Цена товара, масштаб цен, сокровище, тезаврация
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ДГТУ)
Факультет «Управление и предпринимательство» Кафедра «Финансы и кредит»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ по дисциплине ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ
По направлению 080100 Экономика
Автор к.э.н. доц. Н.С. Землякова___
Ростов-на-Дону 2014 г.
ВВЕДЕНИЕ
Практические занятия являются формой групповой аудиторной работы в малых группах. Основная цель практических занятий — приобретение практических навыков управления экономикой предприятия. Темы занятий заранее сообщаются студентам с целью их предварительной подготовки и проработки соответствующих теоретических разделов дисциплины. В начале каждого практического занятия преподаватель кратко доводит до студентов цель и задачи занятия, а также обращает внимание на наиболее сложные вопросы, относящиеся к усваиваемой теме. В рамках практического занятия студенты решают задачи и разбирают практические ситуации самостоятельно. Преподаватель при этом выступает в роли консультанта и контролирует полученные студентами результаты, дает пояснения в процессе решения задач и обсуждения ситуаций в случае необходимости. Исходя из желания студентов, или на усмотрение преподавателя к доске приглашается студент и объясняет алгоритм решения задачи или проблемной ситуации. По итогам практического занятия преподаватель может выставлять в журнал группы оценки. Процесс решения наиболее сложных задач и проблемных ситуаций может быть объяснен преподавателем. Однако в дальнейшем аналогичные задачи и ситуации должны быть решены студентами самостоятельно. В процессе проведения практического занятия также могут быть проведены опрос студентов, сплошное или выборочное тестирование, проверочная работа. При проведении семинарских и практических занятий используются дискуссионные занятия, элементы ролевых игр, устные ответы. Современное обучение предполагает, что существенную часть времени в освоении учебной дисциплины студент проводит самостоятельно. Такой метод обучения способствует творческому овладению студентами специальными знаниями и навыками. В процессе самостоятельной работы студент должен воспринимать, осмысливать и углублять получаемую информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми навыками. Эта работа должна проводиться систематически, в течение всего периода обучения в университете, и стать основной формой совершенствования и повышения квалификации в практической и профессиональной деятельности. В процессе изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» важно постоянно пополнять и расширять свои знания. Изучение рекомендованной литературы является важной составной частью восприятия и усвоения новых знаний.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: Необходимость и сущность денег Продолжительность 4 часа 1. Вопросы для обсуждения: 3. Чем обусловлено появление денег? 4. Какова связь между развитием товарного производства и денег? 5. В чем состоит противоречие между потребительной стоимостью и меновой стоимостью товара и как оно разрешается? 6. В чем состоит сущность денег? 7. Какие ступени эволюции проходят деньги? 6. Назовите основные виды и формы денег? 7. Каковы основные свойства, преимущества и недостатки действительных денег, что такое демонетизация и в чем её причины? 8.Что такое бумажные деньги? Дайте определение и перечислите их достоинства и недостатки. 9. Назовите основные отличия банкнот с покрытием от бумажных денег. 10. В чем состоят основные причины появления в обращении денежных суррогатов? 11. Перечислите виды кредитных денег и охарактеризуйте их основные черты. 12. Каковы основные черты ранней металлической теории денег, в чем её ошибки? 13. Что такое неометаллизм? 14. Каковы основные положения и недостатки номиналистической теории денег? 15. В чем заключаются основные идеи и ошибки количественной теории денег? 2. Раскрыть основные понятия: Товар, деньги, потребительная стоимость, меновая стоимость, натуральные деньги, кредитные деньги, бумажные деньги, полноценные деньги. 3 Ответить на тесты: 1. Для того чтобы продукт или ресурс считался товаром, он должен отвечать таким условиям, как: - он должен существовать или производиться в определенном, но не безграничном, количестве. - он должен удовлетворять определенные потребности, то есть обладать полезностью. - он должен свободно продаваться и покупаться - он должен приносить достаточную прибыль для поддержания воспроизводственного процесса 2. Какими ценностями обладает товар - потребительной - меновой - материальная - денежной 3. Потребительная ценность - это - физическое, вещественное свойство товара, это его способность удовлетворять определенные потребности. - общественное свойство товара, и определяется степенью полезности товара и объемом затрат, необходимых для его получения. 4. В результате обмена потребительная ценность товара отделяется от его ценности. Первая переходит в руки : - покупателя - продавца - производителя 5. Обмен товара на товар - это - бартер - оброк - лизинг 6.Представителями натуральных денег в период натурального обмена являлись - ракушки - меха - золотые монеты - рабы - зерно 7. Деньги, выступающие в виде соответствующим образом оформленных бумаг, в виде простых записей на счетах,в виде цифровых знаков, удостоверенных тем или иным образом - это - кредитные деньги - финансовые деньги - натуральные деньги 8. Плата, взимаемая монетным двором за чеканку металлической монеты: - секвестр - сеньораж - секьюритизация - сбор - налог
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Тема: Функции денегПродолжительность 2 часа Цель –раскрыть: содержание и значении функции меры стоимости, масштаб цен, счетные деньги; деньги в функции средства обращения; содержание, назначение и особенности функционирования денег в качестве средства платежа; функция денег как средства накопления, виды денежных накоплений; деньги в сфере международного экономического оборота. 1. Вопросы для обсуждения: 1. Какие существуют функции денег, и в чем состоит их взаимосвязь? 2. В чем состоит сущность функции денег меры стоимости? 3. Что представляет собой цена товара? 4. Как образуется и действует масштаб цен? 5.Что представляет собой функция денег как средства накопления и как она регулирует денежное обращение? 5. Как формируется и действует функция средства обращения? 6. Какие условия способствовали появлению денег как средства платежа? 7. Почему возникли мировые деньги, и каковы тенденции их развития? 2. Раскрыть основные понятия: Цена товара, масштаб цен, сокровище, тезаврация Ответить на тесты: 1. При начислении заработной платы деньги используются в функции: -средство накопления - меры стоимости - мировых денег - средство обращения - средство платежа 2. При продаже товаров в кредит, необходимость которого связана с неодинаковыми условиями производства и реализации товаров, различной продолжительностью их производства и обращения, сезонным характером производства деньги используются в функции -… -средство накопления - меры стоимости - мировых денег - средство обращения - средство платежа 3. В каком году был осуществлен официальный переход Европейского союза к единой валюте, получившей название ЕВРО: - 1999 - 2000 - 2002 4. К какой функции денег относится такая черта как «способность измерять стоимости всех товаров, служить посредником при определении цены» - мера стоимости - средство накопления - средство обращения - средство платежа 5. Привыполнении какой функции деньги присутствует на рынке всегда, и никуда не уходят. - мера стоимости - средство накопления - средство обращения - средство платежа 6. Припродаже товаров в кредит, при выплате заработной платы рабочим и служащим, какую функцию выполняют деньги - мера стоимости - средство накопления -средство обращения - средство платежа
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Тема: Денежная система и ее типы Продолжительность 2 часа 1 Вопросы для обсуждения: 1. Что представляет собой денежная система, и из каких элементов она состоит? 2. Биметаллизм и его характеристика. 3. Монометаллизм и его характеристика. 4. Денежная система административно-командной экономики. 5. Раскройте принципы функционирования денежной системы страны. 6. Каковы элементы современной денежной системы Российской Федерации? 7. Покажите роль золота в различных денежных системах. Доклады: 1. Денежная система на основе ЕВРО. 2.Денежная реформа как форма радикального изменения денежной системы: цели, предпосылки. 3 Раскрыть основные понятия: Денежная система, биметаллизм, монометаллизм, денежная единица. Ответить на тесты: 1. Разновидность монометаллизма, при которой в обращении отсутствуют золотые монеты, свободная чеканка золотых монет не производится, обмен неполноценных денег осуществляется только на золотые слитки, называется... а) золотовалютным стандартом; б) золотослитковым стандартом; в) золотодевизным стандартом; г) золотомонетным стандартом. 2. Если при биметаллизме между двумя металлами устанавливается закрепленное законом определенное соотношение, то такая система называется…. а) системой хромающей валюты; б) системой постоянной валюты; в) системой параллельной валюты; г) системой двойной валюты. 3. Одной из характерных черт современной денежной системы является... а) увеличение наличного денежного оборота; б) эмиссия национальных денежных знаков на основе золотого запаса страны; в) развитие безналичного и сокращение наличного денежного оборота; г) определение цен товаров на основе золотого стандарта.
4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Тема: ДЕНЕЖНАЯ ЭМИССИЯ И ВЫПУСК ДЕНЕГ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ Продолжительность 2 часа 1. Вопросы для обсуждения: 1.Что представляет собой эмиссия и в чем состоит отличие казначейской эмиссии от банковской? 2.Какие существуют виды эмиссии и каково их назначение? 3.Раскройте суть эмиссии безналичных денег и механизм банковского (депозитного) мультипликатора? 4.Назовите отрицательные и положительные черты налично-денежной эмиссии. 2 Раскрыть основные понятия: Эмиссия, бюджетная эмиссия, кредитная эмиссия, банковский (депозитный) мультипликатор, эмиссия безналичных денег, налично-денежная эмиссия. 3 Ответить на тесты: 1. Увеличение центральным банком своих кредитных вложений путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, т.е. на депозитах кредитных институтов - это - депозитная эмиссия денег - бюджетная эмиссия денег - казначейская эмиссия денег 2. Где хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска в обращение в случае увеличения потребности местного хозяйственного оборота в наличных деньгах. - в резервных фондах - в оборотных кассах - в кассах коммерческих банков 3. Где постоянно принимаются наличные деньги от банков и выдаются наличные деньги банкам - в резервных фондах - в оборотных кассах - в кассах коммерческих банков 4. Если сумма поступлений наличных денег в оборотные кассы РКЦ превышает сумму выдач денег из нее, то - деньги изымаются из обращения. - выдаются кредиты коммерческим банкам из этой суммы - эти деньги уничтожаются 5. Кредитный мультипликатор – это: - разность между объемом централизованных кредитов и объемом резервов в Центральном банке - отношение общей кредитной массы к массе централизованных кредитов - альтернативное название минимальных резервов
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ. ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА Экономическая зависимость между массой денег в обороте, уровнем цен реализуемых товаров, их количеством и скоростью оборота денег выражается законом денежного оборота.
закон денежного оборота (2.1.1) где М – количество денег в обороте; СЦТ – сумма цен реализуемых товаров (равная сумме произведений количества каждого товара на его цену); СО – скорость оборота денег (среднее число оборотов одноименной денежной единицы).
уравнение обмена И.Фишера: (2.2.2) где М – масса денег в обороте; V – скорость оборота денег; Р – средняя цена товаров и услуг; Q – количество реализованных товаров и услуг (физический объем производства).
Объем денежной массы в обороте: (2.2.3)
Средний уровень цен: (2.2.4) Зависимость между динамикой уровня цен, объема денежной массы, скорости оборота денег и объема производства можно записать в виде выражения: (2.2.5) где Ip – индекс цен; Im – индекс объема денежной массы; Iv – индекс оборачиваемости (количества оборотов) денежной массы; Iq – индекс объема производства (товаров и услуг).
Произведение уровня цен на объем товаров и услуг представляет собой величину ВВП (2.2.6)
Из уравнения обмена следует, что: (2.2.7)
Решение типовых задач
Задача 1. Совокупность произведенных платежей по товарам и услугам за наличные деньги составляет 6140 млрд.руб. Определите величину массы наличных денег в обращении, если среднее число оборотов денежной единицы равно 4. Решение. Масса наличных денег составит: М0 = 6140 : 4= 1535 млрд.руб.
Задача 2. Объем производства увеличился на 6%, денежная масса – на 24%. Как изменится средний уровень цен при стабильной скорости оборота денег? Решение. Определим индекс цен: = 1,24 × 1,0: 1,06 = 1,17 Уровень цен увеличился на 0,17 (1,17 – 1,0), или на 17%
Задача 3. Объем производства увеличился на 6%, денежная масса – на 24%, скорость оборота денег – 10%. Как изменился средний уровень цен? Решение. Определим индекс цен: = 1,24 × 1,10 : 1,06 = 1,29. Уровень цен увеличился на 0,29 (1,29 – 1,0), или на 29%.
Задача 4. Объем производства увеличился на 6%, денежная масса – на 24%, средний уровень цен - 5%. Как изменилась скорость оборота денег? Решение. Определим индекс оборачиваемости денежной массы: = 1,05 ×1,06 : 1,24=0,9 Скорость оборота денежной массы снизилась на 0,1 (0,9-1,0), или на 10%
Задача 5. Объем производства увеличился на 6%, скорость оборота денег снизилась на 5%, средний уровень цен вырос на 9%. Как изменился объем денежной массы? Решение. Определим индекс оборачиваемости денежной массы: = 1,09×1,06:0,95=1,216. Объем денежной массы вырос на 0,216 (1,216-1,0), или на 21,6%
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1073)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |