Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика протекания революционных процессов



2015-11-08 2323 Обсуждений (0)
Специфика протекания революционных процессов 4.67 из 5.00 3 оценки




Практическая работа № 5

Тема: Рассмотрение и анализ документального (текстового), раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти в Восточной Европе.

Цель работы: уметь систематизировать историческую информацию на основе текстового материала о деятельности политических партий и оппозиционных государственной власти в Восточной Европе.

Задание №1:Заполнить таблицу »Специфика протекания революционных процессов».

Специфика протекания революционных процессов

Эволюционная форма преобразований «Взрывная» форма преобразований
    «Бархатные» революции- Органы порядка применили силу Народное восстание Гражданская война
ГДР Болгария Чехословакия Албания Румыния Югославия
Общий механизм:
               

 

В 70-х гг. система тоталитарного социализма вступила в полосу кризиса. Темпы экономического развития упали, в отдельных странах начался спад производства. В условиях централизованной п оказалось невозможным осуществить технологическую революцию Попытки обновить производственный потенциал за счет закупок оборудования и машин в странах Запада обернулись ростом внешней задолженности. Явная и ановой экономики скрытая инфляция обесценивала заработную плату. Наметилось снижение жизненного уровня. Экономический и социальный кризис сделал невозможным прежний контроль над массовым сознанием и манипулирование им. Началось "разочарование" масс в социализме. Неспособность тоталитарных режимов по-прежнему манипулировать общественным сознанием закладывала основу для политического кризиса. Углубление этого кризиса было неизбежно из-за нежелания правящих кругов этих стран идти на какие-либо реформы. После коллективных действий по подавлению ПРАЖСКОЙ ВЕСНЫ восторжествовало стремление любыми способами сохранять статус-кво. Кризис тоталитарного социализма принял различные формы. Граждане ГДР предпочитали бежать в ФРГ. В Польше в 1980 г. возник независимый профсоюз "СОЛИДАРНОСТЬ" во главе с ВАЛЕНСОЙ, власти были вынуждены признать его и начать с ним переговоры

В Чехословакии противники режима создали правозащитную организацию Хартия-77. В Румынии вспыхнуло восстание рабочих в городе Брашов, жестоко подавленное властями. Но усиление репрессий оказывалось бесполезным, т.к. не решало экономических и социальных проблем. Власти Польши в 1981 г. ввели военное положение, запретили "Солидарность" и арестовали ее лидеров. Условием начала революций стали перемены в СССР. Горбачев начал добиваться смены политического курса в странах Восточной Европы в духе советской ПЕРЕСТРОЙКИ и "обновления социализма". Он заявил о том, что СССР будет уважать право народов Восточной Европы на выбор пути развития. Это означало, что СССР отказался от присвоенного его руководителями права на интервенцию в любую страну Восточной Европы в интересах "защиты социализма". В Польше правительство ЯРУЗЕЛЬСКОГО в 1988 г. отменило военное положение, а в феврале 1989 г. начало политический диалог с оппозицией. Первый опыт проведения свободных выборов в сенат сейма Польши привел к ошеломляющей победе оппозиции: она получила 99 из 100 мест. Ярузельский был вынужден пойти на новые уступки. В обмен на поддержку оппозицией своего избрания на пост президента он поручил сформировать правительство представителю "Солидарности" МАЗОВЕЦКОМУ, - это было первое некоммунистическое правительство Польши после Второй мировой войны Гражданам было предоставлено право на свободный выезд в ФРГ, Берлинская стена была ликвидирована. Разрешалась деятельность оппозиционных партий, было принято решение о проведении свободных выборов в Народную палату ГДР. На этих выборах в марте 1990 г. победила оппозиция.

Главой правительства стал христианский демократ Л. де Мезьер, который объявил, что объединен6ие Германии вляется его главной задачей. В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать. В Чехословакии толчком к революции послужило избиение полицией студенческой демонстрации в Праге 17 ноября 1989 г. 20 ноября на улицу вышло столько горожан, что разгон демонстрантов стал невозможен. Руководство Компартии Чехословакии ушло в отставку. Оппозиция сформировала Гражданский форум во главе с ГАВЕЛОМ и ДУБЧЕКОМ. В декабре Дубчек был избран председателем Федерального собрания, а в январе 1990 г. Гавел был избран президентом страны. В Венгрии все началось с экономических реформ в 1987 г. В 1988 г. ушел в отставку Кадар. Обновленное руководство заявило о переходе Венгрии к многопартийности. Венгерская социалистическая рабочая партия была переименована в Социалистическую. На выборах 1990 г. оппозиция одержала победу, и лидер Венгерского демократического форума Антал сформировал некоммунистическое правительство. В Югославии оппозиция добилась проведения первых свободных выборов в 1989 г. Во всех союзных республиках Югославии, кроме Сербии и Черногории, победу одержала оппозиция. Ее победа привела к РАСПАДУ ЮГОСЛАВИИ. В Албании лидер Албанской партии труда АЛИЯ в 1990 г. объявил о начале реформ. Была разрешена деятельность церквей на территории страны, прекратилось проведение политики самоизоляции. В том же году было дано разрешение на создание в Албании оппозиционной Демократической партии. Первые свободные парламентские выборы весной 1991 г. не дали оппозиции решительного перевеса, но Социалистическая партия (так стала называться Албанская партия труда) была вынуждены сформировать коалиционное правительство. В марте 1992 г. на внеочередных выборах оппозиция одержала решительную победу, а в апреле президентом страны был избран ее представитель С. Бериши. Революции 1989-1992 гг. в Восточной Европе были демократическими, антитоталитарными. Их главным результатом стала ликвидация тоталитарного социализма в Европе.

 

Задание №2:Сравнить оценку достижений посткоммунистических стран, объясните полярность точек зрения мнение социолога Э. Ханкиша и мнение представителя бывшей словацкой компартии;

«За последние пять лет даже самые отсталые страны сделали гигантский шаг вперед. В самом деле, в Центральной и Юго-Восточной Европе наблюдаются сенсационные успехи, которые не в состоянии оценить ни Запад, ни те, кто живет здесь...» (мнение социолога Э. Ханкиша,Венгрия, 1994 г.).

«Переворот в ноябре 1989 г. глубоко затронул жизнь всего общества. Массы обмануты «нежной» революцией с ее абстрактными лозунгами о демократии, свободе, плюрализме, приватизации, рыночной экономике. Люди убедились, что приватизация означает бессовестный грабеж тех ценностей, что созданы за сорок лет при социализме. Рыночная экономика — это безработица, снижение жизненного уровня народа, а демократия и свобода — только для богатых» (мнение представителя бывшей словацкой компартии, 1994 г.).

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

 

Контрольные вопросы

1.Охарактеризовать роль СССРв истории государств Восточной Европы;

2.Проанализируйте крушение коммунистических режимов в Европе;

3.Охарактеризуйте специфику революционных процессов в различных государствах.

 

 



2015-11-08 2323 Обсуждений (0)
Специфика протекания революционных процессов 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Специфика протекания революционных процессов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)