Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Лингвистическая характеристика




Язык русский и немецкий языки, немецко-платский диалект, швабский диалект

Немецко-платский диалект — язык меннонитов России, нижнепрусский вариант восточно-нижненемецкого диалекта, который сформировался в XVI—XVII вв. в Западной Пруссии. На нём также говорят в североамериканском языковом поясе, в Германии известен как «плаутдич». Немецко-платский диалект используется во всём мире и является родным для полумиллиона человек

Шва́бский диале́кт — диалект немецкого языка, распространённый в Баден-Вюртемберге и Баварской Швабии. Принадлежит к алеманнской группе южнонемецких диалектов. При этом понятие «швабский» нередко используется как синоним «алеманнский», что неверно с точки зрения немецкой диалектологии.

Антропологическая характиристика

Российские немцы относятся к Европеоидной БР

Европеоидная раса— раса, распространённая до эпохи Великих географических открытий в Европе, Передней Азии, Северной Африке, частично в Средней Азии и северной и центральной Индии; позже — на всех населённых континентах. Особенно широко европеоиды расселились в Северной Америке и Южной Америке, в Южной Африке и Австралии. Является самой многочисленной расой на Земле (около 40% населения планеты)



Характерные признаки

Характеризуется, прежде всего, ортогнатным лицом, заметно выступающим вперёд в горизонтальной плоскости. Волосы европеоидов прямые или волнистые, обычно мягкие (особенно у северных групп). Надбровные дуги часто большие, разрез глаз всегда широкий, хотя глазная щель может быть небольшой, нос обычно крупный, резко выступает, переносье высокое, толщина губ небольшая или средняя, рост бороды и усов сильный. Кисть и стопа широкие. Цвет кожи, волос иглаз варьирует от очень светлых оттенков у северных групп до очень тёмных у южных и восточных популяций

Субэтнические группы, причины их образования

Поволжские немцы, Крымские немцы

Поволжские немцы — один из народов, сформировавшийся в России к началу XX века из потомков переселенцев преимущественно изгерманских государств, расселенных на основании манифестов Екатерины II в Нижнем Поволжье в 1760-е гг. и проживавших там вплоть до 1941 года. После 1917 г. получили территориальную автономию —АССР Немцев Поволжья. В 1941 году были депортированы в Сибирь и Казахстан. Депортация немцев в СССР привела к упадку национального языка и культуры, к ускоренной ассимиляции с остальным населением СССР. Последствия депортации стали причиной возникновения переселенческого движения вГерманию, которое особенно усилилось в 1990-е гг.

В настоящий момент люди с этническими корнями из поволжских немцев проживают, в основном, на территории России, Германии, Казахстана, США, Канады и Аргентины.

Около 90 % немцев России в XVIII—XIX вв. составляют так называемые колонисты. Подписание императрицей Екатериной II манифестов от 4 декабря 1762 г.«О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу»[1] и 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах»[2] привело к появлению большого числа так называемых переселенцев-колонистов в основном из германских государств, большая часть из которых должна была быть расселена в Поволжье. Для управления процессами прибытия, обустройства, расселения иностранцев предусматривалась деятельность в Петербурге на правах коллегии «Канцелярии опекунства иностранных». Позже в Саратове была создана Саратовская контора иностранных[3], которая в своей деятельности подчинялась непосредственно Канцелярии опекунства иностранных в Петербурге.

Большинство из поселившихся тогда семей колонистов оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык (в законсервированном по сравнению с немецким языком Германии виде), веру (как правило, лютеранскую,католическую) и элементы национального менталитета.

Крымские Немцы

Немцы появились в Крыму в 1805 году. В Симферопольском уезде они основали колонии: Нейзац, Фриденталь, Розенталь (виртенбергцы), в Феодосийском уезде — Гейльбрун, Судак и Герценберг. В том же 1805 году возникла швейцарская колония Цюрихталь, а в 1811 еще одна немецкая колония, Кроненталь. Колонии, расширяясь, образовывали выселки, которые сделались новыми колониями.

При переселении колонисты получили в собственность от 60-65 десятин лучшей земли, были надолго освобождены от натуральных и денежных повинностей, и им даровано было широкое самоуправление.[2]

Немцы в Крымской АССР

Основная статья: Административное деление Крыма

На карте немецкие районы выделены красным, крымскотатарские — бирюзовым, еврейские — синим, украинский — жёлтым, смешанные районы — розовым.

Немецкими национальными были Биюк-Онларский и Тельманский районы, кроме того значительное количество немцев жило в Ичкинском и Сейтлерскомрайонах. В рамках мероприятий согласно "Постановлению Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР № СЭ-75с. от 15 августа 1941 года" Крымские немцы были фактически депортированны из Крыма.

7 Поселения, виды, типы
Немецкая слобода - место поселения иностранцев в российских городах XVI-XVII вв. В Москве такое поселение называлось Кукуйна правом берегу Яузы XVII-н.XVIII вв. (Кукуй - ручей, приток Яузы). Известен сильный пожар 3 МЙ 1729, когда слобода практически полностью выгорела. Соборное уложение 1649 жёстко регламентировало отношения с иностранцами: " А иноземцем некрещеным на Москве и в городех держати у себя во дворех в работе иноземцев же всяких розных вер, а руским людем у иноземцев некрещенных, по крепостям и доброволно, в холопстве не быть, для того, в прошлом во 136-м году ведомо учинилося, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю всеа Русии, и отцу его государеву, блаженныя памяти, великому государю святейшему Филарету Никитичю, патриарху Московскому и всеа Русии, что на Москве и в городех у иноверных у некрещёных иноземцев служат православные християне, и тем православным християном от иноверцов чинитца теснота и осквернение, и многие бес покаяния, без отцов духовных помирают, и в великой пост и в и(ы)ные посты мясо и всякой скором едят неволею. И блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всеа Русии, и отец его государев блаженные жь памяти великий государь, святейший Филарет Никитичь патриарх Московский и всеа Русии указали православных християн у иноземцев некрещёных из дворов взять, и вперед тем православным христианом у иноверных, у некрещёных у иноземцев, во дворех быти не велели, чтоб в том христианским душам осквернения не было и бес покаяния не помирали б. И ныне по тому же у иноземцев некрещёных русским людем во дворех не быть никоторыми делы. А будет которые русские люди учнут у некрещёных иноземцев во дворех служити по крепостям, или доброволно, и тех сыскивая, чинити им жестокое наказанье, чтоб им и иным таким не повадно было так делати" (гл.20, ст.70). В первой половине XIX в. часть "русских" немцев была переселена под Санкт-Петербург. Посещение этой колонии так описывал немецкий путешественник Фридри х Балдуеи Гагерн: "Утро было спокойно... воспользовались им, чтобы взглянуть нанемецкие колонии в Петергофе, основанные императором Александром. Дома деревянные, построенные по одному и тому же плану, и содержатся чисто. Летом колонисты отдают обыкновенно внаём комнаты две иностранцу. Немецкий язык у них ещё чист и приятен, но воспоминания о родине исчезли, т.к. уже наступило второе и третье поколение; император Александр вызвал этих колонистов не из Германии, но из внутренних колоний в России. Они лютеране, имеют пастора и, если верить их словам, довольны своим положением; они, должно быть, вюртембергского происхождения; разведение овса и картофеля - главные виды их промышленной деятельности; новые поселенцы в течение 10 лет свободны от податей и воинской повинности; для детей устроена немецкая школа. Дома... приказал построить император..." (Фридрих Гагерн. Дневник путешествия по России в 1839 году).

Жилище

КРЕСТЬЯНСКАЯ УСАДЬБА, основная форма семейного поселения российских немцев в сельской местности. Состоит из двора (домовладельческого участка) и расположенных на нем жилого дома,вспомогательных построек хозяйственного и бытового назначения. Конфигурация и размеры участков в «материнских» колониях определялись типом планировки поселения (квартальная, линейная, т. н. «порядковая») и нормой земельного надела (под усадьбу и гумно отводилось 5 десятин - 5,45 га). В селениях 2-й генерации («дочерние» колонии, хутора, отруба, фермы, экономии) размеры усадеб жестко не регламентировались и различались в зависимости от региона и формы землепользования. Расположение жилых И хозяйственных построек не нормировалось; оговаривались лишь необходимость противопожарных разрывов между соседними домами и, в ряде случаев, привязка фасада дома к «красной линии» квартала. Для Поволжья были характерны прямоугольные усадебные участки (с соотношением сторон от 1:1,5 до 1:2), подразделявшиеся на 2 примерно равные части - передний двор, который формировался объемами жилого дома, летней кухни, амбара и конюшни, и задний двор (с овчарней, птичником, хозяйственным сараем, дровяником), сообщавшийся с огородом. Для поволжских и сев. поселений характерно расположение гл. дома продольным фасадом вдоль улицы; фронт застройки поддерживался въездными воротами, часто летней кухней. В южных областях (Причерноморье) усадьбы представляли собой узкий прямоугольник (с соотношением сторон от 1:2 до 1:4), по боковой линии которого располагался жилой дом в едином блоке с амбаром, сараем, хлевом, а по задней - другие подсобные постройки. Передний и задний дворы условно разделялись молотильной площадкой, вся свободная площадь участка была занята фруктовым садом. В большинстве южных колоний улица трассировались капитальными каменными оградами участков; за ними с некоторым отступом располагалось жилье. Здесь, а также на Волыни и в поселениях меннонитов в Приазовье и Сибири жилой дом был обращен к улице торцевым фасадом. У меннонитов перед домом располагался цветник, а сзади двор замыкался «поперечным сараем» (Querscheune) с большим проездом для повозок. В Сибири в планировке усадебного двора из-за особенностей климата получила распространение периметральная схема застройки участка. Главный элемент К. у. - жилой дом - наиболее стабильный элемент материальной культуры российских немцев. При основании «материнских колоний» в последней трети 18 - начале 19 вв. временные «коронные» дома по типовым проектам строило государство - это были, как правило, при- митивные 1-комнатные домики из дерева или кирпича (в Поволжье - деревянные пятистенки с двумя комнатами и коридором посередине), сооружавшиеся не колонистами, а местными мастерами. По мере их амортизации, а также с ростом населения возведение жилья перешло к самим поселенцам, а с середины 19 в. - к специализированным артелям. Административные попытки вновь типизировать строительство не удавались, хотя до середины 19 в. сохранялись достаточно строгие предписания, касающиеся планировки домов: он должен был иметь размеры 50x30 футов (ок. 10x17 м), ориентироваться фронтоном к улице; в доме предусматривалась комната для ремесленной работы, сзади к зданию пристраивались животноводческие помещения. В наибольшей степени подобная планировка сохранилась в строительной практике меннонитов, которые сооружали «длинные дома» с жилой частью и службами под одной кровлей. Внутренняя планировка жилых домов определялась образом жизни колонистов, их представлениями об удобстве и климатическими условиями различных регионов. Для северных (Петербургская губ.) и поволжских поселений характерен центрический план: жилые комнаты группировались вокруг печи; типичным для Поволжья было устройство летней кухни-столовой в отдельном блоке. Дома в южных регионах (Причерноморье, Приазовье, Кавказ) имели развитую линейную структуру с последовательно расположенными в едином объеме группами помещений - от входной до хозяйственных (Wohnstallhaus). Функционально в домах колонистов, как правило, выделялись парадная комната (gute Stube), 1-2 спальни, детская комната, кладовка. Русских печей не было, их заменяла плита или печь-стенка; в Поволжье в плиту вмуровывали котлы для кипячения воды и варки. В парадной комнате находилась парадная кровать под балдахином (Himmelbett). Столы и лавки были оснащены не прямыми ножками (как в русской избе), а наклонными, что обеспечивало им большую устойчивость. Для спанья использовались складные (раздвижные) кровати и диваны, куда на день убиралась постель. Потолки не белились, а красились масляной краской, так же, как и двери (последние - первоначально в коричневый цвет для имитации традиционного для Германии дуба; позже применяли также зеленую и другие краски). Наружные двери и двери в подсобные помещения часто делали разрезными - их верхняя половина открывалась независимо от нижней, что защищало от проникновения в дом домашних животных и нежелательных посетителей. На стенах комнат часто висели специально оформленные (вышивка или живописные таблички) назидательные изречения (Spriiche), такими же изречениями украшали и накидки на парадной кровати. Объемно-пространственная композиция жилого дома варьировалась в зависимости от планировки и этажности постройки (в поволжском и причерноморском регионах преобладали 1-этажные, на Кавказе -2-этажные дома), но во всех случаях в ней доминировала высокая и пластически развитая кровля, укрывавшая жилые (в т. ч. мансардные) и подсобные (чердак с сеновалом, коптильня и др.) помещения. До середины 19 в. материалы и технология строительства имели существенные региональные различия: на севере и Волыни были распространены деревянные дома, в Поволжье, Причерноморье, Приазовье - глинобитные и глинобитно-деревянные. Во 2й половине 19 в. в ряде регионов получило развитие строительство из кирпича, на Кавказе - из камня; наибольший процент (до 47%) капитальных огнестойких домов отмечался в Поволжье. На местах новых поселений в Сибири первоначально строились полуземлянки: жилье заглублялось в землю, сверху перекрывалось жердями, обмазывалось глиной и накрывалось глинобитной крышей; невысокие стены сооружались из нарезанного пластами дерна. Впоследствии эти примитивные жилища последовательно сменялись саманными, камышитовыми и кирпичными постройками. Стилистика массового непрофессионального строительства жилых домов в немецких сельских поселениях оставалась слабовыраженной - в декоре заметны влияния местных традиций. Относительная активизация использования традиционных немецких приемов и стилистических мотивов (орнамент, характер кладки и т. п.) пришлась на конец 19 - начало 20 вв., время повсеместного распространения строительства из кирпича и использования черепицы в качестве кровельного материала.

Интерьер

В последние десятилетия в жилищном строительстве появилось большое количество новых строительных материалов, иноэтничное окружение и процессы урбанизации привели к стиранию различий между жилищем немцев и жилищем окружающего, в основном русского населения. В связи с этим, этническая специфика немецкого жилища сохраняется, прежде всего, в его деталях, в отделке помещений, в интерьере. Именно в интерьере имеется наибольшая возможность проявления этнической идентичности. Интерьер немецкого жилища значительно отличался в зависимости от степени достатка семьи. В бедняцком доме набор предметной среды был очень ограничен. В зажиточных семьях быт был насыщен дорогими вещами. Назначение помещения также оказывало значительное влияние на его интерьер.

Сени использовались для хранения продуктов, орудий труда, утвари. Во многих домах в сенях находились колодцы, для того, чтобы в холодное время года не нужно было выходить за водой на улицу. Интерьер кухни дополнялся шкафчиками и полками с посудой, умывальником. Интерьер детской комнаты отличался от убранства спальни родителей. Жилые помещения обставлялись с максимальным комфортом.

Центральное место в интерьере кухни занимала печь. У немцев Алтая встречается несколько типов печей. Это - вертикальные четырехгранные печи-голландки, которые служат только для обогрева помещения, печи смешанного типа, которые имеют и отопительный котел, и плиту для приготовления пищи. Встречаются печи с встроенными котлами для нагрева воды и вытапливания жира, духовыми шкафами для выпечки хлеба. Раньше, когда в качестве топлива использовалась солома, в дымоходах устраивали камеры для копчения продуктов. Печи клали из сырцовых глиняных кирпичей. Поверхность печей обмазывали белой глиной, в настоящее время печи белят известью. У лютеран сохранялся архаичный обычай, смысл которого заключался в знакомстве молодой хозяйки с духами домашнего очага. После свадьбы, при вступлении молодоженов в дом мужа, свекровь брала невесту за руку и три раза обводила вокруг печи.

Раньше стены и потолки внутренних помещений штукатурили и белили. Извести или мела в данной местности не было, поэтому белили белой глиной. Белую глину и камыш для строительства добывали в баганских болотах. Некоторые семьи привозили с собой и мебель: добротные, из красного дерева, украшенные резьбой и росписью гардеробы, раздвижные диваны, столы, кровати, детские колыбели. Большинство переселенцев приобретало мебель на месте.

Изготовлением мебели чаще всего занимались не специальные мастера, так как рынок сбыта был достаточно узким, а плотники и столяры, которые выполняли и другие работы. Они делали платяные шкафы, диваны, кровати, комоды. Более простую в изготовлении мебель, например, столы, табуреты, скамьи, колыбели мог изготовить практически каждый мужчина. Распространенными видами мебели, кроме перечисленных, были кухонные буфеты, этажерки, тумбы. Практически в каждой семье был сундук для хранения одежды. Этот вид мебели был заимствован немцами у тюркского населения.

Интерьер жилых помещений был наполнен предметами женского рукоделия. Стены украшали ковры ручной работы. У немцев не получило развития ковроткачество. Ковры либо вышивали шерстяными нитками по нанесенному на ткань рисунку, либо расписывали масляными красками холсты. Это были своеобразные сюжетные картины на религиозные темы, пасторали, пейзажи. В целом, такие виды ремесла, как ткачество и изготовление гончарных изделий, имевшие в материнских колониях характер товарного производства, не получили у немцев Алтая достаточного развития. Это связано и с отсутствием в достаточном количестве необходимого сырья, и с тем, что производство сельскохозяйственной продукции было более выгодным. Первоначально во многих семьях переселенцев были ткацкие станки, но домашнее ткачество не получило достаточного развития. В некоторых домах сохранились домотканые половики из овечьей шерстяной пряжи. Особым искусством считалось умение женщины красиво застилать кровати. Постельное белье украшалось вышивкой и кружевом. В некоторых домах сохранились деревянные кровати с пологом. Перины и подушки делали из гусиного пуха. Особое внимание уделялось убранству детских кроваток и колыбелей. Колыбели передавались из поколения в поколение, и в настоящее время многие семьи предпочитают их современным кроватям.

В настоящее время, несмотря на то, что в быт немцев Алтая прочно вошли современная мебель, электроприборы, бытовая техника, осветительные приборы, посуда, текстиль фабричного производства, интерьер немецкого жилища имеет свои отличительные особенности. Множество пуховых изделий, разнообразных шкатулок, обилие вышитых и связанных вручную салфеток являются его неотъемлемой составляющей.

Жилище

В южных степных районах строились глинобитные и саманные дома, в северных лесных районах — дере­вянные. Крыша двух- или четырехскатная, из черепицы или теса. Пол, потолок и печь в доме традиционно окрашиваются. Обязательным элементом усадьбы является летняя кухня.

Сараи, баня, коптильня, задний двор для скота объединяются под одной крышей, охватывая двор с трех сторон. Фасад дома, ворота и нередко заборы украшаются орнаментом (резьба, роспись). До войны у немцев встречались четырехстворчатые наружные двери. Интерьер жилища отличают резная деревянная мебель, пуховые перины, обилие вышитых и вязаных салфеток. Вышивают гладью цветы, птиц, изречения из Библии.

Традиционные занятия

Согласно Указу императрицы все колонисты становились хлебопашцами. Земледелие и скотоводство стало их главными занятиями. Большую роль колонисты сыграли в распространении культур табака, горчицы и картофеля. Представленные на выставке образцы хлопчатобумажной ткани сарпинки, керамической посуды, многочисленных предметов из соломки говорят о широком развитии различных промыслов. Оригинальные по форме и технике исполнения гончарные и плетеные изделия очень ярко передают национальные черты и традиции немцев.

Основу хозяйства российских немцев традиционно составляло земледелие. Они использовали трехпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Из огородных культур преимущество отдавали выращиванию картофеля. Большую роль в хозяйстве играло и животноводство. Первые переселенцы разводили в основном овец. Благоприятные климатические условия привели к широкому распро­странению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота. Особое внимание уделялось племенному животноводству. В частности, в XVIII в. немцы-меннониты завезли в Россию знамени­тую краснонемецкую породу коров, получившую большое распространение в Сибири и других регионах.

Хозяйство российских немцев базировалось на частной собственности и было высокотоварным. В первой половине XX в. существовали разнообразные формы национально-хозяйственной кооперации. Были развиты кузнечное и столярное ремесла, а также различные виды прикладного искусства: обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка, гончарство.

В настоящее время значительная часть российских немцев занята в промышленности, сфере обслуживания, науке и искусстве.

Долгое время, живя обособленно от других народов, российские немцы сохранили многие элементы традиционной культуры —жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор. Коренным образом изменился лишь тип поселений. Если в Германии преобладали кучевые формы поселений, то в России — линейные в соответствии с административными инструкциями для переселенцев.

Поволжье – зона рискованного земледелия. Засушливые степи, нехватка дождей, сильные ветры зачастую сводят на нет весь крестьянский труд и сегодня. А что было тогда, когда механизация еще только разворачивалась, построены только первые пятьсот километров линий электропередач? И тем вдвойне и втройне было удивительно прочитать в пожелтевших от времени местных газетах о попытках выращивания в этих краях винограда! Не отставала и промышленность: в городе Энгельсе давали продукцию мясокомбинат и беконная фабрика, трактороремонтный и дизелестроительный, станкостроительный и кирпичный заводы. Заметен был и рост культуры. Если в 1922 году в этих краях был 771 учитель, то в 1938 – более 3 тысяч. Открылось три института, шесть техникумов. Во всех поселках появились школы и детские сады, клубы, дома культуры, больницы. Постоянно работали театры и кинотеатры, на улицах немецкая и русская речь звучали наравне. В 1934 году республика была награждена орденом Ленина “за достижения в развитии народного хозяйства”.

Орудия труда

Оружие

Одежда

Одежда и головные уборы Костюм летом состоял только из холщевых брюк и такой же рубашки с прямым воротом, завязанным тесемкой; сверх холщевых брюк обыкновенно надевались еще брюки серого цвета из "нанкина" ("чертова кожа"). На голове надет суконный картуз. На ногах никакой обуви.
В холодное время года сверх белья надевались брюки из самотканного сукна, окрашенного в синий цвет; из этого же материала была сшита часть костюма, напоминавшая длинный жилет, но с рукавами. Для выхода сверх этого надевался еще длиннополый кафтан из такого же сукна. В зимнее время сверх жилета прямо надевался полушубок. В холодное сырое время года надевались смазанные сапоги, а зимою при снеге - валенки. Отправляясь в дорогу, колонист сверх полушубка надевал еще овчинный тулуп.Более состоятельные мужчины для церкви надевали черный сюртук, такую же жилетку и брюки, обязательно заправленные в сапоги, на выпуск носили брюки только люди, претендовавшие на занятие более высокого положения: писаря, учитель и т. п. Зимою вместо картуза полагалось надевать шапку, но меховых шапок не было.
Женский костюм также был немногосложен. Летом - сорочка и шерстяная юбка из самотканой ткани, в праздники, кроме того, белые бумажные чулки и башмаки. На голове бумажная или легкая шерстяная шаль с яркими рисунками. Только в конце шестидесятых годов появились свободные кофточки без талии. Зимою: шерстяные синие чулки, валяные высокие туфли с красной каймой из гаруса, стеганный ватный лифчик, две-три юбки, а на голове теплая шаль по большей части также синего или черного цвета. Для выхода сверх лифчика надевалась еще плотно облегающая, короткая стеганая на вате кофточка и только в сильные морозы полушубок без воротника с высокой талией. Фартуки для замужних женщин был обязательной деталью. Рабочий ф. шили из темной однотонной ткани с карманом с правой стороны .Праздничный – из белого тонкого льна и хлопка. Фартуки были немного короче юбок, по ширине до половины бедер. Их делали поясными, с нагрудниками. Специально для церкви шили черные кружевные фартуки.

Яркость и пестрота не допускалась. Накладывался отпечаток религиозности. Молодые женщины и девушки предпочитали синий и белый цвет. Пожилые и старые женщины носили одежду темного цвета: черные и коричневые юбки, черные корсажи.

Головные уборы

Общая схема "Totenhochzeit" такова: в случае смерти девушки ее рассматривают как невесту, одевают в светлое (часто - белое) платье, а на голову надевают свадебный венок с фатой - Rosenkranz. Умерших неженатых юношей одевают в свадебный костюм - на лацкане пиджака с левой стороны крепится украшение из цветов и лент -Strauss. Если по какой-то причине светлое платье и костюм отсутствуют, молодых людей хоронят в обычной одежде, но венок и букет обязательны.

Почему так: Он пишет, что обычай этот возник "на почве первобытного представления о безусловной необходимости брака как в этой жизни, так и в загробной", и прошел в своем историческом развитии несколько ступеней. Древнейшей его формой было убийство и погребение девушки вместе с умершим юношей. Затем - совершение фиктивного бракосочетания умершего юноши с какой-либо девушкой, которая одевалась как невеста. Впоследствии «обряд еще более упрощается: умершую девушку одевают как бы под венец. Одновременно с этим происходит процесс переосмысления обычая: его объясняют представлением о необходимости брака и в земной жизни, и за гробом и связанной с этим представлением верой в "заложных покойников"»

*хоронили в венках в любом возрасте, "хоть ей был месяц, хоть неделя или еще меньше

В Сибири свадебные венки (как и венки для похорон) делали кустарным способом. Занимались этим женщины, почти в каждом селе были мастерицы, изготавливающие венки. Их искусство высоко ценилось и. как правило, это умение передавалось по наследству дочерям. Венок представлял собой высокую корону из цветов и листьев, которые отливались из воска или парафина, в последние годы венки стали чаще делать из бумаги или ткани. Для украшения венков использовали "кносп" - гроздья мелких шариков, которые получали, обмакивая конец свиной щетины в воск. Позже венки стали украшать блестками, бусами, вместо свиной щетины использовали проволоку. Венок представлял собой довольно сложную конструкцию. Цветы крепились на проволочный каркас, который был обернут папиросной бумагой или тканью. Раньше венки состояли из трех частей: головной, наплечной и нагрудной. Затем венки значительно упростились, а с 1980-х годов традиция их изготовления начинает исчезать, в настоящее время венки покупают в свадебных салонах. То же можно сказать и о нагрудном украшении жениха. Нагрудный букет ("штраус", "шлюп") делали так же, как и венок. К нему крепились длинные светлые (чаще белые) ленты. На свадьбе у жениха эти ленты были очень длинные. По традиции, концы этой ленты должны были кааться земли. Считалось, что чем длиннее лента, тем продолжительнее будет совместная жизнь молодоженов. Ленты у покойников были короче, у мальчиков - совсем короткие или отсутствовали вообще, ведь жизнь их была совсем короткой.

Обязательным элементом немецкой свадьбы является ритуал снятия венка с невесты (так называемый ритуал очепления). В этнографической литературе существует мнение, что в Германии в конце XIX - начале XX в. обычай очепления встречался уже очень редко {Филимонова 1989: 36). У немцев Сибири, однако, этот обычай повсеместно распространен до настоящего времени. Раньше после снятия венка на молодую было принято надевать чепец, про новобрачную говорили, что она "идет под чепец" ("kommt unter die Haube"). Позже вместо чепца стали использовать платок (в некоторых деревнях чепчик невесте надевали вплоть до 1970-х годов), но сам ритуал фактически не изменился.

Не подлежит сомнению, что венок раньше был символом невинности. Г.С. Маслова, посвятившая в своей книге специальный раздел девичьим головным уборам, считала, что "венок символизировал девство" (1984: 50). О том, что корона и венок символизируют "девственность как примерную, достойную добродетель", пишут и большинство немецких авторов.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7