Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Категория числа существительного. Проблема рода




(По лекции, которая основана на Ивановой/Бурлаковой)

Категория рода у существительных исчезла уже к концу древнеанглийского периода. Теперь она сохраняется как понятийная категория – но не как грамматическая. Для ее выражения используются средства чисто лексические (boy – girl, cock – hen) или словообразовательные (he-goat - she-goat, waiter – waitress).

Существует, правда, точка зрения, изложенная Б. Стрэнгом в “Modern English Structure”, согласно которой у существительных существует род. Он определяется по тому, каким местоимением мы можем заменить существительное (he, she или it). В сочетании с одушевленностью это дает 6 классов: например, слово bachelor относится к классу he-who, parent – he-she-who, cake – it-which, car – it-she-which. Такая точка зрения представляется неправомерной в связи с тем, что мы переносим признак одной части речи на другую, даже этим признаком не обладающую. Более того, и для местоимений это значение скорее лексическое. Однако именно эта спорная точка зрения выражена в Крыловой.

А вот число у существительного существует. Основное значение категории числа – противопоставление одиночности и множественности предметов, где множественность – количество более одного. Единственное число передается формой, совпадающей с основой. Согласно некоторым ученым, формальным показателем единственного числа является нулевой аффикс, и правильность этого утверждения зависит лишь от того, как мы определяем морфему (ибо аффикс есть морфема). Если взять за основу то, что морфема – минимальный линейно выделяемый отрезок, имеющий звуковую форму, то такую трактовку грамматического средства выражения значения единственности мы принять не можем [с другой стороны, если принять такое определение, то как быть с трансфиксами?].

Продуктивной моделью является использование аффикса, который на письме обозначается как –s (если существительное заканчивается на согласную + “o” и не является недавним заимствованием, то –es) и реализуется как ряд алломорфов в зависимости от характера конечного звука основы ([s] после глухих согласных, [z] после звонких согласных и гласных, [iz] после сибилянтов). В случае сложных слов, это окончание присоединяется к главному слову, редко – к обеим частям (Lords Justices, если первый компонент – man или woman).



Непродуктивные модели:

1) Старый суффикс –en, сохранившееся только у существительных children и oxen.

2) Множественное число заимствованных слов (в основном латинского и греческого происхождения): crisis – crises, bacterium – bacteria, phenomenon – phenomena, nucleus – nuclei, antenna – antennae. Однако чем более употребительно слово, тем активнее идет выравнивание: antenna – antennas (не как усики в биологии, а как антенна на крыше).

3) Внутренняя флексия: foot – feet, tooth – teeth, mouse – mice, louse – lice, woman – women.

4) Существительные с отсутствующим формальным признаком множественного числа: sheep, deer, swine, headquarters, barracks, means, series, works, Swiss, crossroads, слова на –craft.

Кроме того, считается, что множественное число имеет, помимо значения множественности еще и значение расчлененности, чем объясняется одновременное функционирование в языке таких слов как foliage и leaves.

По отношению к категории числа существительные делятся на:

1) Исчисляемые – существительные, обозначающие дискретные понятия и отдельные предметы, существ, явления и их проявления.

2) Неисчисляемые:

Некоторые слова одновременно относятся к исчисляемым и неисчисляемым при определенных обстоятельствах: snows of Kilimanjaro, vines of Crimea.

Иногда множественное число может развивать собственное значение (т.н. лексикализация множественного числа): colour –> colours (флаг), attention -> attentions (знаки внимания). Разряды неисчисляемых существительных:

a. Singularia Tantum – существительные, у которых отсутствует множественное число и они сочетаются с глаголом только в единственном числе: advice, progress. По семантическому признаку они подразделяются на:

a. Names of Materials: air, sugar

b. Abstract Nouns: anger, gratitude

b. Pluralia Tantum – согласующиеся с глаголом только во множественном числе и не имеющие единственного числа. К этому разряду относятся такое слова, как clothes, outskirts, greens и так далее. Отдельной подгруппой можно выделить наименования парных предметов: scissors, trousers и так далее.

c. Собирательные существительные. Именно в отношении этой группы существительных особенно ярко появляется значение «разделительности», выражаемое множественным числом, на что указывает Исаченко. Например, некоторые существительные, обозначающие группу людей или животных (group, family, juri, praliament) могут согласовываться с глаголом как в единственном, так и во множественном числе: My family is small и My family are good speakers.

Кроме того, такие существительные могут образовывать множественное число: crowd – crowds, army – armies.

Существительные, обозначающие социальные группы и используемые с определенным артиклем согласуются с глаголом во множественном числе: the peasantry, the gentry. В эту же категорию попадает the police.

В зависимости от семантических факторов такие существительные, как politics, phonetics и economics etc. могут согласовываться во множественном числе (конкретное значение: His phonetics are excellent) или в единственном (как наука).

Note: нет разницы в согласовании, например, с названиями болезней типа mumps.

 


 





Читайте также:





Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)