Специфические функции портов и основные направления
Их развития
Морские и речные порты выступают основными эксплуатационными предприятиями в подотрасли водного транспорта нашей страны. Именно здесь оказываются услуги по перевозкам грузов и пассажиров, выполняются работы по погрузке-выгрузке грузов. Новые условия хозяйствования в сфере портовых услуг ставят перед руководством портов новые задачи, среди которых наиболее актуальной является разработка стратегии развития порто в рыночных условиях. На загрузку портовых мощностей в большей мере оказывает влияние способность порта конкурировать на рынке транспортных услуг на основе повышения качества и снижения стоимости оказываемых услуг. Целью деятельности порта, как любого коммерческого предприятия, является получение максимальной прибыли при условии оптимального сочетания всех имеющихся ресурсов производства. В настоящее время грузовыми портами осуществляются следующие функции: - перевалочного пункта с предоставлением услуг по транспортировке, перегрузке и складированию грузов; - информационное обеспечение перемещения грузов; - центра экономического и социального развития прилегающего региона; - сервисная функция – предоставление портовых услуг транспортным средствам, грузам, экипажам судов и работникам других видов транспорта; - функция маршрутизации перевозок железнодорожным и речным транспортом (проектирование и организации прямых смешанных железнодорожно-водных перевозок); - ремонтная функция – обеспечение места и технических средств для ремонта судов и других транспортных средств; - промышленная функция (проявляется в доставке сырья и вывоза готовой продукции клиентуры); - логистическая функция (проявляется в оказании комплекса услуг по накоплению, хранению, таможенному оформлению и транспортировке грузов); - экологическая функция – контроль за соблюдением экологических норм на акватории и территории порта. Функции портов обеспечиваются преимущественно их производственными связями (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 – Производственные связи порта
Таким образом, современный порт представляет собой совокупность функций и структур, делающим его уникальным транспортным, производственным, экологическим и социальным комплексом. Судоходство и портовая деятельность относятся к сфере обращения и услуг, кроме того, следует учитывать ряд специфических особенностей эксплуатационной деятельности водного транспорта. Особенность продукции порта как основного производственного звена водного транспорта состоит в том, что она может быть потреблена только в процессе ее производства, т.е. на рынке транспортных работ и услуг сделки, как правило, заключаются на продукцию транспорта, которая еще не произведена, а будет произведена и потреблена в процессе производства. Также важной особенностью транспортной продукции портов является то, что можно назвать единством «носителя» продукции транспорта – транспортного средства и той продукции транспорта, в отношении которой на рынке заключается сделка. Иными словами, если в договорах купли-продажи вещественных товаров были бы лишними технические характеристики предприятий, выпустивших продукцию, то, напротив, в договорах перевозки наряду с характеристикой продукции транспорта, подлежащей производству (направление перевозки, сроки, количество перевозимого товара и т.д.) также приводятся технико-эксплуатационные показатели «носителя» продукции транспорта – транспортных средств. Таким образом, продукция транспорта выступает в неотделимом виде от средств производства. Спрос на портовые услуги всегда имеет производный характер. Во-первых, он зависит от общего развития экономики страны и спроса на перевозки товаров, который, в свою очередь, порождается спросом со стороны конечного потребителя на перевозимый товар. Таким образом, спрос на портовые услуги чаще всего формируется под воздействием внешних факторов. Рынок портовых услуг относится к олигополии, для которой характерны такие явления: - ограниченное число участников на каждом сегменте рынка и взаимозависимость их стратегий; - правовые, нормативные, технологические и коммерческие барьеры на входе; - барьеры на выходе, связанные с безвозвратными инвестициями и значительными финансовыми затратами в производственной деятельности; - преимущества портов, уже работающих на рынке, значимость прочных и длительных связей с заказчиками и органами государственного управления; - направленность на интеграцию (горизонтальную и вертикальную) с последующим сокращением числа продавцов. Олигополистический рынок портовых услуг характеризуется интенсивной конкуренцией вследствие невозможности существенно влиять на спрос. Цена услуг порта является в настоящее время решающим фактором конкурентной борьбы. Исходя из мирового опыта основными направлениями развития отечественных портов в условиях рынка могут быть: 1. Диверсификация деятельности. 2. Развитие распределительной деятельности, составной частью которой становится информационная инфраструктура. 3. Создание на ближайшей к порту территории предприятий и организаций, предоставляющих различные виды услуг грузовладельцам и владельцам транспортных средств. 4. Развитие в портовой зоне сети малых предприятий, которые бы обслуживали портовые грузопотоки. 5. Совершенствование портового маркетинга и повышение конкуренции услуг, предоставляемых портами. 6. Осуществление организационных преобразований. 7. Совершенствование кадровой политики.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1039)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |