Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ





 

Упорядоченность и стабильность, накладываемые пер­цептивными процессами на сенсорные данные, в лучшем случае являются делом времени. Любое сенсорное поле, если оно пристально рассматривается достаточно дли­тельное время, начинает изменяться на наших глазах, обнаруживая свой действительно неоднозначный харак­тер. Когда сенсорная информация нарочито делается дву­смысленной, как, например, в случае обращающихся фи­гур, эта тенденция становится просто -более отчетливой. Можно рассматривать любой сенсорный объект как по­тенциально способный вызывать множественную перцеп­тивную организацию. В большинстве «нормальных» слу­чаев восприятия один из способов организации безраз­дельно доминирует над остальными, благодаря либо врожденным, либо приобретенным механизмам, либо и тому и другому вместе. Когда я смотрю на портрет деда, висящий на стене, имеется крайне высокая вероятность того, что произойдет специфическая организация воспри­ятия и в силу ее высокой вероятности она останется не­изменной продолжительное время. Однако даже лицо деда через несколько минут начинает испытывать неожи­данные трансформации.

Посмотрите пристально некоторое время на рис. 42, А: в отличие от лица деда этот объект с самого начала

 

 

 

 

Рис. 42. Изменение отношений фигура—фон.

А — поле без дополнительных влияний:

появление «вазы» и «лица» поч­ти равновероятно.

Б — «ваза» как фигура сделана более вероятной,

б — более вероятной фигурой сделано «лицо»

 

двусмыслен; первое, что вы видите, — это фигуру, напо­минающую вазу, затем что-то, похожее скорее на двух полных дам, поглощенных светским разговором, затем снова вазу и т. д. Как сенсорная информация этот зри­тельный объект почти в одинаковой степени ассоциирует­ся с этими двумя альтернативными организациями. Мы можем специально изменить вероятностные отношения в этой ситуации. Если, как показано на рис. 42,Б, мы придадим вазоподобной области различительные метки, что, кроме всего прочего, увеличит ее «вещный характер», то переход ко второму способу организации затруднитея. Если же, как это показано на рис. 42, В, мы сделаем ос­мысленные лица из двух внешних областей, то близнецы возьмут верх над вазой. Эти манипуляции мы произво­дили с самой сенсорной информацией. Но мы можем так­же изменить перцептивные вероятности, меняя значения, отношения, смысл для наблюдателя. Шафер и Мэрфи (1943), например, показали, что поощрение и наказание могут надежно определить, какая из двух обращающихся фигур будет восприниматься. Неоднозначность не ограничивается только альтерна­тивой между двумя конкурирующими организациями. Могут быть, созданы такие зрительные ситуации, кото­рые будут вызывать большое число различных перцеп­тивных организаций примерно с одинаковой вероят­ностью. Майлс (1931) предложил установку, названную им кинефантоскопом: отчетливая тень вращающейся го­ризонтальной металлической полосы проецируется на экран, и зрительная последовательность, изображенная на рис. 43 повторяется неограниченное время.



 

Рис. 43. Кинефантоскоп Майлса.

Вра­щение металлического флюгера

поза­ди освещенного экрана создает

не­прерывно изменяющуюся теневую форму,

которая повторно проходит показанный

выше цикл изменений.

При этом возможны меняющиеся

спо­собы восприятия (Вальтер Майлс, 1931)

 

Наблюдатель может видеть «две руки, протягивающиеся к нему», затем вдруг «две руки, машущие от него», затем «нечто, вращающееся по часовой стрелке», после чего «брусок, растягиваемый и сжимающийся», потом опять «машу­щие к нему руки», затем «дыру в белой простыне, откры­вающуюся и вновь закрывающуюся» и т. д. Эти много­численные возможности легко подвергаются влиянию подсказки: если наблюдатель монотонно повторяет: «ма­шут к...к...к..., машут от...от...от... и т. п.», то характер воспринимаемого движения обычно подстраивается к та­кому самовнушению. Харроувер (1939) показала, что люди с мозговыми поражениями обычно менее гибки и в меньшей степени подвержены влиянию осмысленной оценки стимульных вероятностей. Она использовала пло­ские обращающиеся фигуры, подобные тем, которые при­ведены на рис. 42. Выводы, полученные при этом для стойкости социального восприятия, заслуживают деталь­ного экспериментального исследования.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)