Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Гигиена трудового воспитания, обучения... 209




торяемостью движений. Им разрешаются дополнительные паузы для отдыха. Рекомендации медицинских работников по индивидуальному режиму работы учащихся должны своевременно отражаться в листке здоровья классного журнала и учитываться преподавателем труда

Рациональный режим трудового воспитания и обучения школьни­ков определяется длительностью труда, местом труда в режиме дня и недели, а также построением трудовой деятельности.

Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Число этих уроков определяется учебными планами На трудо­вое обучение выделяется в 1-7-х классах 2 ч в неделю, в 8-9-х - 3 ч, в 10-11-х классах — 4 ч. Предусматривается также общественно полез­ный труд: во 2-4-х классах - 1 ч, в 5-7-х - 2 ч, в 8-9-х - 3 ч, в 10-11-х классах - 4 ч в неделю.

Длительность ежегодной трудовой практики для учашихся З-7-ro классов планируется в течение 10 дней по 3 ч в день, в 8-9-х классах - 16 дней по 4 ч в день, в 10-х — 20 дней по 6 ч.

Длительность труда в период летних каникул также регламентиру­ется и не должна для школьников 5-7-х классов превышать 3 ч, 8-9-х - 4 ч и 10-х классов — 6 ч в день. Общая продолжительность пребывания учащихся в составе трудовых объединений не должна превышать 3-4 недель, а для учеников 5-7-х классов, работающих в самостоятельных звеньях ученических производственных бригад, 2 недель.



Место урока труда в режиме учебных занятий 1-7-х классов определяется особенностью его влияния на организм. Обеспечивая смену характера деятельности и повышая функциональное состояние организма, урок труда предупреждает снижение работоспособности учащихся в течение учебного дня. Его эффективность проявляется в большей степени, если он проводится в начальный период развиваю­щегося утомления, т.е. на 3—4-м уроке (1-я смена) и на 1-2-м уроке (2-я смена), а в режиме учебной недели - в среду и четверг. Естественно, эта рекомендация не может быть выполнена в отношении учашихся всех классов из-за ограниченной пропускной способности мастерс­ких. И в этом вопросе оптимальный режим создается для учащихся тех классов, которые по разным причинам поставлены в наиболее сложные условия работы (переход к предметному методу обучения, выпускные экзамены и др.).

Построение урока труда в учебных мастерских основывается на учете анатомо-физиологических особенностей детей шкального воз­раста. Эти особенности выражаются в преобладании возбудительногоГлава б

процесса нал юрмоишм, что обусловливает стремление работать и ускоренном темпе и приводит к относительно более быстрому раз питию утомления. Известна относительно небольшая мышечная выносливость, которая не по звол нет летим долго выдерживать нагруз­ки в однообразной или вынужденной рабочей nose, с выполнением однообразных операции или трудовых процессов при ныраженном статическом компоненте Это является основанием дли определения оптимальной длительности непрерывного выполнения отдельных операций, которая не вызывает утомления школьником.

Общая длительность практической работы не должна превышать для учашихся 2-х классов 20-25 мин; 3-4-х классов — 30—35 мин. В ia вис и мости от трудоемкости длительность операций может состав­лять от 6 до Ю мин Установлено, что непрерывное выполнение любых столярных и слесарных операций учащимися 10 лет более 10 мин и учашимиси 11 лет более 13 мин приводит к выраженному утомлению, поэтому укатанные величины для этого возраста детей принимаются к* предельно допустимые Непрерывная работа с бумагой, картоном, тканью должна занимать для учашихся 1-х классов не более 5 мин,

2- 3-х классов - 5—7 мин; 4-х — 10 мин; 6-х - 12 мин; 7-х — 16 мин. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операци­ям должна составлять для учашихся 5-х классов не более 10 мин; 6-х — 12 мим; 7-х - 16 мин.

Учащиеся не могут без утомления выполнять на протяжении всего урока только одну операцию, поэтому в структуре урока должны пре­дусматриваться их смена и оптимальное количество. Анализ результа­тов хронометража уроков и реакний поведения детей (по отвлечению от работы) показал, что увеличение числа операций с 1—2 до 3—5 я 2 раза снижает время отвлечений учащихся. По лому выполнение

3- 5 операций принимается за оптимальную величину (рис. 5.1).

Даииьке по оптимальной продолжительности отдельных операций

и их количеству и свою очередь позволяют определить плотность урока.

Плотность урока ~ ъто время, затрачиваешь на выполнение всех тру­довых операций, включая легки*' (измерение, разметка и др.). Она должна составлять 60-85%.

При плотности урока менее 60% учащиеся теряют интерес к рабо­те, у них рассеивается внимание, не формируется рабочий стереотип. Объяснения преподавателя не должны занимать более 25% времени урока (10-12 мин), Время на организацию рабочего места, уборку.

Не менее важно и построение урока в плане рационального режи- ма труда и отдыха. Это особенно актуально для сдвоенных уроков В классах начальной школы сдвоенные уроки труда недопустимы Так как работа детей в этих классах связана с относительной непод­вижностью (положение сидя), на 15-20-й минуте урока необходима физкультминутка. Физкультминутки при сдвоенных уроках труда целесообразно проводить не в середине каждого урока, а в конце 1-го или начале 2-го урока, что позволит не нарушать рабочий динамичес­кий стереотип. При сдвоенных уроках обязательна организованная перемена длительностью не менее 10 мин с выходом в рекреацию и проветриванием помещения.

В построении урока предусматриваются небольшие (l-3-мииут- ные) паузы для дополнительного инструктажа, смены инструментов и других организационных моментов, что также является отдыхом во время работы.Построение уроков труда для девочек имеет свои особенности. В целом обработка ткани и кулинарные работы (в условиях школы) относятся к разряду легкого труда, но все же могут вызвать утомление школьниц. Причиной последнего является прежде всего выполнение однообразных трудовых операций, при которых нагрузка падает на относительно небольшую группу мышц плечевого пояса. Рабочая поза при этом остается такой же, какой она была и на занятиях в клас­се, поэтому статическое мышечное напряжение не только не снима­ется. а может даже усилиться. Кроме того, машинная обработка ткани требует большой точности и высокой координированности движений. Поэтому на занятиях кройки и шитья, особенно в начальном периоде, нельзя посвяшать целиком урок освоению какой-либо одной опера­ции, а следует предусматривать их смену и чередование. Для профи­лактики утомления от статических нагрузок необходимо обязательно проводить короткие физкультминутки (2—3 мин) с выполнением 4—6 упражнении. Характер упражнений должен обеспечивать активиза­цию функций дыхания и кровообращения, а также давать нагрузку на мышны-антагонисты (живота и ног). Рекомендуется выполнять упражнения стоя.

Кулинарные работы отличаются по характеру и в целом лишены вышеу казанных недостатков. На уроках кулинарии учащиеся свобод­но перемешаются по помещению, могут произвольно менять рабочую позу, чередовать операции, что является своеобразным отдыхом от утомительных занятий в классе.

Особенности построения трудового обучения в 8—11-х классах касаются структуры учебной недели. В ней для трудового обучения выделяется I день: 6—7 учебных часов, из них 3—4 ч, предусмотрен­ных учебным планом, а 2—3 ч — за счет общественно полезного труда. Такой режим удобен школе, поскольку позволяет избежать дробления учебного дня, освобождает учашихся от лишних переездов в УПК, на базовое предприятие и обратно в школу. Но нередко из-за непроду­манности расписания это приводит к увеличению продолжительнос­ти учебных занятий в остальные дни недели. Построение занятий в дни трудового обучения аналогично струк­туре учебного дня в школе: через каждые 45 мин — перемена длитель­ностью не менее К) мин; в середине рабочего дня ■— большая пере­мена (30 мин) для приема пиши. В расписании предусматриваются 1—2 теоретических урока по специальным предметам и 3—5 уроков практической работ ы, в процессе которой учащиеся овладевают пер­воначальными профессиональными навыками, а затем переходят к производительному труду.

Положительное влияние труда на организм школьников во многом определяется условиями, в которых проходит трудовая деятельность К. числу факторов, способных повышать оздоровительное влияние труда, относятся рационально организованное естественное и искус­ственное освещение, правильная расстановка оборудования, органи­зация рабочего места, а также рациональный воздушный и темпера­турный режим.

Гигиенические требования к условиям труда должны соответс­твовать функциональному состоянию организма детей. Поскольку обработка дерева и металла связана с повышенными энерготратами и теплообразованием, температура воздуха в этих мастерских должна быть ниже, чем в классе: в столярной мастерской оптимальной тем­пературой считается 14—16 °С, в слесарной 16-17 9С, в кабинете труда начальных классов и кабинете по обработке ткани 18 *С.

Характер труда школьников не исключает возможности контакта учащихся с неблагоприятными производственными факторами. В процессе обработки дерева, металла и ткани может выделяться дре­весная, металлическая и бытовая пыль, концентрации которой неве­лики, и при выполнении общегигиенических требований ее накопле­ние предотвращается. В слесарных мастерских возможны достаточно высокие уровни шума.

В УПК набор мастерских значительно расширяется, увеличивается обьем выполняемых работ, которые по своему характеру приближа­ются к производственным процессам. Появляется реальная возмож­ность контакта учащихся с неблагоприятными факторами.

В мастерских по механической обработке металла в воздух поме­щений могут выделяться мелкодисперсная минерально-металличес- кая пыль, аэрозоли масел и многочисленных примесей (сульфатов, щелочей).

При шлифовке и заточке изделий образуется пыль, содержащая двуокись кремния. В воздух газосварочных мастерских выделяет­ся сварочный аэрозоль, содержащий соединения марганца, фтора, окиси углерода, озона. Все это требует наряду с выполнением обще­гигиенических мероприятий проведения специальных профилакти­ческих мер с учетом профиля мастерских. Прежде всего необходимы эффективная система вентиляции с различными видами местной вытяжной вентиляции, размещение части оборудования в отдельных

специальных помещениях, оснащение станков экранами, щитками предупреждающими разбрызгивание смазочно-охлаждающей жид­кости. разбрасывание стружки. Необходим контроль за качеством смазочно-охлаждающей жидкости, концентрацией минерального масла в воздухе помещений, эффективностью работы вентиляции.

В некоторых учебно-производственных мастерских работы связа­ны с воздействием шума. В токарных, фрезерных и монтажных мас­терских уровень шума может достигать 80—95 дБА и выше, поэтому требуется проведение комплекса мероприятий по борьбе с шумом.

Положительное влияние процесса труда на растущий организм и успешность освоения школьниками трудовых навыков во многом определяются рациональным оборудованием помещений для трудо­вого обучения. При этом оборудование должно отвечать ряду гиги­енических и педагогических требований, касающихся его набора, размещения, организации рабочего места, инструментария, техники безопасности. Набор оборудования должен обеспечивать реализацию программ трудового обучения. Основное оборудование — верста­ки, станки, швейные машины, инструментарий; вспомогательное — шкафы, стеллажи, уборочный инвентарь.

При размещении оборудования предусматривается создание бла­гоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. При обработке дерева и ткани затенение не возникает, если свет падает слева, поэтому верс­таки и швейные машины необходимо расставлять перпендикулярно к окнам с левосторонним освещением. Верстаки можно расставлять под углом 45*.

При обработке металла характер работы позволяет иметь как лево­стороннее, так и правостороннее освещение при перпендикулярном к окнам размещении верстаков. Любая другая расстановка имеет недостатки. Особенно резко освещенность падает при наличии так называемых спаренных верстаков, за которыми ученики стоят лицом друг к другу, одни спиной к окнам, другие - лицом, а между ними устанавливается защитная сетка.

На уроках труда учащимся приходится пользоваться чертежами, выполненными преподавателями на доске. Если расстояние от доски до последних рабочих мест окажется более 10-11 м, то ученики даже с нормальной остротой зрения смогут различать написанное на доске с большим трудом, поскольку угол зрения в этом случае окажется мень­ше физиологической нормы (менее Г) В неблагоприятных условиях

окажутсятакже ученики, сидящие за первыми в крайних боковыхрядахрабочими местами, если расстояние между ними и доской оченьмало. В этомслучае угол рассматривания окажется слишком острым,ддяобеспечения нормируемого угла рассматривания (35") 1-е рядырабочих местдолжны быть удалены от доски на расстояние 1,6-2,5м.

Для сохранения правильной рабочей позы и безопасности труданеобходимособлюдать определенные расстояния между рабочимиместами.Их величина зависит от характера рабочей позы, амплитудырабочих движений,необходимости передвижения в процессе работы,размеровинструмента и материала.

Размеры рабочих мест определяются характером технологического процесса и составляют в столярной мастерской 125x45см, в слесар­ной- 100X50 см.

В столярной мастерской верстаки чаще всего размещаются в 3 ряда, по 6—7 в каждом ряду, и расставляются перпендикулярно светонесу- щей стене или под углом 45° так, чтобы свет падал слева (рис. 5.2).

Вслесарной мастерской верстаки устанавливают так, чтобы обес­печить левостороннее освещение (рис. 5.3).

Если суммировать размеры всех рабочих мест, расстояний и прохо­дов, а такжеместо преподавателя, то окажется, что необходимо иметьмастерскуюдлиной 11 м и шириной 6 м, т.е. общей площадью 66 м?„

Приоборудовании мастерских УПКследует использовать гиги­еническиерекомендации для учебных мастерских школ и ПУ,учи­тыватьнаполняемость групп и существующие нормы площадей наодного учащегосяв зависимости от профиля обучения (табл. 5.1).

Все помещения для трудового обучения оборудуются встроенными или пристенными шкафами, стеллажами закрытого типа, емкостями для сбора стружек, вешалками для спецодежды, раковиной, элек­трополотенцем. В комплект оборудования входят также носилки я аптечки с медикаментами и перевязочным материалом, необходимые для оказания первой помощи.

При организации рабочего места необходимо предусматривать пра­вильную рабочую позу, экономную трату энергии, четкую организацию труда, безопасность работы. Выбор позы учащегося определяется харак­тером труда, в частности величиной мышечных усилий и амплитудой движений. Рабочая поза считается правильной, если при ней сохраня­ются устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем, зрительного и слухового анализаторов, отсутствует дополнительное статическое напряжение мыши (ряс. 5.4).

 

равильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соот­ветствием размеров оборудования и инструментов размерам частей тела работающего, в частности, соответствием высоты рабочего места росту учеников (рис. 5.5).

Для определен и я соответствия высоты рабочего места росту ученик Должен встать боком к торцевой части верстака и свободно положить руку на его поверхность. Если высота рабочего места соответствует росту учащегося, его плечо и предплечье образуют прямую линию, а между предплечьем и кистью образуется прямой угол.

(13-14 лет) должны предусматриваться подставки для ног 3 размеров - высотой 5, 10 и 15 см.

 

В мастерских, где проводятся работы, связанные с длительной неподвижной рабочей позой (радиомонтажные, сборка часов, полу­проводниковых и интегральных схем), особое внимание уделяется правильной организации рабочего места. Конструкция стола должна быть такой, чтобы можно было положить предплечья на его поверх­ности. Для этого в крышке стола делается полукруглый вырез. Высота сиденья стула должна регулироваться в пределах 40-60 см. Стул обязательно должен иметь спинку для опоры поясничной области. Обязательна также подставка для ног.

Важную роль в процессе трудового обучения играет инструмента­рий. По размерам и массе он также должен соответствовать возраст­ным антропометрическим особенностям и физическим возможнос­тямучашихся. Гигиенистами установлены оптимальные размеры, масса и соотношение отдельных частей наиболее часто употребля­емыхстолярных и слесарных инструментов для учашихся 11-14 лет (табл. 5.2).

С 15 летучащиеся могут применять инструменты для взрослых,так как кэтому возрасту заканчиваются рост костей верхних конеч­ностейи формирование кисти. Глава 5

 

Важным элементом охраны здоровья детей в процессе трудового обучения является контроль за его содержанием, осуществляемый санитарным врачом. При этом врач должен:

• своевременно согласовать характер трудовой деятельности уча­щихся (профили подготовки, конкретные профессии, виды обще­ственно полезного, производительного труда);

• согласовать рабочие места для прохождения производственной практики учащимися старших классов, а также трудовых объеди­нений школьников; • ознакомиться с документами, отражающими соответствие харак­тера труда состоянию здоровья; оценка этих документов с уче­том полноты охвата углубленными медицинскими осмотрами, результатов врачебно-профессиональных консультаций и заклю­чений о профпригодности к избранному профилю обучения или профессии, наличие рекомендаций в отношении детей с отклоне­ниями в состоянии здоровья в листках здоровья; • контролировать фактическое содержание трудового обучения и воспитания в плане их соответствия утвержденным учебным программам.

Врачебный контроль включает детальное изучение документов, отражающих организацию и режим трудового обучения и воспитания учашихся обследуемых школ. К ним относятся расписание уроков, годовой график учебных занятий и практики учащихся 5—10-х клас­сов. график работы по самообслуживанию и другим видам обще­ственно полезного производительного труда, утвержденный режим дня трудовых объединений школьников в период летних каникул, трудовой договор между дирекцией школы (УПК) и базовым пред­приятием. Контроль за условиями труда планируется с учетом про­филя мастерских, кабинетов, лабораторий не реже 2 раз в год. Первое обследование проводится до начала учебного года с целью проверки готовности этих помещений и оформляется актом-разрешением на проведение занятий. Второе обследование проводится в середине или конце года с целью выявления недостатков, которые должны быть устранены в дальнейшем, и оформляется планом-заданием. В течение года медицинский персонал контролирует работу или заня­тия в мастерских по всем параметрам, отвечающим гигиеническим требованиям и исключающим возможность контакта учащихся с неблагоприятными факторами, правильность эксплуатации освети­тельных установок, санитарное состояние помещений, соблюдение правил техники безопасности. В помещениях, где возможен кон­такт с неблагоприятными факторами, планируются лабораторные и инструментальные исследования освещенности, микроклиматичес­ких параметров, шума, концентрации пыли и химических веществ, эффективности вентиляции. 5.3. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ

Профессионально-техническое образование является важным зве­ном хозяйственного комплекса страны. Переход подростка из обще­образовательной школы в ПУ ведет к резкой смене его социальной позиции: происходит ломка сложившегося «школьного» стереотипа. Одновременно вследствие сочетания учебной и трудовой деятельнос­ти увеличивается суммарная нагрузка, происходит первый контакт подростков с факторами производственной среды. Все это, особенно на начальном этапе обучения, создает определенные трудности для роста, развития и сохранения здоровья подростков. К этому добав­ляются кардинальные проблемы подросткового возраста. Сам по себе подростковый возраст в онтогенезе считается фактором риска, что обусловливает необходимость пристального внимания к профессио­нальному обучению подростков.

В процессе обучения подростки могут контактировать с подав­ляющим большинством неблагоприятных физических факторов и со многими химическими агентами, поэтому необходимо знать спе­цифику реакции организма подростка на профессионально-произ­водственные факторы: неблагоприятные метеорологические условия, производственный шум, промышленную пыль, химические вещест­ва, физические нагрузки.

Метеорологические условия производственной среды могут характери­зоваться как повышенной, так и пониженной температурой воздуха. С повышенной температурой воздуха подростки могут контактировать в «горячих» цехах металлургического производства, металлообраба­тывающей промышленности, в текстильном, кондитерском, кули­нарном производствах, фарфоро-фаянсовой промышленности.

Терморегуляция подростков имеет специфические особеннос­ти реакции их сердечно-сосудистой системы при работе в горячих цехах:

• гипер- и неадекватная реакции, указывающие на нарушение про­цессов терморегуляции и гемодинамики;

• затягивание процессов восстановления функционального состо­яния организма подростков.

ЧСС у обучающихся профессии сталевара у мартеновской печи достигает 120—140 ударов в минуту, а с увеличением тяжести про­изводственной операции и интенсивности обучения может дости­гать в отдельных случаях 170—200 ударов в минуту. Систолическое артериальное давление тотчас после выполнения производственных операций у печи повышается, затем довольно быстро опускается ниже исходного уровня; падает и диастол и ческое давление (иногда до 20-30- мм рт.ст.). Восстановление частоты пульса, артериального давления у подростков после производственных операций затягива­ется до 1 ч и более. Температура тела во время и после работы у печи значительно повышается: до 37,6—38,3 °С, а иногда до 39,4 °С, что свидетельствует о выраженных нарушениях у юношей процессов тер­морегуляции во время работы в «горячих» цехах. Все эти нарушения держатся довольно длительное время и после прекращения работы. К концу рабочего дня пульс, температура тела и частота дыхания пре­вышают исходные (дорабочие) величины, а уровень давления ниже. Эти показатели, как правило, не восстанавливаются в течение 0,5— 1-часового отдыха после работы.

У подростков, работающих в одних и тех же цехах со взрослыми рабочими и выполняющих даже меньший объем физических нагру­зок, чем взрослые, температура кожи и тела повышается быстрее и в большей степени, сдвиги гемодинамики более выражены, восста­новление более медленное. Регуляторные механизмы у подростков менее совершенны, у них меньшие функциональные возможности. Диапазон колебаний температуры окружающей среды, с которыми «справляется» терморегуляция подростка, меньший, вследствие чего напряжение и нарушение процессов терморегуляции появляются в юношеском возрасте при менее высокой температуре воздуха.

Хроническое действие нагревающего микроклимата, несмотря на менее длительный по сравнению со взрослыми контакт, вызывает ряд изме­нений в состоянии здоровья подростков. У них чаще развиваются неврологические расстройства в виде вегетативной дисфункции, астеновегетапгивного синдрома, изменения функционального состо­яния сердечно-сосудистой системы с тенденцией к артериальной гипотензии, нарушению ритма и процессов метаболизма в миокарде. Чаше развиваются нарушения желудочно-кишечного тракта, явления гиповитаминоза.

Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности у подростков «горячих» цехов выше, чем у их сверстников других про­фессий: чаше возникают производственный травматизм, простудные заболевания, желудочно-кишечные и гнойничковые болезни кожи.

С пониженной температурой воздуха подростки могут контактиро­вать при обучении профессиям строительного профиля, судострои­тельным работам, на лесозаготовках, рыбных промыслах, в сырье­вых цехах мясоперерабатывающей промышленности. При действии холода хорошее самочувствие сохраняется у подростков при темпе- I ратуре тела на 3—5 "С выше, чем у взрослых. Следовательно, при воз- I действии одних и тех же температур окружающей среды состояние дискомфорта наступает у подростков раньше. Все физиологические сдвиги при воздействии холода у них более выражены: значительно повышаются температура кожи, порог тактильной чувствительнос­ти, снижается мышечная выносливость. Увеличение теплопродук­ции при работе в условиях низких температур наступает у подрос­тков по сравнению со взрослыми при менее низких показателях температуры и меньшей скорости движения воздуха. Таким образом, охлаждение у подростков наступает быстрее и при менее низких тем­пературах окружающей среды.

Местное переохлаждение кистей рук вызывает у подростков, обуча­ющихся в сырьевых цехах мясоперерабатывающей промышленности, довольно быстрое (через 1—2 года) развитие заболеваний перифери­ческой нервной системы конечностей в виде начальных форм холодо- вых вегетативных полиневритов верхних конечностей, вегетативных невралгий. Эти заболевания развиваются у подростков чаще и быс­трее, чем у взрослых рабочих, занятых в аналогичных профессиях. Организм девушек значительно более чувствителен к переохлажде­нию, чем юношей.

Подростки подвергаются воздействию производственного шума при освоении профессий в судостроении, ткацком и кузнечно-прес- совом производстве, многих станочных профессий.

Установлена повышенная чувствительность организма подростков к воздействию шума всех параметров. Слуховой анализатор в юношеском и подростковом возрасте более чувствителен к шуму, чем в зрелом. Величина смещения порогов и время их восстановления находятся в прямой зависимости от интенсивности шума. Восстановление слухо­вой чувствительности после действия шума у подростков идет более длительное время, чем у взрослых.

Данные биоэлектрической активности мозга подростков и функ­циональное состояние их слухового анализатора указывают на выра­женные неблагоприятные изменения: замедляются темпы возрас­тного развития ЦНС и снижается уровень ее функциональногосостояния (в корковом представительстве слухового анализатора), снижается слуховая чувствительность. Воздействие на организм под­ростков 15—17 лет шума с уровнем 96—105 дБ повышает чувствитель­ность особенно после 3 ч работы (наибольшее повышение порога слуховой чувствительности на частотах 4000 и 7000 Гц). При действии шума ПС-75, 80. 85, 90 у 16-летних подростков по сравнению с 17-лет­ними наблюдаются более выраженные изменения функционального состояния организма подростков — слухового анализатора, ЦНС и сердечно-сосудистой системы.

При ежедневном воздействии интенсивного шума в течение рабо­чего дня у подростков могут произойти необратимые процессы в кохлеарном органе уже через 1—2 года. Таким образом, уровни шума, являющиеся нормативными для взрослых, вредны для подростков. Подростки менее устойчивы к действию шума, чем взрослые.

Многие производства характеризуются значительным содержани­ем пыли в воздушной среде. Работа подростков в «пылевых» цехах долж­на быть ограничена. а в силикозоопасн ых профессиях — лицам моложе 20 лет запрещена. Установлена прямая зависимость между частотой «пылевой» патологии и возрастом начала работы с пылью. При оди­наковых концентрациях пыли в воздухе рабочих помещений пнев- мокониоз в молодом возрасте развивается быстрее и протекает более неблагоприятно, чем у лиц зрелого возраста. Наиболее устойчивы к воздействию пыли липа 21—25 лет. Экспериментальные данные также свидетельствуют. что склеротические реакции в легочной ткани у молодых животных появляются быстрее, чем у взрослых.

Оценка внешнего дыхания у девушек-прядильщиц 15—17 лет пока­зала, что уже через 3 ч после начала работы в цехе у них заметно снижа­ются ЖЕЛ, мощность воздушной струи на вдохе и, особенно, на выдохе, время произвольной задержки дыхания — проба Штанге. К концу рабо­чего дня снижение показателей становится еше более выраженным. Эти преходя!ш#е функциональные сдвиги, кумулируясь, способствуют развитию более стой к их изменений органов дыхания. У девушек-пря- дильшип за сравнительно короткий срок работы (до 3 лет) развиваются изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей субатро- фического. реже атрофического характера. Частота заболеваний вер­хних дыхательных путей у них выше, чем у сверстниц, обучающихся станочным, радиотехническим и даже строительным специальностям. Значительно чаше у подростков-прядильщиц отмечаются бронхиты, иногда сопровождающиеся астмоиднм м компонентом.

Гигиена трудового воспитания, обучения.

Подростки обладают повышенной чувствительностью, в частности меньшей устойчивостью слизистой оболочки верхних дыхательных путей к воздействию пыли.

Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, работа в химической про­мышленности законодательством запрещена. Однако обучение в ПУ некоторым профессиям химического производства разрешено при условии, чтобы к началу производственной практики в основных цехах учащимся было не менее 18 лет. К таким относятся ряд катего­рий работ в нефтехимической промышленности, производстве поли­меров, минеральных удобрений, различных химических веществ.

Со многими химическими вредными веществами подростки могут контактировать при обучении и работе в других отраслях промышлен­ности: строительстве (возможен контакте органическими растворите­лями, нитросоединениями), судостроении (окислы азота, соединения марганца, фтора, свинец), машиностроении (пары цветных металлов, смазочно-охлаждающая жидкость), радиотехнической промышлен­ности (пайка свинецсодержащими сплавами), текстильной промыш­ленности, резино-техническом производстве, полиграфии и др.

Многочисленными исследованиями установлено, что работа под­ростков в условиях воздействия химических агентов, даже в допусти­мых концентрациях, небезразлична для их организма и может приво­дить к возникновению отклонений в состоянии здоровья, которые у взрослых, работающих в тех же условиях, отсутствуют.

Наблюдения показали, что у подростков, работающих в контакте с небольшими концентрациями свинца, отмечается повышенная чувс­твительность к этому яду. При сравнительно недлительном контакте (через 1—2 года) у многих развиваются характерные изменения крови (анемия, ретикулоцитоз, базофильная зернистость), выделение гема- топорфирина с мочой. Выявлено депонирование свинца в организме.

У подростков, обучающихся на производствах по выработке мине­ральных удобрений, контактирующих с аммиаком и окислами азота, довольно быстро развиваются субатрофические катары верхних дыха­тельных путей, и их частота нарастает по мере увеличения времени работы в цехах. Частота патологии ЛОР-органов среди подростков этого производства крайне велика (59%), что связано со специфичес­ким раздражающим действием аммиака и окислов азота на органы дыхания.

Установлена повышенная чувствительность (более чем в 3 раза) молодого организма к сероуглероду. У подростков, работающих в цехах искусственного и синтетического волокна, в которых концент­рации сероуглерода в 6 раз ниже ПДК, в период 2-летнего наблюдения отсутствовали неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья. Это свидетельствует о допустимости работы подростков только в таких условиях — при низких концентрациях сероуглерода в цехах.

На нефтеперерабатывающих заводах доминирующим фактором является воздействие на подростков предельных, непредельных и ароматических углеводородов в сочетании с сернистыми соединени­ями в концентрациях, как правило, не превышающих ПДК. Однако при этом были выявлены изменение реактивности организма, замед­ление физического развития, повышение показателей патологичес­кой поражен ности и заболеваемости с временной утратой трудоспо­собности.

У девушек* контактирующих с бензином в цехах, где концентра­ции его не превышают предельно допустимые (клейщицы-сборщицы резиновой обувн)т уже к концу годичной работы в цехе развиваются отчетливые неблагоприятные изменения в состоянии здоровья: дис- менорея ("у наблюдаемых) и гипотензия, частота которой увели­чивается за год в 10 раз. Низкие показатели артериального давления выявляются к концу годичной работы в цехе у 20% подростков. Почти у Уз девушек, работающих в таком цехе, появляются функциональные изменения нервной системы (вегетативная дисфункция), носовые кровотечения. Заболеваемость с временной утратой трудоспособно­сти у контактирующих с бензином выше, чем в других профессио­нальных группах девушек того же ПУ.

Экспериментальными исследованиями возрастной чувствитель­ности к химическим веществам установлена пониженная устойчи­вость молодого организма ко многим промышленным ядам: четырех- хлористому углероду бензину, дихлорэтану, сернистому газу, нитриту натрия. Причины и механизмы повышенной чувствительности под­ростков к химический агентам до конца не изучены. Однако несом­ненно, что физиологические особенности подросткового возраста: снижение порога возбудимости ЦНС, неустойчивость эндокринных регуляций, повышенная вегетативная реактивность, большая ско­рость кровотока и легочной вентиляции, являются одними из важных звеньев в цепи /тих причин. Большое значение имеют также пони­женная способность организма подростком к обезвреживанию этих веществ, большая чувствительность тканей организма к химическим агентам. Даже при непродолжительном контакте no/ipoctKo» с химическими агентами в концентрациях ниже предельно допустимых наблюдаются неблагоприятные реакции неспецифического характера:

• снижение иммунобиологической реактивности;

• анемия;

• функциональные нарушения нервной и сердечно-сосудистой

систем;

• снижение темпов физического развития;

• аллергические реакции.

Таким образом, растущий организм не обладает достаточной спо­собностью адаптироваться к химическим веществам, поэтому целе­сообразно более «жесткое» гигиеническое нормирование содержания химических веществ в окружающей производственной среде. Однако в настоящее время регламентация влияния химических веществ на организм детей осуществляется не ПДК, а сокращением времени, более поздним контактом с химическими соединениями при освое­нии профессии.

Механизация и автоматизация производственных процессов не исключают ручного физического труда, а в ряде отраслей про­мышленности он по-прежнему занимает довольно большое место. Положительное влияние физического труда на организм является бесспорным фактом. Не представляет исключения в этом отноше­нии и организм подростка. Однако при одинаковой со взрослыми по тяжести и длительности физической нагрузке у подростков наблю­даются более высокие показатели ЧСС, снижения уровня диастоли- ческого АД, более длительный период восстановления гемодинами­ки. У подростков менее совершенны и реакции аппарата внешнего дыхания: усиление легочной вентиляции при физической нагрузке происходит у них чаще за счет увеличения частоты, а не глубины дыхания. При одинаковой с взрослыми нагрузке величина кисло­родного долга у подростков большая — следовательно, одна и та же работа достигается у них ценой больших усилий и энергозатрат, чем у взрослых.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (893)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.038 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7