Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глагол как часть речи. Общая характеристика, классификация



2015-11-08 1115 Обсуждений (0)
Глагол как часть речи. Общая характеристика, классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Грамматическое значение. Глагол – часть речи, которая выражает грамматическое значение действия, т.е. динамического, протекающего во времени признака. Действие при это понимается в широком смысле: в эту категорию включаются состояния и указания на существование или принадлежности к тому или иному классу. Важно здесь то, что признак не статически приписывается лицу, а обязательно протекает в каком-то временном (пусть даже предельно ограниченном) отрезке.

2) Дистрибуция. Глагол сочетается с существительным и личным местоимением. Глагол может сочетаться с прилагательным (глаголы-связки). Глагол может сочетаться с наречием в пре- или постпозиции. Функция глагола – сказуемое. Что касается неличных форм, то они могут выполнять те же функции, что и именные части речи.

3) Словообразовательная структура глагола. Суффиксов в глаголе не так много: -fy (magnify), -en (strengthen), -ize (realize), -ate (intimidate), -er (prefer). Распространены префиксы, распадающиеся на две группы:

a. Продуктивные: fore-, co-, counter-, de-, dis-, en-, inter-, mis-, out-, over-, pre-, re-, sub-, super-, un-, under- etc.

b. Мало- и непродуктивные: be-, with-, up-ю

Для образования глаголов используется словосложение (fulfill, whitewash) и конверсия (love – to love). Некоторые глаголы образованы путем обратного образования, т.е. отбрасывания элементов слова (исторически broadcasting -> to broadcast, sightseeing -> to sightsee).

Распространено образование глаголов с помощью послелогов (to go on, to take off). Кроме того, глаголы часто выступают частями устойчивых словосочетаний (to take notice, to fall in love).

4) Грамматические категории глагола. Личные и неличные формы обладают разным набором категорий.

Личные формы – формы, которые непосредственно соотносятся с деятелем и согласуются с ним (при наличии такой возможности) в лице и числе. Они выполняют функцию сказуемого. Грамматические категории:

a. Время: прошедшее, настоящее, будущее

b. Наклонение: изъявительное, повелительное, сослагательное

c. Вид (аспект): недлительный (общий) и длительный

d. Лицо

e. Число

f. Залог: активный, пассивный, спорные: возвратный, взаимный, медианный.

g. Временная соотнесенность: перфектный и не перфектный.

Неличные формы соотносятся с деятелем, но эта связь не имеет морфологически оформленного характера. Они могут выполнять функции подлежащего, предикатива, определения, дополнения, обстоятельства. Грамматические категории, которые они могут (не все) иметь:

a. Вид

b. Залог

c. Временная соотнесенность

Классификация глаголов может осуществляться по различным признакам:

1) По морфологическому признаку (способу образования формы Past Indefinite и Participle II):

a. Правильные – образуют данные формы прибавлением дентального суффикса.

b. Неправильные

i. С чередованием гласных: to sit – sat – sat

ii. С чередованием и прибавлением суффикса –en в Past Participle: to write – wrote – written, take – took – taken.

iii. С чередованием и изменением конечного согласного или прибавлением дентального суффикса: to think – thought – thought, to tell – told – told (исторически это слабые глаголы)

iv. С добавлением дентального суффикса или изменением конечного согласного (to burn – burnt – burnt, to pay – paid – paid).

v. Имеющие неизменяемые формы: to cut – cut – cut, to let – let – let.

vi. Супплетивные (to go – went – gone, to be – was, were – been)

c. Смешанные глаголы, где одна форма стандартная, другая – нет: to show – showed – shown.

d. Имеющие два ряда параллельных форм (dream, learn, broadcast)

2) Синтаксическая классификация глагола (по валентности/переходности):

a. Переходные – способные передавать направленность действия на объект – могут образовывать формы страдательного залога

b. Непереходные – не способные передавать действие на объект

Некоторые глаголы могут быть и переходными, и непереходными одновременно (to smoke).

3) По видовому характеру глаголы делятся на предельные и непредельные (terminative и durative):

a. Предельные – глаголы, обозначающие такое действие, которое по достижении определенного предела не может продолжаться: to arrive.

b. Непредельные – глаголы, не содержащие семантического предела в обозначении действия

Большая часть глаголов в разных контекстах могут быть как переходными, так и непереходными. При этом непредельные глаголы часто выражают в определенных контекстах предельное действие, но непредельные редко теряют значение предела.

4) Функциональная классификация – классификация глаголов по функциям, в которых они выступают в том или ином виде сказуемого:

a. Смысловые (знаменательные, полнозначные) – лексические полноценные глаголы, самостоятельно выражающие то или иное действие или состояние.

b. Полувспомогательные глаголы – глаголы, функционирующие как элемент синтаксического целого:

i. Глаголы-связки: He became a student. The valley lay quiet and peaceful.

ii. Модальные глаголы: являются частью составного модального сказуемого.

iii. Аспектные (фазисные) глаголы: показывают начало, течение или продолжение действия: to begin, to go on.

iv. *Анафорическое do: I read the book, and so did he.

v. *Эмфатическое do: I did read it

c. Вспомогательные глаголы – глаголы, участвующие в образовании аналитических форм (do, be, have)

Глаголы могут одновременно относиться к разным классам: He is here. He is a student. He is to come at five. He is writing a book.


d.



2015-11-08 1115 Обсуждений (0)
Глагол как часть речи. Общая характеристика, классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глагол как часть речи. Общая характеристика, классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1115)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)