Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Практический компонент




Зачета по дисциплине

 

по дисциплине«Современный русский (родной) язык»

 

Примечание:

1. По дисциплине «Современный русский (родной) язык» проводится экзамен (1 семестр) и дифференцированный зачет (2 семестр).

2. Студенты в начале 2 семестра получают блок вопросов и заданий к дифференцированному зачету, состоящий из 2-х компонентов:

- теоретический (2 вопроса по теории предмета: 1 вопрос морфологии; 2 вопрос по синтаксису);

- практический (2 практических задания).

Зачет по билетам

Теоретический компонент

Раздел: Морфология

1.Общее понятие о грамматике как научной дисциплине. Морфология как раздел грамматики. Основные этапы изучения морфологии.

2.Грамматические классы слов в современном русском языке.

3.Понятие имени существительного как части речи. Разряды существительных по лексическому значению.

4.Существительные нарицательные и собственные. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.

5.Категория рода существительных. Категория числа существительных.

6.Категория падежа существительных. Склонение имён существительных.

7.Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных (качественные прилагательные и их признаки; относительные прилагательные и их признаки).



8.Разряды имен прилагательных (притяжательные прилагательные и их признаки; переход прилагательных из одного разряда в другой).

9.Полные и краткие прилагательные и их признаки. Степени сравнения имен прилагательных.

10. Понятие имени числительного как части речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Склонение числительных.

11. Понятие о местоимении как части речи. Функционально-семантические разряды местоимений. Грамматические разряды местоимений. Склонение местоимений.

12. Понятие о глаголе как части речи. Инфинитив как начальная форма глагола.

13. Возвратные и невозвратные глаголы. Основные значения постфикса – ся. Переходные и непереходные глаголы.

14. Категория залога глагола. Категория вида глагола. Категория наклонения глагола.

15. Категория времени глагола. Категория лица глагола. Безличные глаголы. Спряжение глаголов.

16. Причастие как неспрягаемая форма глагола.

17. Деепричастие как неспрягаемая форма глагола.

18. Понятие наречия как части речи. Лексико-грамматические разряды наречий. Степени сравнения наречий.

19. Служебные части речи (предлог и союз, частицы).

20. Модальные слова как особая часть речи. Особенности междометия как относительно непродуктивной части речи.

 

Раздел: Синтаксис

1. Понятие синтаксиса. Предмет изучения синтаксиса русского языка.

2. Понятие о словосочетании как номинативной единицы языка. Структура словосочетания. Состав словосочетания.

3. Синтаксические отношения между членами словосочетания. Типы связи слов в словосочетании.

4. Типы словосочетаний в зависимости от морфологического выражения стержневого слова (глагольные, субстантивные, адъек­тивные, наречные, местоименные, словосочетания с числительным в роли главного слова).

5. Понятие о предложении. Основные признаки предложения (предикативность, интонация сообщения, грамматическая организованность, актуальное членение предложения).

6. Типы предложений по цели высказывания. Классификация предложений русского языка по структу­ре. Типы предложений по эмоциональной окраске. Полные и неполные предложения.

7. Понятие простого предложения. Двусоставные предложения. Понятие подлежащего. Понятие сказуемого.

8. Односоставные предложения (глагольные и субстантивные). Нечленимые предложения.

9. Распространенные предложения. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, дополнение, обстоятельство).

10. Предложения, осложненные обособленными членами (обособленные определения и правила их обособления, обособленные приложения и их обособление, «обособленные дополнения» и их обособление).

11. Предложения, осложненные обособленными членами (обособленные обстоятельства и их обособление, обособление уточняющих членов предложения, сравнительные обороты и их обособление).

12. Предложения, осложненные однородными членами. Употребление запятой между однородными членами предложения. Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами и обобщающими словами при однородных членах.

13. Конструкции, не входящие в структуру предложения (обращение, «именительный представления», междометия, вводные конструкции, вставные конструкции) и знаки препинания при них.

14. Понятие сложного предложения. Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

15. Понятие сложноподчиненного предложения. Нерасчлененные сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Расчлененные сложноподчиненные предложения с придаточными временными, сопоставительными, условными, причинными, следственными, целевыми, уступительными, сравнительными, присоединительными; сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

16. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания при них. Многочленные сложные предложения и знаки препинания при них.

17. Понятие речи и текста. Отличительные признаки текста. Виды и типы текстов.

18. Основные типы синтаксических речевых ошибок (речевые ошибки, связанные с неправильным подбором слов в словосочетании и предложении; речевые ошибки, связанные с нарушением грамматического согласования и управления членов предложения; речевые ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении).

19. Понятие пунктуации. Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения. Употребление тире между членами предложения.

20. Знаки препинания при прямой речи и диалоге. Цитаты и знаки препинания при них.

Практический компонент

 

Задание 1

 

а) Охарактеризуйте каждое слово в предложении как часть речи, разберите морфологически одно существительное и один союз:

 

Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.

 

б) Сделайте синтаксический разбор предложения (по схеме разбора предложения), расставьте в предложении необ­ходимые знаки препинания, объясняя их.

Внизу как зеркало стальное синеют озера струи

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7