Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?Параграф 4 «Ценности культуры»
В содержании культуры важное место занимают ценности. В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях – аксиология. Ее развитию в немалой степени способствовали Г. Лотц, В. Виндельбанд, Г. Риккерт.
Существуют различные подходы к пониманию ценностей. Обычно ученые исходят из следующих представлений. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту.
Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи).
Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек.
Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования – ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете.
Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность. Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект.
Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно—денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека.
Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная – не иметь ценности.
В аксиологии приняты различные варианты классификации ценностей. Есть классификации, в которых ценности выстраиваются в иерархической последовательности – от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные.
На основе ценностных представлений, господствующих в культуре, образуется система ценностных ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по—своему. В качестве ценностных ориентаций могут выступать семейное счастье, материальное благополучие, любовь, успешная карьера, порядочность и др. У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности.
Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альтернативных ценностей. Заключение:
Воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей и не услышит в свой адрес: «подвинься». Культурность – совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врождённой интеллигентности. Многое даёт и дружба с книгой, начитанность. Вот только жаль, что человек за свою сознательную жизнь сможет прочитать не больше 5 тыс. книг из миллионных сокровищ, книги в доме – признак культуры. Дом без книги – дом дикарей. К сожалению, не ушло ещё явление книгомании, когда книги собираются не для чтения, а ради моды. К тому же ныне мы мало читаем, всё больше получаем «готовое», часами просиживаем у телевизора. Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти связи регулируются во многом правилами этикета. Не пытаясь рассмотреть весь спектр взаимоотношений людей в обществе, регулируемых правилами хорошего тона, можно остановиться лишь на некоторых. Мир человека – это мир культуры. в своём первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» - природному, «дикому» и означает всё то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца, создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и природному, и миру божественному, существующим помимо человека. в этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционного предупреждения.
Список литературы:
1. Культурология. Под редакцией Радугина А.А., Москва, "Центр",1997 2. Культурология. XX век. Антология. М., 1995г. 3. История мировой культуры под редакцией профессора А.Н Марковой 2-е издание переработанное и дополненное – М.: Культура и спорт Юнити, 1998 600 стр. 4. Золкин А.Л. Культурология: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 5. Культурология Суперека С.В. 2007 год 6. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984. 7. Гидденс Э. социология. м. 1999 8. Kroeber A.L., Kluckhoh C.K.M. «Culture A Critical review of Conceps and Definitios. Cambridge, 1952 9. Н.Я.Данилевский «Россия и Европа».М.,1869 10. К.А Тимирязев "Наука и демократия".Сборник статей 1904—1919.Ленинград 1926 11. Современная философия. Словарь и хрестоматия / Отв. ред. В. П. Кохановский - Ростов н/Д, 1995. Ч. V.
Тестовые вопросы: 1.В наиболее общем виде под культурой понимают: 1) сложные формы поведения человека и животных, 2) все виды преобразовательной деятельности человека, 3) приспособление живых существ к окружающей среде, 4) явления природы, благоприятные для человека. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры? 1) выразительное чтение стихотворения, 2) ежегодный бал выпускников школы, 3) просмотр кинофильма, 4) изобретение телефона. 3. Культура, произведения которой ориентированы на узкий круг знатоков, называется: 1) народной, 2) массовой, 3) экранной, 4) элитарной. Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2725)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |