ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «ГИДРАВЛИКА» И. В. КАЧАНОВ А. Д. МОЛОКОВИЧ С. А. ШАВИЛКОВ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Учебное пособие
Минск 2013 УДК ББК К
Р е ц е н з е н т ы:
Качанов И. В., Молокович А. Д., Шавилков С. А. К Организация производства и управление предприятиями водного транспорта: Учебное пособие.– Минск: БНТУ, 2013. – 269 с.
В учебном пособии изложены теория и методология организации производства и управления предприятиями применительно к подотрасли водного транспорта с учетом передового опыта организационной и управленческой деятельности отечественных и зарубежных предприятий. Предназначено для студентов профильных технических вузов, а также может быть использовано предпринимателями, специалистами и руководящими работниками воднотранспортного комплекса республики.
УДК ББК © И. В. Качанов, А. Д. Молокович, С. А. Шавилков, 2013. ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В условиях рыночного ведения хозяйства знание основ организации производства является актуальным для современного инженера-экономиста, поскольку ему необходимо обеспечить высокую эффективность и производительность всех операций, осуществляемых персоналом с помощью различного оборудования. Для того, чтобы освоить выпуск новой продукции (выполнение новых работ, оказание новых услуг) на предприятии требуется осуществить комплекс работ и мероприятий, называемый подготовкой производства. Подготовкой производства занимаются инженеры-конструкторы, технологи и экономисты. Эти специалисты должны совершенствовать имеющуюся технологию производства, разрабатывать новую с учетом минимизации затрат и повышения эффективности производства. Технология производственных процессов на водном транспорте отличается достаточно большим разнообразием и спецификой. Однако, принципы организации производства для различных предприятий отрасли являются общими. Закономерности организации производственных процессов на различных предприятиях – это частные случаи более общих законов организации живой и неживой природы, так как окружающая нас действительность организована как в пространстве, так и во времени. В современных условиях значительно усложняются организация и планирование производства, вопросы управления, так как в постоянно изменяющихся внутренних и внешних условиях хозяйственной среды, предприятия должны самостоятельно определять тактику и стратегию своего существования и развития. В условиях рынка выживает лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, оказание транспортных услуг, пользующихся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников. В настоящее время все большее значение для интенсификации и повышения эффективности производства приобретает развитие производственной инфраструктуры и, прежде всего, транспорта, в единой системе которого определенное место занимает водный транспорт. Аккумуляция достижений научно-технического прогресса в развитии водного транспорта Республики Беларусь, выход предприятий отрасли на международный рынок позволили в последние годы обновить материально-техническую базу водного транспорта, наращивать объемы перевозок и расширить их географию. В условиях рыночного ведения хозяйственной деятельности возрастают требования и к уровню подготовки инженеров-экономистов. От специалистов данного уровня требуется умение новаторски мыслить, эффективно организовывать и управлять производством. Важная роль в подготовке таких специалистов отводится дисциплине «Организация производства на водном транспорте», которая включает изучение теоретических основ организации, планирования и управления производством и обобщение имеющейся практики. Осуществление хозяйственной деятельности в рыночных условиях кардинально меняет взгляды на организацию производства, создающую условия для наилучшего использования техники и людей в процессе производства и тем самым повышающую его эффективность. Традиционные подходы, рассматривающие организацию производства как его специализацию, кооперирование и концентрацию, как своеобразный «усилитель» использования основных средств, отходят на второй план. На первый план выдвигаются новые цели производства, рассматривающие его как гибкое, способное в любой момент перестроиться на производство других видов продукции (работ, услуг) при изменении спроса, как оптимальное, функционирующее с наименьшими затратами, и как производство высокой культуры, создающее условия для выпуска высококачественной продукции, выполнения работ и оказания услуг точно в срок, и обеспечивающей конкурентоспособность. На каждом предприятии имеются свои специфические задачи организации производства, в частности комплекс задач по обеспеченности сырьем, наилучшему использованию рабочей силы, оборудования, улучшению ассортимента и качества выпускаемой продукции, освоению новых видов продукции и т.д. Немаловажное значения для выполнения этих задач с экономической точки зрения отводится организации производства. В этой связи основной функцией организации производства является определение конкретных значений параметров технологического процесса на основе анализа возможных вариантов и выбора наиболее эффективного в соответствии с целью и условиями производства. Например, рассчитать загрузку оборудования по определенному критерию оптимальности с учетом ограничений по использованию ресурсов или определить оптимальную производственную программу с учетом наличия технологического оборудования, квалификации рабочих, экономических критериев эффективности производства. Иначе говоря, организация производства определяет, как лучше сочетать предмет и орудия труда, а также сам труд, чтобы превратить предмет труда в продукт требуемых свойств с наименьшими затратами рабочей силы и средств производства. Если задачами технологии являются повышение потенциальных возможностей увеличения объема производимой продукции, улучшение ее качества, снижение норм расхода ресурсов при ее изготовлении, то задачами организации производства – определение методов и условий для достижения этих возможностей с учетом внешних и внутренних условий работы предприятия. В этой связи многие вопросы организации производства рассматриваются совместно с технологией. Однако организация производства имеет и присущие только ей задачи: углубление специализации, совершенствование форм организации производства, быстрая переориентация производства на другие виды продукции, обеспечение непрерывности и ритмичности производственного процесса, совершенствование организации труда и производства в пространстве и во времени, создание логистической системы. От инженеров, работающих на предприятиях, требуется широкий технический, организационный и экономический кругозор, умение находить правильные организационные, технические и экономические обоснования управленческих решений, использовать организационные и другие методы для непрерывного совершенствования производства, повышения его эффективности в новых условиях хозяйствования. Задачей дисциплины «Организация производства на водном транспорте» является знакомство будущих инженеров-экономистов водного транспорта со способами и методами организации современного производства и управления им, приобретение навыков наиболее рационального и оптимального решения организационных задач и производственных ситуаций. «Организация производства и управление предприятиями водного транспорта» основывается на таких курсах как «Менеджмент», «Экономика водного транспорта», «Организация и нормирование труда на водном транспорте» и, в свою очередь, является базой для более углубленного понимания анализа производственно-финансовой деятельности предприятий, стратегического менеджмента, логистики и других учебных дисциплин. Авторы выражают благодарность рецензентам за ценные замечания, способствующие улучшению качества пособия, и будут признательны читателям за предложения по улучшению структуры и содержания пособия.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (729)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |