Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зарождение промышленного производства в Казахстане в последней четверти ХIХ века





После окончательного превращения Казахстана в колонию, Россия приступила к более интенсивной разработке его недр. Начались усиленные поиски полезных руд. Русские капиталисты вкладывали свой капитал прежде всего в сферу горной промышленности. Продолжалось расширение заводов по первичной обработке сельскохозяйственного сырья. Развитие капитализма в пореформенной России. Создавались горные управления, ведавшие горными предприятиями Казахстана, подчиненные Министерству финансов. Путем обмана и подлога документов русские предприниматели арендовали и скупали у казахов за бесценок богатейшие месторождения полезных ископаемых. Так, например, казахские баи в 50-х годах продали за 255 рублей купцу Ушакову Карагандинское месторождение каменного угля. Саранское - за 114, Джезказганское месторождение меди - за 100 рублей. Эти месторождения хищнически разрабатывались русскими капиталистами. На их базе были основаны Спасско-Воскресенский и Успенский медные рудники. Одновременно возникли серебро-свинцовые плавильные заводы купца Попова. Производственная мощность всех этих предприятий была невелика. Горная промышленность была сосредоточена в основном в центральной и восточных областях Казахстана. В начале 80-х гг. добыча металлов и угля в Казахстане по сравнению с 50-ми гг. возросла в несколько раз. Особенно заметен этот рост на примере Карагандинских копей. Успенского рудника и Спасского медеплавильного завода. Доходной отраслью горной промышленности была добыча золота, которая развивалась особенно интенсивно в 70-80-х гг. Х1Хв. За период с 1882 по 1892 гг. добыча золота увеличилась с 13,31 до 23,38 пудов. Золотопромышленники чувствовали себя временными. Они стремились за короткое время получить большие доходы. Богатые прииски быстро истощались и забрасывались. Уже в конце XIX в. Казахстан стал основным производителем меди в России после Урала и Кавказа. Однако многие предприятия горной промышленности нуждались в .правительственном кредите и временами приостанавливали производство. На заводах рабочие трудились сезонно, главным образом весной и летом, когда казахи прикочевывали к районам рудников и заводов. Отсутствие железной дороги мешало вывозу и сбыту промышленной продукции. Техника производства была устаревшей и примитивной. Первая попытка создать в Казахстане крупное горнопромышленное предприятие на базе русских капиталов была сделана в конце 90-х г. В 1899 г. образовалось Воскресенское горнопромышленное общество. Это акционерное общество арендовало большие участки с залежами каменного угля, медной и серебро-свинцовой руды на громадном пространстве от Павлодара до Балхаша. К 90-м г. относится также возникновение первой нефтепромышленной кампании на Эмбе. Развивается и промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, которая к концу XIX в. вытеснила на второй план более старую, горнодобывающую промышленность. Большинство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья являлось мелкими кустарными и полукустарными заведениями с примитивной техникой. Количество рабочих на таких предприятиях, как правило, не превышало 5-10 человек. Но число предприятий непрерывно росло, вместе с ним возрастало число рабочих и объем валовой продукции. Так, если на территории Казахстана, по неполным данным с 1886 г. насчитывалось 1028 мелких промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, то в 1895 г. их было уже 2 124, соответственно число рабочих увеличилось с 3 432 до 5 493. Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной .России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость. Русские капиталисты использовали старое оборудование и дешевую рабочую силу. Это тормозило технический прогресс, развитие производительных сил, ставило рабочих в тяжелое положение.
52.Проникновение в Казахстан товаро-денежных отношений. Торговля, ярмарки в Казахстане.



В 1837 г. в Младшем жузе была введена кибиточная подать по 1 рублю 50 копеек серебром в год с каждой кибитки. От уплаты подати освобождались должностные лица - старшины, султаны, находившиеся на службе у пограничного начальства и муллы. Подать взималась в одинаковой мере и с бая, и с бедняка, не имеющего скота. Кроме того, существовали многочисленные сборы, повинности, штрафы и т.п.
Введение новой системы налогов и повинностей в казахской степи привело к возрастанию роли денежного обращения. Налоги вносились в казну деньгами. Рост спроса на скот и продукты скотоводства приводили к тому, что казахское скотоводческое хозяйство, прежде всего байское, постепенно начинало приспосабливаться к требованиям рынка. Не только скотоводство, но и другие отрасли хозяйства приобретали товарный характер. Возросла роль Казахстана также как рынка сбыта русского хлеба и промышленных товаров. В 1851 г. был разрешен беспошлинный ввоз хлеба в казахскую степь. Из Казахстана вывозились в основном продукты животноводства. Торговля между Россией и Казахстаном особенно возросла в годы континентальной блокады и во время Отечественной войны. Царское правительство покровительствовало русским купцам и предпринимателям в развитии торговли с Казахстаном. В Оренбурге, Троицке, Уральске и др. городах увеличивались размеры обмена. Одновременно развивалась торговля на форпостах и казачьих станицах.

Государственный банк России имел свои отделения в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, Верном. Так же в Казахстане было 7 филиалов Сибирского торгового банка, на втором месте был Русский торгово-промышленный банк, имевший 5 отделений.

В первой половине XIX в. из Казахстана ежегодно вывозилось скота в среднем на сумму 3-3,5 млн. рублей. Большую роль в развитии торговли в степи сыграли сезонные ярмарки. В 1832 г. была открыта ярмарка в Бокеевском ханстве, оборот которой составил более 2 млн. рублей. Открылись также Новоузенская, Черноярская, Семипалатинская, Кояндинская и т.д. Они были связаны с крупными российскими ярмарками. Деятельное участие в торговле принимали казахские баи. Они брали у русских купцов на комиссию товары, которые затем продавали одноаульцам. После введения в 1837 г. кибиточной подати казахи стремились продавать привезенные на ярмарку скот и сырье за деньги, чтобы внести подать. Часть денег оставалась в Казахстане и находилась во внутреннем обращении. Итак, в первой половине XIX в. в Казахстане развиваются товарно-денежные отношения и товарное производство. Многие казахские хозяйства приспосабливаются к потребностям рынка. Эти изменения привели к разложению натурального хозяйства казахов. Казахстан со своими природными богатствами и экономическим потенциалом постепенно стал превращаться в сырьевой придаток новых капиталистических отношений.

50.Развитие культуры Казахстана в XIX в. Народное образование. Просветительское движение среди казахского народа Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева.

В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки. Медресе содержалось на средства частных лиц. Государство выделяло на развитие образования мизерную сумм Медресе имело несколько дарисхана (классные комнаты), худжры (комнаты для проживания учащихся), комнаты для омо­вений, столовые и кухни. Учеников называли шакирами, учителей - мударрисами. На должность учителя принимали людей не моложе 40 лет, имеющих диплом медресе. Они получали в год до 700 рублей. Учебный год начинался в сентябре-октябре и кончался в мае-июне. В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год). Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. Были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали <обзоры> областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве. В 1887 году было открыто первое женское училище в Иргизе. В 1890 - 1891 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. Организатором народного образования во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 -1889). Он родился неподалеку от Костаная в семье известного бия Балгожи, в 1857 г. окончил казахскую семи­летнюю школу в Оренбурге. В результате систематического само­образования он стал высокообразованным человеком своего вре­мени. Глубокое изучение истории и современного состояния русс­кой педагогики позволило ему стать просветителем родного народа. При помощи народа ему удалось в январе 1884 г. в Торгае, в 1888 г. в Иргизе, в 1884 г. в Костанае открыть казахские школы. С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казах­стане. Он открыл несколько школ для девушек с интернатами, в которых в 1886 г. обучались 211 учениц. Его заслугой также явля­ется открытие сельскохозяйственных, ремесленных школ, разра­ботка дидактических принципов обучения и воспитания детей, соз­дание учебных и методических пособий. Написанные им «Киргиз­ская хрестоматия», «Руководство по обучению киргизов русскому языку», «Мактубат» имели огромное значение в истории казахской культуры. В этих учебниках для казахских школ использован русс­кий алфавит. Школу он считал ключом к подлинному просвещению наро­да. И. Алтынсарин был действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. Во второй половине XIX в. в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт, классик Абай (Ибрагим) Кунанбайулы (1845-1904). Абай родился в семье крупного скотовладельца в Шингисских горах Семи­палатинской области. Получив домашнее образование, в возрасте восьми лет он поступает в Семипалатинское медресе, где изучает мусульманскую философию, литературу, религиозное вероучение. Продолжая обучение в медресе, Абай поступает в русскую школу. Но учебу продолжить ему не удалось. В 80-е годы Абай встретился со ссыль­ными революционерами, представителями русской революционной интеллигенции. Дружба с Е. Михаэлисом, П. Долгополовым, С.Гроссом помогла ему глубже изучить революционно-демокра­тические идеи. С 1886 г. Абай начал переводить на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов. Чокан Валиханов (1835 - 10 апреля 1865 г) в 1856 году он принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал «Дневник поездки на Иссык-куль», «Записки о киргизах». Он записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса «Манас», а по результатам поездки в Кульджу – «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа». В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре. Результатом этой поездки стал труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)». Чокан оставил богатое научное наследие, в которое вошли «Аблай», «Киргизское родословие», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «О кочевьях киргиз» и другие.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (968)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)