Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные теории стоимости товара




Существуют различные теории стоимости. Одна из них — трудовая теория стоимости, определяющая субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. Она появилась во второй половине XVII в. в Англии. Основы ее заложили английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо. У Петти появляется идея, что стоимость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал свойства, образующие стоимость. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Но он не проводит различия между конкретным и абстрактным трудом. К. Маркс доказал, что двойственная природа товара обусловлена двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Потребительная стоимость создается трудом в определенной форме, т.е. конкретным трудом; стоимость создается трудом вообще, независимо от его конкретной формы, т.е. абстрактным трудом. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем.



Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. Представителями ее являются австрийские экономисты Е. Бем-Баверк, Ф. Визер и К. Менгер и др. Сторонники этой теории утверждают, что стоимость — это чисто психологическое явление, объясняемое предельной, т.е. наименьшей полезностью данного товара для покупателя. Бем-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего одиноко в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй — для улучшения питания, третий — для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему для забавы. Стоимость зерна будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод: чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя и ниже стоимость.

Теория спроса и предложения сводится к тому, что стоимость товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж.-Б. Сэй, английский экономист Г.Д. Маклеод. Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у Л. Вальраса. Эту теорию разделяли представители австрийской школы - К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Английский экономист А. Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П. Самуэльсон это соединение назвал оптимистическим неоклассическим синтезом.

Широко известна теория трех факторов производства, возникшая в первой половине XIX в. Она связывает создание стоимости с функционированием трех факторов производства - капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим факторам соответствуют прибыль, заработная плата и рента. Факториальный подход нашел применение и при разрешении проблемы стоимости в рамках теорий предельной производительности, согласно которым каждый из факторов производства (капитал, земля, труд) не только является производителем стоимости, но и имеет определенные границы своего производительного эффекта.

Общественное производство и проблема редкости ресурсов. Кривая производственных возможностей.

Экономическая теория изучает поведение людей, отношения между ними по поводу использования относительно редких ресурсов. В центре внимания науки – человек.

Человек обладает разнообразными потребностями, под которыми понимается то, без чего человек не может быть, что-то необходимое человеку. Потребности по объекту делятся на материальные и духовные, связанные с развитием человека как личности. Экономическая теория изучает связь материальных потребностей с производством, способами ух удовлетворения.

По возникновению потребности делятся на:

- естественные, возникающие в силу природы человека (необходимость питаться, одеваться и т.д.)

- вынужденные, необходимые, которые возникают в связи с необходимостью удовлетворять естественные потребности и организовывать производство разнообразных предметов и услуг. Считается, что чем разнообразнее вынужденные потребности, тем более высокого уровня в развитии достигает общество.

Потребности развиваются под воздействием материального производства, так как именно оно производит разнообразные предметы и услуги, с помощью которых удовлетворяются материальные потребности. При этом следует отметить, что потребности определяют тенденции и направление развития производства. Развитие производства позволяет удовлетворять одни потребности и приводит к формированию новых потребностей. Данная закономерность получила название закона возвышения потребностей.

Потребности удовлетворяются за счет различных благ, которые делятся в зависимости от редкости на экономические и неэкономические.

Неэкономические блага (воздух и т.д.) существуют в неограниченном количестве, как правило, это дар природы, и могут потребляться одновременно всеми людьми бесплатно. По поводу таких благ экономические отношения не возникают и поэтому такие блага не являются объектом изучения экономической теории.

Экономические блага ограничены в обществе. Поэтому они имеют цену и не могут потребляться всеми. В силу этого возникают особые отношения между людьми по поводу производства, распределения и использования таких благ, которые и являются объектом изучения экономической теории.

Экономические блага с точки зрения удовлетворения потребностей субъекта обладают взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью.

Производство – воздействие человека на окружающую среду с целью получения материальных благ. Тесно связано с понятием «производство» понятие «труд», под которым понимается целесообразный процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен вещества между собой и природой.

Результатами труда являются материальные блага, условия жизни человека, накопление знаний и опыта, развитие самого человека.

Процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда и целесообразной деятельности человека.

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека и представлен сырьем или полуфабрикатами.

Средства труда представлены орудиями труда и общими условиями производства.

В совокупности предмет труда и средства труда образуют средства производства.

Процесс производства можно рассматривать двояко. С одной стороны, это отношение людей к природе, с другой – отношения людей друг к другу. Первый аспект характеризуется с помощью понятия «производительные силы». Производительные силы включают в себя средства производства и человека, как главную производительную силу. В настоящее время говорят, что наука превратилась в производительную силу, так как непосредственно влияет на характер и уровень производства.

Уровень развития производства определяют уровнем производительности труда и степенью использования науки. Производительность труда – производство продукции в единицу рабочего времени.

Рассматривая процесс производства, выделяют такие характеристики труда, как разделение труда, специализация и кооперация труда и производства.

Отношения между людьми в процессе производства обозначают понятием «производственные отношения». Они бывают технико-организационными и социально- экономическими отношениями. Технико-организационные отношения определяются технологией производства, организацией труда, концепцией управления производством и т.д. Социально-экономические отношения возникают по поводу присвоения средств производства и результатов труда. Фактически их можно свести к отношениям собственности.

Процесс производства можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле это процесс создания экономических благ. В широком смысле процесс производства предполагает совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Рассматривая производство, можно выделить материальное и нематериальное производство. Нематериальное производство направлено на отражение внешнего мира через создание соответствующих духовных ценностей. Результатом нематериального производства являются нематериальные услуги.

К отраслям материального производства относят: промышленность, сельское, лесное и рыбное хозяйство, строительство, транспорт, торговлю и общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, геологию и некоторые другие виды деятельности. Сфера нематериального производства включает жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, образование, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения,

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7