Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Экзогенные и смешанные по этиологии формы интеллектуальных нарушений




Вопросы:

1. Какие инфекционные заболевания матери могут приводить к нарушению нервно-психического развития ребенка?

2. Какова структура дефекта при синдроме врожденного сифилиса?

3. Что такое триада Грегга и при какой патологии она описана?

4. Какие симптомы входят в триаду Гетчинсона и при каком заболевании она описана?

5. Какой симптом называется симптомом Аргайла-Робертсона?

6. Что такое эмбриопатия и чем она отличается от фетопатии?

7. Какие множественные пороки развития могут возникнуть из-за перекрывания критических периодов.

8. Какова структура нарушений при микроцефалии?

9. Каковы причины микроцефалии, почему она называется смешанной формой умственной отсталости?

10. Что такое краниостеноз и чем он отличается от микроцефалии?

11. Что такое гипотиреоз и каковы его причины?

12. Какие методы профилактики гипотиреоза разработаны?

 

Задания для самостоятельной работы: подготовка мультимедийных презентаций по темам «Синдром врожденной краснухи», «Врожденный сифилис», «Цитомегалия», «Критические периоды развития различных органов и ТТП». Составление тезауруса и кроссвордов. Составление таблиц, отражающих классификацию экзогенных вредностей внутриутробного периода.

Практическое занятие № 9 (4 часа)

Клиническая характеристика деменции. Клиника пограничных форм интеллектуальной недостаточности

Вопросы:

1. Назовите отличительные признаки деменции.

2. Каковы принципы классификации детской деменции?

3. Назовите причины возникновения деменции.

4. С какими интеллектуальными нарушениями дифференцируют деменцию?

5. Приведите примеры органической деменции.

6. Назовите стадии деменции при болезни Альцгеймера.

7. Какова история исследований по задержке психического развития в нашей стране?

8. Назовите отечественных и зарубежных ученых, внесших свой вклад в разработку медицинских и психолого-педагогических аспектов проблемы задержки психического развития (укажите в чем конкретно состоит их вклад).



9. Перечислите основные причины, приводящие к задержке психического развития. Каковы механизмы задержки психического развития?

10. В чем отличия задержки психического развития от умственной отсталости?

11. Какие критерии положены в основу классификаций задержки психического развития?

12. В каких разделах МКБ-10 кодируются расстройства, сходные с задержкой психического развития?

13. Какие интеллектуальные нарушения отмечаются при резидуально-органических пограничных психических расстройствах?

 

Задания для самостоятельной работы: подбор и изучение литературы; описание симптомов детской деменции, болезни Альцгеймера с использованием дополнительной литературы, принципов дифференциальной диагностики деменции и умственной отсталости.

Оформление в виде таблицы концепций деменции с позиций отечественной психиатрии и МКБ-10.

Подготовка презентаций (или эссе) на темы: «Содержание и этапы работы дефектолога с детьми с пограничными формами интеллектуальной недостаточности»; «Пограничная интеллектуальная недостаточность»; «Концепции пограничной умственной отсталости с позиций отечественной психиатрии и МКБ-10»

 

 

Практическое занятие № 10.

Медико-психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии

Вопросы:

1. Характеристика методик нейропсихологической оценки состояния высших корковых функций.

2. Диагностика психического развития детей.

3. Беседа с родителями при клинико-нейропсихологическом обследовании детей. Особенности беседы с родителями.

 

Задания для самостоятельной работы: Подготовить сообщения по теме: Характеристика методики нейропсихологической оценки состояния высших корковых функций, разработанных А.Р. Лурией.Изучив предложенную литературу, дать характеристику диагностических проб на исследование пространственной организации движений и на исследование зрительно-пространственных операций.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

основная литература:

1. Амасьянц Р. А., Амасьянц 3. А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 320 с.

2. Гуровец Г. В. Психопатология детского возраста. – М.: Владос, 2008.

3. Джонс К. Л. Наследственные синдромы по Дэвиду Смиту. Атлас-справочник / Редактор перевода с англ. А. Г. Азов. – М.: Практика, 2011. – 997 с.

4. Психиатрия / Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. – М.: Медицина, 2008. – 576 с.

5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков / А. Е. Личко. – М.: Речь, 2009. – 256 с.

6. Марилов В. В. Общая психопатология: Учеб, пособие для вузов / В. В. Марилов. – М.: Академия, 2009. – 220 с.

7. Мастюкова Е. М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития у детей при семейном алкоголизме / Мастюкова Е. М., Грибанова Г. Е., Московкина А. Г. – М., 2006.

8. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте: классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10: учеб, пособие для студ. вузов / Всемир. организация здравоохранения / Науч. ред. А. Н. Моховиков. – М.: Смысл: Academia, 2008. – 407 с.

9. Московкина А.Г. Клиника интеллектуальных нарушений: Учебное пособие / А. Г. Московкина, Т. М. Усманская. - М. : Прометей, 2013. - 266 с.

10. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет / Под ред. Ю. Л. Барашнева. – М.: Триада-Х, 2007.-280 с.

11. Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., Академия, 2003.

дополнительная литература:

12. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. – М., 1982.

13. Бухановский А. О., Кутавин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. – Ростов-н/Д., 2000.

14. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М., 1997.

15. Вальдес М. С. Арттерапия в работе с подростками. – М., 2007.

16. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1972.

17. Выготский Л. С. Собрание сочинений. – М., 1983.

18. Дети сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 1998.

19. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М., 1984.

20. Еникеева Д. Д. Пограничные состояния у детей и подростков. – М., 1998.

21. Жиянова П. Л. 3. Семейно-центрированная модель ранней помощи. – М., 2006.

22. Замский X. С. Умственно отсталые дети. – М., 1995.

23. Исаев Д. Н. Умственно отсталые дети. СПБ., 2002.

24. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия / Пер. с англ, под ред. Т. Б. Дмитриева. – М., 1998.

25. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

26. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. 1-е изд. – М., 1979; 2-е изд. – М., 1995.

27. Классификация психических и поведенческих расстройств. МКБ-10. – СПб., 1994.

28. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование / Козлова С. И., Семанова Е. Д., Демикова Н. С. и др. – М., 1996.

29. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Детская психиатрия. – М., 1995.

30. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. – М., 1985.

31. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

32. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. – М., 1963.

33. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – М., 2000.

34. Ляпидевский С. С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении. – М., 1973.

35. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 1996.

36. Мариничева Г. С., Гаврилов В. В. Умственная отсталость при наследственных болезнях. – М., 1988.

37. Мастюкова Е. М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития. Учебное пособие. Иркутск, 1992.

38. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

39. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.

40. Мастюкова Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. – М., Классик стиль, 2003. – 320 с.

41. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. – М., 1991.

42. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Новые исследования в области изучения умственной отсталости. – Дефектология, 1994.-№ 5.

43. Мастюкова Е. М., Грибанова Г. В., Московкин А. Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития у детей при семейном алкоголизме. – М., Владос, 2006.

44. Марковская И. Ф. Задержка психического развития: Клинико-нейропсихологическая диагностика. – М., 1993.

45. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах слуха и зрения. – М., 1987.

46. Московкина А. Г., Благосклонова Н. П. Характеристика синдрома ломкой Х-хромосомы. – Дефектология, 1996. – № 2.

47. Московкина А. Г., Уманская Т. М. Медико-генетические и психолого-педагогические аспекты умственной отсталости. – Дефектология, 1995. – № 6.

48. Отбор детей во вспомогательную школу: Методические рекомендации / Под ред. Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. Ф. Мачихиной. – М., 1983.

49. Певзнер М. С. Дети-олигофрены. – М., 1959.

50. Питерси М., Трилор Р. при участии Кернс С. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Научная редакция доктора медицинских наук Е. Мастюковой. – М., 1998.

51. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. – СПб., 1997.

52. Правдина-Винарская Е. Н. Неврологический синдром олигофрении. – М., 1957.

53. Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей / Под ред. Т. А. Власовой, Н. Г. Блюминой, К. С. Лебединской. – М., 1985.

54. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

55. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Дэвида Лейна и Бриайна Стратфорда. – М., 1991.

56. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – Т. 1. – М., 1965; – Т. 2. – М., 1969.

57. Сухарева Г. Е. Стойкие психические нарушения в отдаленном периоде органического поражения мозга // Лекции по психиатрии детского возраста в 3 т. – М., 1974.

58. Тржесоглава 3. Легкая мозговая дисфункция у детей. – М., 1987.

59. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / Под ред. Певзнер М. С., Лебединской К. С. – М., 1979.

60. Ушаков Г. К. Детская психиатрия. – М., 1973.

Интернет-ресурсы:

61. http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека: Клиника интеллектуальных нарушений. Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М.: Академия, 2002. в учебном пособии в доступной форме для студентов-дефектологов изложены вопросы клиники интеллектуальных нарушений.

62. http://www.koob.ru/shalimov/intellectual_disturbances Клиника интеллектуальных нарушений – Шалимов В. Ф. В учебном пособии охарактеризованы основные формы интеллектуальных нарушений: умственная отсталость (олигофрения), деменция, пограничная интеллектуальная недостаточность. Раскрывается понятие интеллекта в рамках различных психологических теорий, рассматриваются принципы общепатологического подхода к интеллектуальным нарушениям. На основании соотношения особенностей психопатологической картины и степени сформированности высших корковых функций описаны формы пограничных психических расстройств, влияющих на структуру интеллектуального дефекта в младшем школьном возраст, рассматриваются психологические теории, принципы общепатологического подхода к интеллектуальным нарушениям. «Клиника интеллектуальных нарушений» Клиника и патогенез ведущего нарушения (основного симптома) олигофрении. Клиника пограничных форм интеллектуальных нарушений. Общие положения. Клиника интеллектуальной недостаточности при неосложненном психическом инфантилизме.

63. http://mgou.ru/index.php?option=com.content&task=view &id=1488&itemid=61.4 Амасьянц Роберт Акопович. Интеллектуальные нарушения. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 448 с.

64. http://fb21ib.net.ru/book/117098 Клиника интеллектуальных нарушений при раннем детском аутизме. Рубрика: Медицина. Подчеркивается, что основными проявлениями синдрома раннего детского аутизма являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими.

 





Читайте также:





Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)