Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международные стандарты социального обеспечения в договорах, заключенных в рамках межгосударственных объединений и международных организаций





Международные нормы о социальном обеспечении обусловливаются юридической силой их источников, разделенных на акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения странами-участницами международной организации; акты, обязательные для исполнения, без ратификации; акты, обязательные для исполнения после ратификации.

К первым относятся документы, содержащие нормы рекомендательного характера и не влекущие юридических последствий за неисполнение. Наиболее важными среди них являются Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Декларация социального прогресса и развития (1969 г.), Рекомендация МОТ № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Вторую группу составляют регламенты Совета Европейского Союза, применяемые без ратификации национальными парламентами, и международные договоры, порождающие юридические обязательства для стран-участниц и приводящие в действие определенные средства международного контроля. За их неисполнение предусмотрена ответственность, однако возможность исполнения зависит от содержания самого договора и насколько точно в нем указаны внутригосударственные правоотношения, от особенностей национального законодательства и практики.

К третьей группе относятся документы ООН, конвенции МОТ и акты региональных международных организаций.

Базовым международно-правовым документом МОТ является Конвенция № 102, устанавливающая основные виды социального обеспечения: медицинская помощь, пособия по болезни, по безработице, по старости, пособия в случае профессионального заболевания или трудового увечья, семейные пособия, пособия по беременности и родам, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Устаревшие конвенции пересматриваются по мере необходимости. Ратификация страной новой конвенции означает денонсацию старой, если текстом конвенции не предусмотрено иное.

Ратифицировавшие конвенцию государства обязаны предоставлять ежегодные доклады Генеральному директору МОТ об их исполнении.



Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций и Комитет Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций, составляющие Административный совет, осуществляют контроль за соблюдением международных стандартов социального обеспечения и рассматривают жалобы на страны, не соблюдающие данные конвенции. В случае несоблюдения заинтересованного правительства предложенных Административным советом рекомендаций, жалоба передается в Международный Суд, решение которого является окончательным.

Среди региональных источников международного регулирования социального обеспечения самым значительным документом, содержащим правовые предписания, связанные с установлением международных стандартов в данной сфере, является Совет Европы. В соответствии с его Уставом (1949 г.) цель Совета заключается в достижении большего единства между его членами во имя защиты и реализации идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействии их экономическому и социальному прогрессу. Среди конвенций Совета Европы особое место принадлежит Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся (1989 г.).

В 1996 г. Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы. Это обстоятельство открывает новые перспективы для имплементации установленных международных стандартов и развития правозащитных механизмов в сфере социального обеспечения. На основе и во исполнении обязательств, принятых по европейским соглашениям, российское законодательство подлежит приведению в соответствие с международными стандартами.

Ратифицировав конвенцию от 4.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», Россия признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерации положений этих актов.

Суд наделен правом толковать и применять положения Конвенции, следовательно, его решения и постановления являются результатом правоприменительной деятельности и не могут содержать каких-либо правовых норм.

Чаще граждане России обращаются в данный Суд с заявлениями о нарушении сроков выплаты присужденных пенсий, пособий, предоставления социальных льгот. Поэтому защита права на социальное обеспечение осуществляется через защиту права на справедливое судебное разбирательство, что свидетельствует о тесной взаимосвязи права на социальное обеспечение с другими правами человека.

Наибольшее количество международных стандартов социального обеспечения содержится в Европейской социальной хартии, разработанной по инициативе государств-членов Совета Европы и ставшей одним из первых международных соглашений, включившим в единый текст широкий круг социально-экономических прав.

Российская Федерация приняла 6 из 9 обязательных статей части II Хартии (право на труд, право на организацию, право на заключение коллективных договоров, право детей и молодежи на защиту, право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, право на равные возможности в занятости и выбор занятий без дискриминации по признаку пола), а также 22 статьи или 67 пронумерованных пунктов части II Хартии.

Принятие новых редакций Европейской социальной хартии позволило сформировать региональные стандарты социального обеспечения, затрагивающие наиболее важные элементы социальной сферы современного общества.

Ратифицировать данный международный акт Российской Федерации позволила закрепленная в пересмотренной Европейской социальной хартии возможность государства определить объем принимаемых на себя обязательств, а, следовательно, и гарантируемый уровень защиты граждан от социальных рисков.

Для права социального обеспечения наиболее важными являются положения статьи 12 «Право на социальное обеспечение», включенной в состав 9 «обязательных статей» и рекомендующей сторонам устанавливать, совершенствовать и поддерживать систему социального обеспечения на уровне, достаточном для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения. Однако Российская Федерация приняла лишь положение об установлении и поддержании системы социального обеспечения (пункт 1 статьи 12). При ратификации Хартии Россия руководствовалась принципом реальности исполнения принимаемых обязательств, поэтому ею не были ратифицированы положения, относящиеся к социальной и медицинской помощи, прав граждан пожилого возраста на социальную защиту и защиту от бедности. Подобные положения не могут быть применены в Российской Федерации в связи с отсутствием соответствующих финансовых средств, законодательного регулирования и с учетом граждан пожилого возраста. Но развитое законодательство о социальном обслуживании населения позволило признать обязательную силу статьи 14 «Право на социальное обслуживание» относительно обеспечения и продвижения услуг, которые путем использования методов социальной помощи внесут вклад в благополучие и развитие, как отдельных лиц, так и социальных групп и их социальной адаптации в обществе, а также обеспечения участия отдельных лиц и организаций в предоставлении такого рода услуг.

Статья 15 Хартии заслуживает особого внимания. В ней сделан акцент на обеспечение социальной интеграции инвалидов и их участие в общественной жизни. Меры, предпринимаемые в этой сфере, должны включать обеспечение доступа к занятости, жилью, культурным учреждениям, предоставление услуг по профессиональной ориентации и образованию. Стороны должны принять меры по организации учреждений со специальными условиями труда для тех, кто не в состоянии работать в обычной производственной среде, и поощрению работодателей нанимать инвалидов на работу.

Применительно к Российской Федерации Европейская социальная хартия содержит два вида международных стандартов в сфере социального обеспечения: обязательные для исполнения и рекомендательные, которые воспринимаются как ориентиры развития внутреннего законодательства, ввиду отсутствия экономических возможностей для их реализации.

Особую группу источников образуют международные акты Содружества Независимых Государств, разделенные на две категории. Первую составляют акты, устанавливающие единые стандарты в отдельных сферах социального обеспечения. Вторую соглашения, содержащие коллизионные предписания, направленные на сохранение приобретенных социально-обеспечительных прав.

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека является единым актом, предусматривающим обеспечение основными видами социальных пособий посредством системы социального страхования, а в случае нуждаемости гражданина – предоставление государственной социальной помощи.

Важность реализации социальных прав человека отражена в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, согласно которой государства обязуются обеспечивать выплату пособий или компенсаций частично незанятым гражданам и пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не ниже минимальной заработной платы.

Основной правовой формой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях сотрудничества. Значительное количество международных стандартов социального обеспечения закреплено в многосторонних соглашениях государств-участников Содружества. К ним следует отнести:

Соглашение СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств СНГ осуществляется по законодательству страны проживания, а назначение пенсий – по месту жительства. Для установления права на пенсию учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государства-участника СНГ и территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик за время до вступления в силу данного Соглашения.

Соглашение СНГ от 9.09.1994 года «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», распространяющееся на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, установленных законодательством страны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей.

Соглашение СНГ от 12.04.1996 года «О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов», в котором государства-участники договорились проводить скоординированную политику в области создания инвалидам возможностей равных с другими гражданами для полноценного участия в жизни общества.

Соглашение от 27.03.1997 года «Об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств», классифицирующее медицинскую помощь на скорую и неотложную, осуществляемую за счет соответствующего бюджета государства, и плановую, предоставляемую на платной основе с проведением расчетов между лечебным учреждением и пациентом.

Нормативная база, регулирующая международные отношения между государствами-участниками СНГ, довольно обширна, что подтверждает активное использование многостороннего международно-правового инструментария на пространстве СНГ в сфере социального обеспечения.

 


 

Заключение

Право на социальное обеспечение в международно-правовых актах относится к числу важнейших прав человека и гражданина и осуществляется согласно принципам, закрепленным в данных документах. Однако вопросы структуры и системы социального обеспечения не могут быть предметом подобных актов, поскольку это является суверенным прав самой страны. Система социального обеспечения каждого государства является национальной и устанавливается с учетом его исторического, политического и экономического характера.

Поскольку государство является ведущим субъектом социального обеспечения, то оно должно устанавливать минимальные гарантии прав граждан в области социального обеспечения, чтобы в какой-то мере себя «дисциплинировать».

Посредством заключения международных договоров и соглашений в сфере социального обеспечения их участники реализуют международные стандарты социального обеспечения, установленные в Конвенциях МОТ и пересмотренной Европейской социальной хартии, и формируют свои взаимоприемлемые стандарты, качающиеся условий предоставления видов социального обеспечения, круга лиц, подлежащих социальному обеспечению.

 


 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3064)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)