Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы




В предыдущих главах освещены вопросы формирования у учащихся социальных, нравственных и эстетических отношений. Более обобщенным и высшим уровнем отно­шений личности к окружающему миру и действенным регулятором ее поведения и деятельности является мировоззрение. Оно включает в себя и интегрирует все названные выше отношения и выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему вопросы формирования мировоззрения учащихся выступают как важнейшая воспитательная задача школы.

Надо, однако, более детально уяснить, какую роль играет миро­воззрение в жизни и поведении человека и почему оно является важнейшим предметом школьного воспитания. Многие примеры и факты из жизни выдающихся людей свидетельствуют о том, что ми­ровоззрение не только оказывает действенное влияние на духовное и нравственное развитие человека, но и помогает ему проявлять стойкость и мужество в различных жизненных обстоятельствах, не­взгодах и трудностях.

Не отрекся от своей гелиоцентрической теории выдающийся польский астроном Николай Коперник (1473-1543), хотя подвер­гался гонениям и оскорблениям со стороны церковных фанатиков.

Великий итальянец Джордано Бруно (1548-1600) развивал идеи Николая Коперника и выдвинул концепцию бесконечности и бесчисленности миров во Вселенной. Его учение было призна­но ересью, а сам он был присужден к сожжению на костре. Но он не отказался от своих убеждений и остался верным своему миро­воззрению. Об этом в приговоре святой инквизиции было сказа­но так: «Называем, провозглашаем, осуждаем, объявляем тебя, брат Джордано Бруно, нераскаянным, упорным и непреклонным еретиком». Сам же Бруно бросил в лицо судьям: «Вы с большим страхом произносите приговор надо мною, чем я выслушиваю осуж­дение».

Другой известный итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642), убежденный в том, что Земля находится не в состоянии покоя, как считалось в его время, а постоянно движется вокруг Солнца, несмотря на понуждение отречься от этой «ереси», шепчет про себя: «А все же она вертится...»



Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, который, будучи ра­неным, был захвачен немецкими фашистами в плен, не изменил Ро­дине и погиб в результате жестоких пыток, сохраняя верность воин­ской присяге.

Немало образцов стойкости и непреклонности в своей вере проявляли и представители религиозного мировоззрения. Так, протопоп Аввакум – глава русского православного раскола – на­стойчиво выступал против церковных реформ патриарха Нико­на. По решению церковного собора в 1653 г. он был сослан с се­мьей в Сибирь, в г. Тобольск. В 1667 г. был снова осужден и со­слан в Пустозерск, где 15 лет прожил в земляной тюрьме, а затем как не покорившийся царскому указу был сожжен на костре, подав изумительный пример беззаветной убежденности. До конца осталась верной своим раскольническим убеждениям его последовательница – боярыня Морозова, которая была сослана в г. Боровск и также умерла в заточении. Силу ее веры хорошо по­казал художник В.И. Суриков в широко известной картине «Бояры­ня Морозова».

Подобных примеров в истории множество. Они дают не только широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на действия и поступки людей, но и позволяют определить его важней­шие функции. К этим функциям относятся: информационно-отража­тельная, ориентационно-регулятивная и оценочная. В чем же они прояв­ляются?

Информационно-отражательная функция мировоззрения связана с определенным способом восприятия явлений и событий окружаю­щего мира и их отражением в сознании человека. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую преломляются все внешние воздействия. Так, например, человек с религиозным мировоззрени­ем считает, что все явления природы и общественной жизни опре­деляются высшими божественными силами. Человек же с научным мировоззрением при оценке всех явлений исходит из принципа де­терминизма, т.е. ищет те материальные и социальные причины, ко­торыми эти явления обусловливаются.

Ориентационно-регулятивная функция мировоззрения связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его со­знанием, его взглядами и убеждениями. Если у человека сформиро­вано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они, как правило, определяют его действия и поступ­ки. Вспомним Л.Н. Толстого. Произошедший в конце 70-х – начале 80-х гг. перелом в его мировоззрении не мог не вызвать серьезных перемен в его деятельности и поведении. Помощь Л.Н. Толстого голодающим, протесты против смертной казни, его отлучение Синодом от церкви, его «чудачества»: шитье сапог, тяжелый крестьян­ский труд, вегетарианство и, наконец, уход из Ясной Поляны – все это явилось следствием его изменившегося миропонимания. Придя к отрицанию собственности, Толстой стремился привести в соот­ветствие с этими убеждениями и свой образ жизни. Он отказывает­ся от владения недвижимым имуществом, землей, от авторского права на последние свои сочинения, передавая его желающим без­возмездно печатать и издавать их.

Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. Возьмем такой пример, как оценка людьми с разными взглядами положения трудового народа до 1917 г. при царской власти. Даже среди ученых здесь нет единства мнений. Одни из них утверждают, что тогда Рос­сия была в расцвете и людям жилось неплохо. Другие же, наоборот, пытаются доказывать совсем иное и говорят об отсталости россий­ского государства и бедности народных масс. А все дело в том, что среди ученых существуют различные мировоззренческие подходы к освещению этой проблемы.

Как видим, мировоззрение имеет существенное значение как для поведения людей, так и для развития их сознания. А поскольку люди по-разному отражают в своем сознании и поведении явления и события окружающего мира и по-разному их оценивают, это по­зволяет говорить о различных видах мировоззрения.





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)