По русскому языку и литературе
I.Задания репродуктивного характера, направленные на выявление нормативного когнитивного содержания
1. Давайте вспомним, как произносятся эти слова, и расставим в них ударение: Апостроф, афиняне, береста, заплесневелый, запломбировать, квашение, издревле, оптовый, откупорить, подреберье, сторицей, шасси, осведомить, буйволица, втридорога, заржаветь, квартал, кожух, мизерный, несессер, сливовый, сумерничать, толика, ходатайствовать. 2. Как следует произносить слова: Потуп`иться или пот`упиться? Языков`ой или язык`овый? Завихр`иться или зав`ихриться? 3. Как, на ваш взгляд, ударение в фамилиях С`околов (на 1-м слоге) и Сокол`ов (на 3-м слоге) связано с этимологией этих слов?
4. Каковы значение и происхождение слова глаголица? 5. Объясните значение и происхождение слова кромешник. 6. Объясните,чем различаютсякладезьиколодезь? 7. Знаете ли вы значение выделенного слова? Попытайтесь объяснить его и подобрать к нему синонимы: «Господа! – сказал он, - это ни на что не похоже; Печорина надо проучить! Эти петербургские слётки всегда зазнаются, пока их не ударишь по носу!» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени») 8. Объясните значение выделенного слова в строке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: «И мысль об ней одушевила его цевницы первый стон» 9. У глагола брызгать есть две формы: брызгает и брызжет. Объясните разницу в их лексическом значении. Приведите аналогичные примеры.
10. На Руси существовало выражение «Стоять фертом». Что оно означало? 11. Объясните смысл и происхождение фразеологизма «Гол как сокол». 12. Каковы смысл и происхождение фразеологизма «За душой нет ничего»?
13. Установите соответствие между характеристиками и именами ученых-русистов:
14. Давайте вспомним об употреблении прописных букв. Перед вами несколько словосочетаний. Попытайтесь исправить ошибки, допущенные в написании некоторых из них: клубника «виктория», смородина Выставочная красная, орден «Знак почёта», Внешэкономбанк, председатель Правительства РФ, Академическое издание полного собрания сочинений А.С.Пушкина, XV Московский кинофестиваль.
15. Образуйте, пожалуйста, форму множественного числа родительного падежа от существительных: копьё, шалунья, кочерга, скамья, устье, цыганы, грузины, монголы, калмыки, турки.
16. Объясните варианты форм слов: сыны – сыновья, лоскуты – лоскутья 17. Почему так пишется: будущий, но следующий? 18. Объясните варианты написания слов: обессилеть - обессилить; обезлюдеть – обезлюдить, комплемент - комплимент.
19. Запишите одним словом: 1800-летие, 2052-летие, 6495-летие, 2500-летие, 1850-летие, 3724-летие.
20. Соотнесите направления литературы и их некоторые характерные особенности:
21. Кому и в каком произведении принадлежат эти слова: а) «Нам вот всё представляется вечность, как идея, которую понять нельзя, что-то огромное-огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комната, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот вся вечность»; б) «Ах, если бы прожить лет двести-триста!.. Сколько бы можно было переделать дела!»; в) «В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!» 22. Известны ли вам эти афоризмы? постарайтесь продолжить данные фразы и вспомнить,из каких произведений они взяты, кто их автор:
23. Попытайтесь вспомнить, к каким произведениям относятся эти эпиграфы: 1. На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
24. Назовите автора выражения «Гений чистой красоты». В каком произведении впервые было употреблено это словосочетание? 25. С какими направлениями (течениями) в литературе и искусстве связаны эти имена: К.Д.Бальмонт, К.С.Малевич, В.Хлебников, В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилёв, С.М. Городецкий, М.А.Врубель, А.Белый, В.В.Кандинский, А.Е.Крученых, О.Э.Мандельштам, А.Н.Скрябин, П.П. Кончаловский, В.Э. Борисов-Мусатов.
26. Прочитайте отрывок из рассказа И.А.Бунина «Книга». Кого из литературных героев упоминает рассказчик? Попытайтесь вспомнить авторов и названия этих произведений. Лёжа на гумне в омёте, долго читал – и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день, с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! II. Задания репродуктивного характера, направленные на выявление интенционального когнитивного содержания 1. В русской литературе и речи образованных людей некоторые иностранные слова и выражения употребляются без перевода. Например: a la guerre comme a la guerre; bon ton; carte blanche; cogito, ergo sum; de facto. Что они означают? 2. Сочинив «Сказку о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин отправил ее одному из друзей с надписью: «Сказочнику Казаку Луганскому - сказочник Александр Пушкин». Кто был адресатом этого послания? 3. Попытайтесь определить, кому из художников слова XIX - XX вв. И.Северянин посвятил эти строки:
4. Кому из классиков отечественной литературы известный критик В.С.Баевский посвятил следующие строки: 1) «Он стремится запечатлеть даже не столько движения души и природы, сколько впечатления от этих движений. И навеять свои настроения на душу читателя…Инверсии с самым причудливым расположением слов в стихотворной речи, пропуски слов, причём пропущенное можно восстановить только предположительно, отказ от сказуемого – главного члена предложения в обычных условиях – таковы лишь некоторые приёмы стиля…»; 2) «…поэт могучей метафоры, точного и неожиданного сравнения. Посредством этих тропов он неожиданно вводил в текст целые глыбы казалось бы постороннего, в действительности же художественно необходимого материала. В его поэзии мир предстаёт укрупнённым, она построена на гиперболах…Он вернулся к ораторской интонации, которая после эпохи классицизма утратила главенствующее положение ... создал новую систему стихосложения – акцентный стих»; 3) «Подобно жене князя Игоря из «Слова о полку Игореве», она оплакала своих современников в словах, вырывавшихся из глубины женской страдавшей и сострадавшей души. Плач этой новой Ярославны растянулся на полстолетия…не у языческих богов, а у Христа и Его Матери искала она утешения и заступничества» 4) «кроткий в частной жизни ... участвовал в Бородинском сражении и бестрепетно заступался перед властным императором за ненавистных ему людей … создал свой суггестивный стиль. Смысл всех приёмов один и тот же: поместить слово в такую ритмико-синтаксическую конструкцию, в которой бы его изначальное словарное значение, привычное для читателя, было ослаблено, а выступили дополнительные оттенки значения, ощутимые только в данном контексте»; 5) « Трагическое мироощущение было присуще и другим поэтам, но (он) воспринимал мир, бытие как катастрофу…», он «писал с ощущением, что человечество висит над пропастью, которая в каждое мгновенье готова навсегда поглотить его»; 6) «Он … любил повторять, что поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего … что поэзия есть ложь и что поэт, который с первого же слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится»; 7) «В нём с наибольшей полнотой выразились лучшие черты русского национального характера, в нём с наивысшим успехом произошла встреча России с Европой, задуманная Петром 1… Дар поэта и научная складка сочетались с непосредственным религиозным чувством»
5. Может ли безличный глагол быть в предложении в повелительном наклонении? Приведите пример. 6. В каких произведениях русских художников слова затрагивается тема Рождества? 7. Знаете ли вы произведения В.А.Жуковского, положенные на музыку русскими композиторами? Назовите их. 8. В творчестве каких известных писателей, поэтов и композиторов воплощён образ Кармен? 9.В старославянском языке слова «мразь» и «мраз» были однокоренными. Что общего в их семантике (значении)?
III. Развивающие задания проблемного характера, направленные на выявление нормативного процедурного содержания 1. Перед Вами омоформы – неполные омонимы; докажем это, произведя морфемный разбор данных слов как имен существительных, а затем – как деепричастий: 1) взрыв, 2) прорыв, 3) перерыв
2. Сколько слов образовано приставочно-суффиксальным способом? Зауралье, подснежник, бесприданница, присловье, бездорожье, подмастерье, Заонежье, приморье А) 0; б) 2; в) 6; г) 8.
3. «Третье – лишнее»: а) из лесу, на пол, со льдом; б) до крови, на брови, по уши; в) за голову, по брюхо, на ночь.
4. Выделите окончания в словах: 1) лисий, 2) ест, 3) дам, 4) себя, 5) колоколен, 6) щей, 7) щец
5. Каквы думаете, что можно считать окончаниями в словах: 1) потусторонний; 2) сумасшедший; 3) повсеместный; 4) пятиэтажка; 5) триста?
6. Просклоняйте слово сковорода в форме множественного числа и расставьте ударение.
7. Как Вы думаете, какую синтаксическую функцию выполняют в предложении подчеркнутые слова? 1) «Около самых ворот, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает окровавленный палец». (А.П.Чехов) 2) Лучше сидеть сложа руки, чем работать спустя рукава.
8. Какую синтаксическую роль играет существительное «бездна» в данных предложениях: 1) «Открылась бездна, звезд полна» (М.В.Ломоносов) 2) «Бездна звезд на небе» (А.Кольцов)
9. Определите синтаксическую функцию инфинитива в предложениях: 1) Я дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. (И.С.Тургенев) 2) Наконец, около полуночи усталый хозяин прекратил танцы, приказал давать ужин ... (А.С.Пушкин) 3) Ты слушать исповедь мою сюда пришёл, благодарю. (М.Ю.Лермонтов)
10. Что является источником синтаксической неоднозначности (синкретизма) некоторых членов данного предложения? Мы сели отдохнуть на скамейку в парке. Перестройте это предложение так, чтобы указанные вами словоформы реализовали только одно синтаксическое значение. Приведите свой пример предложения, в котором наблюдается синкретизм второстепенных членов.
11. «Знак пресекательный ставится, когда речь бывает прервана». (А.Х.Востоков. Русская грамматика) О каком знаке препинания здесь идёт речь? Каковы его функции в современном русском языке?
12. Сложный знак препинания - запятая и тире - следует отличать от сочетания двух знаков – запятой и тире. Этот знак указывает · на место расчленения сложного предложения; · на то, что в данном месте делается структурный поворот от предшествующей части к последующей; · на нарастание какого-либо чувства, вызываемого теми или иными действиями, предметами, явлениями. Кроме того, запятая и тире как единый знак употребляется ещё и в бессоюзном предложении с присоединительной частью. Попытайтесь определить, в каких из приведённых здесь предложений употреблён сложный знак - запятая и тире. Обоснуйте свою точку зрения. 1) Прочтя эту записку… всякий подумает, что Карл Иваныч больше ничего как бесчувственный и корыстолюбивый себялюбец, - и всякий ошибётся. (Л.Н.Толстой, «Детство») 2) Всё это глупости, - мечты, - ерунда! (М.Горький, «Жизнь ненужного человека») 3) Сюда скоро хлынет* вся Европа, - вы уж мне поверьте. 4) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь Эльбрусом, - весело жить в такой земле. (М.Ю.Лермонтов, «Княжна Мери») 5) Комната наполнилась шумом отодвигаемых стульев, в углу вспыхнул огонёк спички, осветив кисть руки с длинными пальцами, испуганной курицей заклохтала какая-то барышня, - Самгину было приятно смятение, вызванное его словами. (М.Горький, «Жизнь Клима Самгина»)
13. Назовите знак препинания по его характеристике: а) знак паузы; б) знак выключения; в) знак предупреждения.
14. Попытайтесь объяснить пунктуацию в предложениях: 1) «Тут, старосту лизнувЛевмилостиво в грудь, отправился в дальнейший путь» (И.А.Крылов) 2) «Кусты шиповника стоялибудто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки» (М.А.Шолохов) 3) Муравей трудился напрасно, не в силах сдвинуть с места кроху. 15. Расставьте и объясните знаки препинания в предложении: 1) Теперь же судебным следователем Иван Ильич чувствовал что все без исключения самые важные самодовольные люди все у него в руках. (Л.Н.Толстой) 2) Это были звуки Ангары распознав которые можно было услышать и звуки острова. (В.Распутин)
16. Объясните разницу в пунктуации перед прямой речью:
17. Определите, на базе какого фразеологического оборота и как образованы данные слова: 1) перегибать, 2) осточертеть, 3) взбелениться, 4) насобачиться, 5) смотаться.
18. Восстановите фразеологические обороты: 1) Он опять навострил лапти, - поймали, и велено было цыгана бить кнутом без пощады и держать в тюрьме, на усадьбе-то у Волкова… (А.Толстой) 2) Она занимала нам деньги во все лопатки. (А.Чехов) 3) Он всякой дыре гвоздь и поговорить с человеком сроду не даст…(М.Шолохов) *Объясните причины деформации писателями фразеологических оборотов.
19. Какой поэтический приём использован в приведённых ниже строках? В чём его суть?
20. Прочитайте текст из цикла В.Солоухина «Камешки на ладонях». Какую роль играют средства выразительности в данной миниатюре? Аргументируйте свой ответ. Бывает искусство, как варенье, которое отбивает аппетит к настоящей еде. Человек голоден, ему хочется и мяса, и лука, и хлеба, и помидоров, и горячих щей. Но если дать ему в это время три столовых ложки варенья, чувство голода пропадёт, будто бы и поел.
21. Какие, на Ваш взгляд, речевые и грамматические ошибки, возможно, допущены в этих предложениях? 1) Мы пошли в ту сторону, где доносились голоса людей. 2) Вдоволь поговорив, они разошлись по домам. 3) Хлынул ливень, который бывает лишь в тропических странах. 4) Предложено им доставить нужную информацию. 5) Вскоре после возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы. 6) В других работах подобного рода статистические данные отсутствуют. 7) Не ты, но судьба виновата. 8) Роман, а не повесть будет опубликована в следующем номере. 9) Ни одно государство или группа государств не должно получить военное преимущество. 10) Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадали бы в тон, к месту. 11) Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий. 12) Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между российскими и чешскими деятелями науки и культуры, получили бы своё дальнейшее развитие. 13) Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки. 14) Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 15) Речь неоднократно прерывалась слушателями бурными аплодисментами. 16) «Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественной стороне произведения» 17) «Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах» 18) «К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся»
IV. Развивающие задания проблемного характера, направленные на выявление интенционального процедурного содержания 1. Действие, названное глаголом, можно изобразить схемой. Попробуйте установить соответствие:
2. Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубаха»), сущность и явление («Из дуги оглобли не сделаешь»), причина и следствие («Как аукнется, так и откликнется»), необходимость и случайность («Это бабушка надвое сказала») и др. Определите, пожалуйста, к каким смысловым парам относятся следующие пословицы:
1) двум смертям не бывать, одной не миновать; 2) не всяк праведник, кто ходит в церковь; 3) сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит; 4) горбатого могила исправит; 5) не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел; 6) в тихом омуте черти водятся; 7) встречают по одёжке – провожают по уму; 8) мал золотник, да дорог; 9) коровка чёрная, а молочко белое; 10) терпение и труд всё перетрут; 11) копейка рубль бережёт; 12) одна паршивая овца всё стадо перепортит; 13) бывает, и медведь летает, только не с горы, а под гору.
*Подберите свои примеры пословиц, распределите их по указанным выше тематическим группам
3. В современном русском языке возвратные глаголы, образованные с помощью аффикса -ся от переходных глаголов, образуют несколько семантических (смысловых) групп.Соотнесите данные глаголы с названием группы:
4. Один из учеников предложил формулу, по которой можно вычислить количество запятых при однородных членах предложения: х=n– 1, где х – число запятых, а n – число однородных членов. Верна ли эта формула? в каких случаях? Обоснуйте своё мнение.
5. В стихотворениях современных поэтов Виталия Кальпиди («О, сад») и Ольги Седаковой («Дикий шиповник») использована метаметафора. Постарайтесь объяснить смысл данного литературоведческого термина. Обоснуйте своё мнение.
V.Творческие задания комплексного характера, позволяющие выявить уровень владения нормативным и интенциональным когнитивным и процедурным содержанием
1. Лингвистическая миниатюра. Учёный-лингвист Н.М.Шанский считает, что «нет никаких оснований относить слова «первый», «второй», «третий» и т.д. к категории числительных». Как вы думаете, к какой части речи академик Н.М.Шанский относит порядковые числительные? Попытайтесь обосновать его точку зрения. 2. Лингвистическая миниатюра. Ряд учёных-лингвистов (К.Бругман, А.Мейе, А.М.Пешковский и др.), говоря о различиях между несовершенным и совершенным видом глаголов, пользовались аналогией с точкой и прямой. Объясните смысл этой аналогии.
3. Создайте небольшой текст о слове хлынуть в жанре словарной статьи. Обязательно укажите тип словаря (толковый, словообразовательный, этимологический и т.п.), в который вы могли бы поместить данную статью.
4. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива» (А.С.Пушкин)
5. Учёные до сих пор спорят, чем считать образованные от одной и той же основы глаголы разного вида – разными словами или формами одного и того же слова. Например: выбирать - выбрать, начинать – начать, зевать – зевнуть, перелистывать – перелистать. Выскажите и аргументируйте своё мнение в небольшом сочинении-рассуждении.
6. Сочините лингвистическую миниатюру в жанре словарной статьи на одну из тем: 1) «Роль антонимических пар в художественном тексте» 2) «Роль синонимов в художественном тексте» 3) «Роль однородных членов в художественном тексте» 4) «Русская афористика» 7. Л.В.Щерба указывал: «Существование всякой грамматической категории обусловливается тесной, неразрывной связью её смысла и всех её формальных признаков». Попытайтесь в небольшом сочинении-рассуждении подтвердить справедливость данного утверждения на примере какой-либо части речи как грамматической категории.
8. Как Вы думаете, на чём основано заявление учёного-лингвиста Павла Александровича Леканта: «Граница между знаменательными и служебными частями речи является весьма подвижной»? Напишите на эту тему сочинение-рассуждение.
9. Перед Вами произведение автора, которого вы привыкли воспринимать как прозаика, - стихотворение И.С.Тургенева. Произведите его филологический анализ.
10. Прочитайте стихотворение, произведите его филологический анализ.
2) А. Тарковский
3) А.С.Пушкин
11. Прочитайте стихотворения, произведите их сопоставительный анализ: В.А.Жуковский
Ф.И.Тютчев
12. Прочитайте и сопоставьте две редакции стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Что их объединяет, в чём различие? При анализе необходимо выявить не только жанровое, ритмико-синтаксическое, фонетическое и лексическое своеобразие произведений, но и определить функции этих форм и средств в раскрытии идейно-тематического содержания, создании образного ряда стихотворений.
13. Сопоставьте стихотворение А.С.Пушкина «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» со стихотворением В.Я.Брюсова «Парки бабье лепетанье…». Можно ли говорить о внутреннем диалоге этих произведений?
14. Подумайте над сходством и различием этих двух стихотворений, проведите их сопоставительный анализ: Ф.И.Тютчев
И.Северянин
15. Сопоставьте и проанализируйте вольный перевод К.Н.Батюшкова (отрывок из «Странствий Чайльд-Гарольда» Байрона) и стихотворение Ф.И.Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»
16. Произведите филологический анализ рассказа В. Набокова «Рождество».
Вернувшись по вечереющим снегам из села в свою мызу, Слепцов сел в угол, на низкий плюшевый стул, на котором он не сиживал никогда. Так бывает после больших несчастий. Не брат родной, а случайный неприметный знакомый, с которым в обычное время ты и двух слов Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |