЕЛ II. Социальная природа, сущность, структура и функции морали.        
Тема 5. Мораль: проблема происхождения и сущности 1*
Тема 6. Структура морали 1*
Тема 7. Специфика и функции морали
  РАЗДЕЛ III. Моральные ценности человека в основных категориях этики        
Тема 8. Основные категории этики и их классификация
Тема 9. Высшие моральные ценности: долг, смысл жизни, счастье. 1* 2*
Тема 10. Содержание и особенности морального самосознания: совесть, честь, достоинство 1*
Тема 11. Проблема морального выбора, свободы и ответственности 2*
  РАЗДЕЛ IV. Профессиональная этика юриста        
Тема12. Профессиональная этика юриста как вид профессиональной этики 2*
Тема 13. Нравственные основы законодательства о правосудии и право­охранительной деятельности 2* 2*
Тема14.Этика предварительного следствия.
Тема15.Нравственные основы осуществления правосудия. 2*
Тема 16. Этика судебных прений. 2*
Тема17.Этические и нравственные основы деятельности представите­лей отдельных юридических профессий.
Тема18.Этикет в профессиональной деятельности юриста 2*
  Итого 20/8* 28/12*

Примечание: *знаком выделены темы, по которым проводятся активные и интерактивные формы обучения

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очная форма обучения)

№ п/п Раздел дисциплины Всего Аудиторные занятия (часы) Самост. работа
Лекции Семинары
  РАЗДЕЛ I. Этика как наука и история этических учений        
Тема 1. Этика, ее предмет, задачи, структура    
Тема 2 . Этические идеи Древнего мира.      
Тема 3 . Этическая мысль Средневековья и Возрождения.      
Тема 4 . Этические учения Нового времени и Западная этическая мысль ХХ века.      
  РАЗДЕЛ II. Социальная природа, сущность, структура и функции морали.        
Тема 5. Мораль: проблема происхождения и сущности   0,5*  
Тема 6. Структура морали   0,5*  
Тема 7. Специфика и функции морали   0,5  
  РАЗДЕЛ III. Моральные ценности человека в основных категориях этики        
Тема 8. Основные категории этики и их классификация   0,5
Тема 9. Высшие моральные ценности: долг, смысл жизни, счастье.      
Тема 10. Содержание и особенности морального самосознания: совесть, честь, достоинство      
Тема 11. Проблема морального выбора, свободы и ответственности    
  РАЗДЕЛ IV. Профессиональная этика юриста        
Тема12.Профессиональная этика юриста как вид профессиональной этики   1*
Тема 13. Нравственные основы законодательства о правосудии и право­охранительной деятельности   1* 1*
Тема14.Этика предварительного следствия.    
Тема15.Нравственные основы осуществления правосудия.     1*
Тема 16. Этика судебных прений.   1*
Тема17.Этические и нравственные основы деятельности представите­лей отдельных юридических профессий.    
Тема18.Этикет в профессиональной деятельности юриста   1*
  Итого 8/3* 8/4*

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛI. Этика как наука и история этических учений

Тема 1. Этика, ее предмет, задачи, структура

Этика как учение о морали и компонент духовной культуры. Место этики в системе философского и гуманитарного знания: этика как "практическая философия" и теория нравственности. Связь этики с практикой преобра - зования социальной действительности и человека. Описательные, объяснительно-теоретические и нормативно-мировоззренческие задачи этики. Виды этики: этика гуманистическая и авторитарная. Структурные уровни этики: философско-методологические проблемы, история морали и нравов, история этических учений, социология морали, прикладная этика (теория нравственного воспитания, управление моральными процессами, профессиональная этика и т.д.). Изменение и обогащение структуры этики в процессе развития науки. Аксиология как ценностный аспект этики, деонтология как этическое учение о должном и сущем.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-9

Тема 2 . Этические идеиДревнегомира.

Становление этических воззрений как отражение развития общества и самосознания человека. Этическая трактовка мира в странах Древнего Востока: Древний Китай, Древняя Индия. Наивно-нравоучительный характер древневосточных этических воззрений. Истоки религиозной и светской морали и этики. «Книга мертвых» – памятник заупокойной литературы. «Учение о жизни и обучение благу» – памятник дидактической литературы. Этика Античной Греции и Древнего Рима как учение о добродетелях и совершенной личности. Возникновение основных типов этических теорий: гедонизма, эвдемонизма, рационализма, релятивизма.

Этический рационализм Сократа: «добродетель есть знание», «познай самого себя». Проблема высшего блага в этике Аристотеля. Учение о добродетелях. Справедливость как высшая добродетель. Скептицизм этики Цицерона. Проблема смысла жизни и добродетели в «письмах Луцилию» Сенеки. Стоицизм как предшественник морального учения христианства.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2

Тема 3 . Этическая мысль Средневековья и Возрождения.

Христианская этика Средневековья. Религиозная утилизация морали. Вера, Надежда, Любовь – высшие христианские добродетели. Блаженный Августин. Бог – источник морали. Проблема греховности человека и злой воли. Учение о предопределении и божественной благодати.

Аквинский Фома. Учение о «свободе воли». Попытки примирить веру и разум. Теологические и светские добродетели. П. Абеляра как выражение протеста против этики католицизма. «Духовные проповеди и рассуждения» Мейстера Экхарта – утверждение морального величия человека. Гуманистическая этика Возрождения. Идеи гуманизма и всестороннее развитие человеческой личности. Развитие индивидуализма в этике (Лоренцо Валла, Пико де Мирандола, Пьетро Помпонацци). Проблема связи этики и политики: «Государь» Никколо Макиавелли и оправдание аморализма. Этическая оценка цели и средства. Джордано Бруно «О героизме и героическом энтузиазме». Этика утопического коммунизма. Томас Мор о причинах вырождения, об источниках зла и несправедливости. Проблема равенства, нравственной свободы и ответственности в «Утопии» Томмазо Кампанеллы.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2

Тема 4. Этические учения Нового времени и Западная этическая мысль ХХ века.

Натурализм и рационализм в обосновании морали. Социальная этика Т.Гоббса. Проблема свободы и необходимости в этике Б.Спинозы. Этика либерализма и общественный договор Дж. Локка. Этический смысл концепции «естественных прав». Проблема внерационального обоснования морали. Французские материалисты Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Принцип «разумного эгоизма». Социально-этические взгляды Ж.-Ж. Руссо. Этические проблемы в творчестве социалистов-утопистов. Моральная философия И. Канта. Автономия морали. Категорический императив как нравственный закон. Гегель о природе морали и нравственности.Объективация морального феномена в философии Гегеля. «Жизненная» этика Л.Фейрбаха: натурализм против религии и идеализма. Проблемы морали в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Социально-исторический подход к морали. Материализм и диалектика как методологические принципы. Эволюционная этика Г.Спенсера. Проблемы нравственных ценностей в философии неокантианцев и в социологии М.Вебера. Проблемы морали в «философии жизни». Этические взгляды А.Шопенгауэра. «Имморализм» Ф.Ницше.Этическая мысль ХХ века. Позитивистские и логико-аналитические направления. Этические проблемы современной религиозной философии. Этика и психоанализ. Социально-психологическая интерпретация нравственности Э. Фроммом. Проблемы нравственности и свободы выбора в экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А.Камю. Особенности развития этики в России (ХIХ-ХХ вв).

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2

РАЗДЕЛ II. Социальная природа, сущность, структура и функции морали.

Тема 5. Мораль: проблема происхождения и сущности

Мораль как форма общественного сознания. Мораль как специфический способ духовно-практического освоения мира и ценностно-императивное отношение.

Происхождение морали. Сущность как главное и необходимое, как качественная определенность морали: регулятивность, социальность, историчность, социальная неоднородность. Мораль, право, политика – род социальных регуляторов. Цели и средства регуляции – определители единства и различий видов социальной регуляции. Основные противоречия морали как источник её развития: сущее и должное, личное и общественное, должное и желаемое, общечеловеческое и классовое, альтруизм и эгоизм и т.д. «Человеческий смысл» морали и нравственности, общечеловеческий статус этоса.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

- лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-9

Тема 6. Структура морали

Мораль как система нравственных принципов, норм и идеалов. Гуманизм, альтруизм, любовь, уважение к личности как высшие нормы духовности. Равнодушие и жестокость как их антиподы. Структура морали. Взаимосвязь морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. Моральное сознание: единство информационно-рационального и чувственно-эмоционального, императивного и ценностного. Нравственные отношения человека к природе, обществу, другому человеку, самому себе как выражение морального сознания. Моральное поведение. Структура морального поступка. Проблема целей и средств, мотива и оценки в человеческом поведении.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

- лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-9

Тема 7. Специфика и функции морали

Специфика морали – особенные, отличительные, уникальные признаки. Историческая долговечность, всеобъемлемость, неинституциональность, деятельностная необособленность. Основные функции морали и их роль в жизни общества. Проблема выделения функций морали. Изменение функций морали, их числа и способов проявления в истории развития общества. Соблюдение принципа необходимости и достаточности при определении числа функций морали. Проблема определения ведущей функции морали. Регулятивная, познавательная и воспитательная функции – минимальное число функций морали, повседневность моральной регуляции. Оценочная, ценностно-ориентационная, мировоззренческая функции – аксиологическое проявление морали. Адаптивная и коммуникативная функции морали – её интегративные проявления. Человекотворческая функция и функция спасения человека и человеческого рода – уровень смысла, сверхзначения морали.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2

РАЗДЕЛIII. Моральные ценности человека в основных категориях этики

Тема 8. Основные категории этики и их классификация

Категории этики как ступени познания общих закономерностей и процессов морали. Социально-историческая, классовая природа содержания этических категорий, их динамичность и изменчивость. Классификация этических категорий. Основные точки зрения на классификацию этических категорий. Функции этических категорий. Онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты изучения морали как основа систематизации этических категорий. Традиционная и нетрадиционная системы категорий этики. Соотношение этических категорий с понятиями морального сознания. Высшие моральные ценности и основные категории этики. Добро и зло. Благо. Современные этические представления о добре. Понятие добродетели. Характеристика зла. Виды зла. Рели­гиозные теории происхождения зла. Мораль как выбор добра и отвержение зла.

Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-9



2015-11-08 563 Обсуждений (0)
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (563)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)