Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Порядок выполнения работы. 1. Изготавливают из керна два цилиндрических образца с длинами L1=20 мм и L2 =30-40 мм и




1. Изготавливают из керна два цилиндрических образца с длинами L1=20 мм и L2 =30-40 мм и диаметром d =30- 40 мм/

2. Экстрагируют (см. «Работа с образцами») нефтенасыщенные образцы и высушивают их.

3. Обессоливают водонасыщенные образцы (см. «Работа с образцами»)

4. Насыщают образцы пластовой водой (см. «Работа с образцами»)

5. Собирают и заземляют схему измерительной установки. Включают в сеть генератор, источники питания, усилитель и импульсный осциллограф.

6. Устанавливают образец длиной L1 в прибор между излучателем и датчиком.

7. Измеряют длину образца.

8. Оцределяют время задержки τз в аппаратуре

9. Определяют время τ1 прохождения упругой волны в образце длиной L1.

10. Выполняют действия, указанные в пп. 6-9 при образце длиной L2 вприборе для прозвучивания, и получают время τ2 .

11. Рассчитывают скорость Vpпо формуле (38).

12. Находят по осциллограмме на экране ЭЛТ при помощи масштаба (марок) времени осциллографа период волны T и длину волны λ рм = V рм / T.

13. Рассчитывают по формуле (39) радиус r1 образцов с длинами L1 и L2, при котором можно получить скорость v Pcт

14. Высушивают образцы первоначальных размеров; дoводят их радиус до величины r1 и вымачивают длительно в сменяемой воде того же, что и ранее, состава.



15. Определяют времена τ3 и τ4 импульса в образцах так же, как и τ1 и τ2, рассчитывают скорость VPcтпо формуле (40).

 

 

Аппаратура, оборудование, материалы.

1. Аппаратура для определения коэффициента поглощения. Основными узлами предлагаемой аппаратуры (рис. 49): являются задающий гене­ратор видеоимпульсов 1; специальный генератор 2 радиоимпульсов; широкополосный усилитель 3; ступенчатый аттеню­атор 4; импульсный осциллограф 5; прямоугольные пластины размерами 16 х 14 мм для возбуждения поперечных колебаний; круглые пьезокварцевые пластины 6 диаметром 20 и 30 мм для возбуждения и приема продольных колебаний с частотой собственных колебаний 500 и 1000 кГц и с возможностью наблюдений третьей гармоники при 1500 и 3000 кГц. Ис­пользование гармоники позволяет устранить погрешности, связанные с непостоянством потерь в акустических контактах, а также сэкономить время, идущее на определение α,.

Специальный текстолитовый держатель образца имеет го­ризонтальную плату 7 и вертикальные стойки 8, в которые ввинчиваются винты 9, прижимающие латунные подушки 10и преобразователи 6 к образцу 11.

2. Установка для покрытия торцов образца способом напыления алюминием или оловом.

3. Касторовое пли трансформаторное масло.

При работе с установкой образец 11 закрепляется в специальном держателе (см. рис. 49). Согласующие контуры, состоящие из катушек индуктивности 12 и 13 и статической емкости nьезокварцевых пластин, обеспечивают максимальную передачу энергии от генератора к пьезо-преобразователю и от него к усилителю.

Для определения затухания волн в образце можно использо­вать ступенчатый аттенюатор 4 с ослаблением до 100 дБ. При этих определениях переключатель 14 переводится в позицию «П», таким образом затухание заменяется эквивалентным аттенюатором. Далее амплитуда зондирующего импульса при помощи аттенюа­тора доводится до уровня принятого импульса. Уровень ослабления аттенюатора в этом случае дает значение ослабления ультразвуковой волны в образце. Затухание определяется также по отношению амплитуд двух последовательных отражений импуль­сов, измеренных по линейному масштабу на экране осциллографа.

Рассматриваемая установка позволяет также определять скорости распространения упругих волн

Vp = 2L (n -1) / τ

L -длина образца; n–номер импульса; τ -время задерж­ки n-гo имnульса после прямого.

СкоростьVp ст вычисляют по результатам прозвучивания образцов разной длины L1 и L2 диаметра d удовлетворяющие условию (38а).

УПРУГОСТЬ. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каким видам напряженного состояния отвечают модуль Юнга, коэф­фициент Пуассона и другие простые коэффициенты упругости и какими единицами они измеряются?

2. Почему для определения упругих свойств однофазных, однородных и изотропных пород достаточно только двух упругих коэффициентов и скоростей распространения упругих волн?

3. Дайте формулы зависимости между модулем Юнга и коэффициентом Пуассона, модулем всестороннего сжатия и модулем Юнга.

4. Сколько упругих коэффициентов и значений скоростей распространения упругих волн необходимо знать для определения упругости анизотропных горных пород?

5. От каких факторов зависят упругие коэффициенты и скорость рас­пространения упругих волн для многофазных пород?

6. Какие породы и почему имеют максимальные и минимальные скорости распространения упругих продольных волн? Дайте примеры.

7. Охарактеризуйте связь между скоростью распространения упругой волны и пористостью и укажите, для каких целей эту связь можно использовать?

8. В каких породах и почему наблюдается интенсивное поглощение упругих ультразвуко-вых колебаний?

9. Какие виды напряженного состояния Вы знаете?.

10. Какие типы упругих волн Вы знаете?

11. Скорости распространения упругих волн для многофазных пород.

12. Назовите породы с минимальной и максимальной скоростями распространения продольных волн.

13. Какую зависимость можно использовать для определения пористости пород?

14.Что понимается под упругим телом?

15.Объясните принцип определения скоростей волн с помощью ультразвуковой установки рис.49.

16. Как при помощи установки 49 определяют коэффициент затухания У-З волн?

17. Что в установке рис.49 является источником ультразвуковых волн?

18. В каких единицах измеряется модуль Юнга. Напишите значение этой единицы в СИ.

19. Каково соотношение периода ультразвуковых колебаний и скорости распростра-нения упругих волн с периодом волны?

20. Как определяют время задержки ультразвукового импульса в аппаратуре рис.49?

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (657)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7