Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Противостояние Президента и оппозиции




Россия на рубеже 1991—1992 гг.

Осенью — зимой 1991—1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства. Страна имела не сформированный полностью административный аппарат. Началась долгая и трудная перегруппировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В целом ряде случаев пришлось формировать новые органы власти. У России не было границ, подтвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб. Бывшие союзные республики, имевшие когда-то административные границы с РСФСР в рамках СССР, теперь поже­лали пересмотреть их в свою пользу: Эстония и Латвия заявляли о претензиях на часть территорий Псковской области. Вмес­те с тем в России многие известные политики и общественные деятели ставили под сомнение право Украины на Севастополь.

7. мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании российских Вооруженных сил. До этого момента у России официально не было армии и флота. Серьезный спор возник из-за раздела Черноморского флота между Россией и Украиной.

После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990—1991 гг. про­возгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. 6 сентября 1991 г. в Грозном вооруженной толпой было захвачено здание Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики. 1 ноября 1991 г. генерал Д. Дудаев провозгласил государственную независимость Чеченской Республики.



Федеративный договор

Угрозу распада России руководство страны пыталось уст­ранить подписанием Федеративного договора. Подписать этот договор предполагалось с 21 республикой, 6 краями, 49 облас­тями, 10 автономными округами, 1 автономной областью и 2 городами (Москвой и Санкт-Петербургом). Договор состоял из трех документов: один предназначался для подписания с рес­публиками, другой — с краями, областями, Москвой и Петер­бургом, третий — с автономной областью и округами. Полномочия региональных органов власти в каждом из документов существенно различались; максимальные полномочия устанав­ливались для республик.

В Татарстане на 21 марта 1992 г. был назначен республиканский референдум по вопросу: «Согласны ли вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международ­ного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправ­ных договоров?» Конституционный суд России (КС) признал формулировку вопроса нарушающей Конституцию. 20 марта Президент Б.Н. Ельцин выступил с телеобращением к народу Татарстана — оно не было показано на территории республики («перекрыто» передачей казанского ТВ). 21 марта референдум состоялся. 61,4% проголосовавших ответили «да».

Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г.

Чечня и Татарстан от подписания отказались, Республика Баш­кортостан подписала с оговорками, оформленными особым про­токолом. 19 республик сопроводили подписание протоколом, в котором требовали изменений в Конституции России.

Противостояние Президента и оппозиции

В России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Ельцина. Еще в январе — феврале 1992 г. состоялись крупные форумы оппозиции: Конгресс гражданских и патриотических сил, Русский национальный собор. В работе Конгресса гражданских и патриотических сил принял участие вице-президент А.В. Руцкой. 23 февраля в Москве и во многих городах России прошли митинги, на которых выдвигались ло­зунги восстановления СССР и свертывания реформ. Это свиде­тельствовало о новом распределении политических сил.

VI Съезд народных депутатов (6—21 апреля 1992 г.) вы­ступил с критикой правительства Гайдара. Депутаты говорили о невнимании правительства к производству и социальной защи­те населения. Постановление Съезда признавало работу прави­тельства над экономической реформой неудовлетворительной по целому ряду позиций. Критика была настолько резкой, что 11 апреля министры покинули зал заседаний и подали Прези­денту прошение об отставке. Удовлетворено оно не было. В июне Б.Н. Ельцин сложил с себя полномочия председателя Совета Министров и назначил исполняющим обязанности главы прави­тельства Е.Т. Гайдара.

37 народных депутатов РФ обратились в Конституционный суд с за­просом о конституционности указов Президента, запрещающих на террито­рии России деятельность КПСС и КП РСФСР. КС признал соответствующим Конституции рос­пуск руководящих структур КПСС и КП РСФСР, однако роспуск первичных парторганизаций был признан неконституционным. Это делало возможным восстановление компартии.

1 декабря 1992 г. открылся VII Съезд народных депута­тов. В своем докладе Б.Н. Ельцин обосновал необходимость продления на 1993 г. дополнительных полномочий Президента для проведения экономических реформ. Депутаты говорили, что предоставленные V Съездом полномочия на 1992 г. не были оправданы реальными действиями команды реформаторов. 9 де­кабря Съезд отклонил предложенную Президентом на пост председателя Совета Министров кандидатуру Е.Т. Гайдара (за — 467 голосов, против — 486 голосов).

10 декабря Б.Н. Ельцин заявил, что «с таким съездом работать невозможно» и призвал решить спор посредством референ­дума по вопросу: «Кому вы поручаете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение Российской Феде­рации: нынешнему составу Съезда и Верховного Совета или Президенту России?» Завершил выступление Б.Н. Ельцин призывом к своим сторонникам покинуть зал заседаний. Но их оказалось всего около 100 человек. Кворум сохранился (715 депутатов — на 24 больше необходимого минимума), и Съезд продолжил работу.

Причина конфликта между Президентом и парламентом состояла не только в расхождениях по социально-экономической политике, но и в проблеме распределения власти.

Действовавшая в тот момент Конституция устанавливала, что председателя правительства с согласия Верховного Совета назначает и отправляет в отставку Пре­зидент, однако Верховный Совет и Съезд народных депутатов, не имеющие права назначения премьер-министра, в любой момент могли отправить правительство в отставку простым большинством голосов. Президент имел право назначать и освобож­дать от должности министров, но не мог распустить парламент или приостановить его деятельность; более того, Конституция специальной статьей запрещала роспуск каких-либо законно избранных органов власти. Таким образом, и парламент, и Пре­зидент претендовали на контроль за правительством, однако ме­ханизма разрешения неизбежных в такой ситуации конфликтов Конституция не предусматривала. Именно поэтому борьба между Президентом и Верховным Советом заняла много месяцев и велась с необыкновенным упорством и энергией с обеих сторон.

По инициативе председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина конфликт был разрешен с помощью компромис­са: Съезд принял постановление, одним из пунктов которого на 11 апреля 1993 г. назначался референдум по основным положениям новой Конституции. Было найдено согласие и по порядку назначения главы правительства. Депутатские фракции выдвинули два десятка кандидатов, из них Президент отобрал пять человек и предложил для рейтингового голосования. По его итогам Б.Н. Ельцин выдвинул B.C. Черномырдина, с мая 1992 г. работавшего заместителем Е.Т. Гайдара. Черномырдин возглавил правительство.

Но компромисс оказался недолговечен. VIII (внеочередной) Съезд на­родных депутатов (10—13 марта 1993 г.) отменил референдум и ввел поправ­ки к Конституции, ограничивающие полномочия Президента. 20 марта Б.Н. Ельцин, выступая по телевидению, сообщил, что подписал указ «Об осо­бом порядке управления до преодоления кризиса» и назначил референдум о доверии Президенту. Конституционный суд усмотрел в действиях Б.Н. Ельцина основания для начала процедуры импичмента (отстранения от должности).

26 марта открылся IX Съезд народных депутатов РФ, на котором предстояло голосование по импичменту. Президент приказал своей охране подготовиться к силовому разгону Съезда. Охраной был разработан план — в случае, если решение об импичменте будет принято, «выкурить» депутатов из помещения слезоточивым газом и взять под стражу. Но за импичмент было подано 617 голосов (60%), в то время как для принятия решения требовалось 689 голо­сов (2/3 от числа депутатов).

После завершения голосования о смещении Президента Съезд оказался вынужден назначить на 25 апреля 1993 г. рефе­рендум по четырем вопросам: о доверии Президенту Ельцину, об одобрении его социально-экономической политики, о досроч­ных выборах Президента и досрочных выборах народных депу­татов РФ. Конституционный суд установил, что по первым двум вопросам для принятия положительного решения нужно боль­шинство голосов от числа проголосовавших. Положительное ре­шение по третьему и четвертому вопросам носило конституцион­ный характер и требовало большинства от общего числа изби­рателей.

Референдум состоялся, участие в нем приняли около 64% избирателей. За доверие Президенту высказались 58,7% от чис­ла участвовавших в голосовании, за одобрение социально-эконо­мической политики — 53%. Предложения о досрочном прекра­щении полномочий Президента и депутатов не прошли.

1 мая, когда итоги референдума еще не были подведены, в Москве произошло столкновение колонны демонстрантов, во главе которой шли лидеры оппозиции, с милицией. Погиб офи­цер милиции, среди демонстрантов были раненые.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7