Тема «Система фонем русского языка»
Задание к зачету по дисциплине «Введение в логопедическую специальность»
Модуль № 1 Тема «Теоретико-методологические основы логопедии»
1. Выписать из учебного пособия «Логопедия» под общей редакцией Л.С. Волковой предмет, цель, задачи и структуру логопедии. 2. Написать эссе на темы «Значение логопедии», «Идеальный логопед – какой он?». 3. Заполнить таблицу «Связь логопедии с другими науками». См. приложение 4. Научиться объяснять различия следующих терминов: · Речевые нарушения и диалект · Недоразвитие речи и нарушение речи · Недоразвитие речи и распад речи · Симптом и симптоматика · Этиология и патогенез · Развитие и формирование · Формирование и восстановление. 5. Представить в виде схемы этиологию (причины) речевых нарушений. 6. Описать 3 критических периода развития речи. 7. Выучить классификации речевых нарушений, используемые в логопедии на современном этапе. См. приложение. 8. Изучить принципы логопедической работы, дописать пропущенные принципы, уметь объяснять их суть. См. приложение 9. Выписать определение метода и классификацию методов, применяемых в логопедии. 10. В виде схемы представить организацию оказания логопедической помощи в нашей стране в системе образования и здравоохранения. Задание оформить в напечатанном (можно письменном) виде с титульным листом (образец прилагается).
Модуль № 2 Тема «Анатомо-физиологические механизмы речи» Изучите данный раздел с опорой на нижеизложенные вопросы и ключевые понятия. Метод изучения темы выбираете самостоятельно, опираясь на свой индивидуальный способ понимания и запоминания информации (конспектирование, тезирование, составление интеллект-карт или карт понятий (информацию о данных способах работы с текстами можно найти на сайте М.Е. Бершадского)). Для первого знакомства с темой рекомендуется рассмотреть данный раздел в учебном пособии Филичевой Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил. Недостающую информацию необходимо найти, пользуясь интернет-ресурсами, корректно указывая источник.
Центральные органы речи: строение и функции корковых центров речи (центры Брока, Вернике, постцентральные, переднелобные образования), подкорковые образования (стриополлидарная система, ствол мозга, мозжечок), проводящие пути (центробежные и центростремительные). Периферические органы речи. Дыхательный отдел речевого аппарата. Легкие, трахея, бронхи: строение и функции, различие фонационного и физиологического дыхания. Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, голосовые складки: строение и функции. Механизм голосообразования, основные характеристики голоса: сила, высота, тембр. Артикуляционный отдел речевого аппарата. Неподвижные органы артикуляции, подвижные органы артикуляции. Речь и мышление. Импрессивная и экспрессивная речь. Внутренняя речь. Речь устная как предпосылка усвоения грамоты. Письменная речь как надстройка над устной речью. Влияние речевого развития на психические процессы.
Вопросы для проверки знаний. 1. Раскройте значение утверждения: «Речь – результат сложного взаимодействия разных мозговых структур». 2. Какие зоны коры головного мозга участвуют в производстве речевого высказывания? 3. Составьте схему «Блоки мозга». 4. Раскройте значение подкорковых структур для речевой деятельности. 5. Какие виды проводящих путей вы знаете? В чем заключается их значение? 6. Перечислите отделы периферического речевого аппарата. 7. Охарактеризуйте функцию речевого дыхания при производстве речи. 8. Раскройте механизм голосообразования. 9. Назовите основные характеристики голоса человека. 10. Раскройте механизм артикуляции звуков. Назовите и опишите органы артикуляции.
Модуль № 3 Тема «Система фонем русского языка»
1. Знать строение периферического артикуляционного аппарата. 2. Выписать ответы на следующие вопросы: · Система гласных фонем русского языка, отличие от согласных. · Классификация согласных звуков по участию голосовых складок. · Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка. · Классификация согласных звуков по участию мягкого неба. · Классификация согласных звуков по месту образования. · Классификация согласных звуков по способу образования. 3. Выполнить в альбоме рисуночные схемы артикуляционных профилей (от руки!), подписать каждый профиль по следующей схеме (подпись может быть напечатана): · Фонетическая характеристика звука: Звук [йот] – согласный, сонорный, всегда мягкий; · Артикуляционная характеристика звука: ротовой, среднеязычный, фрикативный § Губы:слегка раскрыты, затем принимают положение последующего гласного; § Зубы:между резцами небольшая щель; § Язык:кончик и передняя часть спинки языка опущены, кончик прижат к передним резцам, средняя часть спинки максимально поднята, образуя щель с твердым нёбом. Задняя часть языка опущена, боковые края подняты и прижаты к верхним боковым зубам. § Мягкое нёбо:поднято, выдыхаемый воздух проходит через рот – поэтому звук ротовой. § Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют – звук звонкий. Звуки: § А, У, И, О, Э, Ы § П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф, М, Н, Нь § С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ § Л, Ль, Р, Рь, Й 4. Характеристики звуков ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ!!!!!!!Уметь отгадывать изображение и давать характеристику любому звуку. Таким образом, зачет принимается следующим образом: 1. Предоставляется распечатанное задание по модулю № 1 2. Предоставляется альбом с профилями по модулю № 2, включающий a. Строение речевого аппарата b. Ответы на вопросы c. Профили всех звуков с описанием 3. Устный ответ по описанию характеристик предложенного звука. Приложение Таблица № 1 «Связь логопедии с другими науками»
Таблица № 2 «Классификации, используемые в логопедии на современном этапе»
Принципы логопедической работы — это общие положения, которыми руководствуется логопед в процессе коррекции нарушений речи. Таблица № 3
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Школа педагогики Кафедра педагогической психологии
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1541)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |