Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате освоения образовательной программы



2015-11-09 832 Обсуждений (0)
Перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате освоения образовательной программы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Контролируемые темы дисциплины Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства
Медиация как форма урегулирования конфликтов и внесудебный способ разрешения споров ПК-1, 4   Зачет
Правовое регулирование медиации ПК-1, 4   Зачет
Виды юридических конфликтов ПК-1, 4   Зачет
Применение медиационных технологий в судебной деятельности ПК-1, 4   Зачет
Групповые и межгрупповые конфликты   ПК-1, 4   Зачет
Диагностика, управление, механизмы и технологии разрешения конфликта   ПК-1, 4   Зачет

 

Описание показателей и критериев оценивания компетенций, шкал оценивания.

Критерии оценивания сформированной компетенции.

1.Оценка «зачтено» выставляется студенту, если студент имеет глубокие знания учебного материала по всем темам дисциплины, в логической последовательности излагает материал; аргументирует свою точку зрения, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы; сумел решить изложенную в задаче.

2.Оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала по теме практического задания, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы; не сумел решить конкретную задачу-ситуацию

 

Шкала оценки

Вид контроля Форма отчета Максимально возможное количество баллов
Промежуточный контроль Аттестация 70баллов максимально
Итоговый контроль Зачетная ведомость 30баллов максимально
Всего по дисциплине   100 баллов

 

Вопросы для подготовки к итоговой аттестации по дисциплине (зачет)

1. Конфликт как объект исследования социальной и психологической науки.

2. Понятие и признаки конфликта: многообразие подходов и определений.

3. Убийство как крайняя форма проявления агрессии. Убийство как средство выживания.

4. Конфликт как объект политико-правового исследования. Естественно-правовая концепция Т. Гоббса.

5. Конфликтологические исследования Г. Спенсера.

6. Конфликтологическая теория Р. Дарендорфа. Общая теория конфликта К. Боулдинга.

7. Теоретические основы конфликтологии (Даль, Рапопорт, Дойч, Левин).

8. Психодинамическое направление в конфликтологии внутриличностных конфликтов (З.Фрейд, А. Лоудер, Э. Эриксон, Э. Фромм).

9. Внутриличностный конфликт (А. Адлер и К.Г. Юнг)

10. Структура конфликта: цели, причины, условия, обстоятельства, объект, инцидент, оппоненты в конфликте.

11. Динамика конфликта: возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.

12. Основные понятия групповых конфликтов, классификация, динамика групповых процессов

13. Конфликт типа «личность - группа». Специфика и причины возникновения конфликтов типа «личность-группа».

14. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Основные виды межгрупповых конфликтов.

15. Конфликты в деятельности конфликтолога: их значение, способы решения. Юридические конфликты: определение понятия. Признаки юридического конфликта: общие и специальные.

16. Трудовые конфликты и пути их урегулирования. Сущность и виды трудовых конфликтов.

17. Этапы и порядок примирительных процедур решения коллективных трудовых споров

18. Характеристика законодательства в индивидуальных трудовых спорах. Медиация в трудовых спорах.

19. Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

20. Гражданские правоотношения по структуре связи субъектов.

21. Особенности защиты авторских прав в РФ. Всемирная Конвенция об авторском праве.

22. Право на забастовку и его реализация. Правовые последствия законной и незаконной забастовок.

23. Принципы рассмотрения трудовых споров.

24. Моббинг как форма трудового конфликта.

25. Медиация в Гражданском процессуальном кодексе РФ.

26. Семейные правоотношения.

27. Психология развода. Виды разводов.

28. Конфликты во взаимодействии родителей и детей: психологические факторы, возрастные кризисы детей, личностные факторы Типы отношения детей и родителей, конструктивное поведение родителей как фактор разрешения конфликтов с детьми.

29. Понятие семейного права РФ. Семейный кодекс РФ. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей.

30. Семья как социальный институт человеческого взаимодействия, виды и специфические особенности семейных конфликтов.

31. Типы отношения детей и родителей, конструктивное поведение родителей как фактор разрешения конфликтов с детьми.

32. Межличностные супружеские конфликты: причины, факторы конфликтности, последствия супружеских конфликтов, предупреждение и разрешение супружеских конфликтов.

33. Уголовно-правовые (криминальные) конфликты.

34. Сущность и определение, криминального и процессуального конфликта.

35. Преступление как форма разрешения конфликта. Уголовно-процессуальные конфликты, возникающие в ходе расследования преступления: характеристика, функции, виды.

36. Предотвращение и разрешения криминальных конфликтов.

37. Диагностика, управление, механизмы и технологии разрешения конфликта

38. Альтернативные формы разрешения юридических конфликтов: неформальный арбитраж, медиация.

39. Юридические гарантии защиты правового статуса личности в процессе преодоления юридического конфликта

40. Международные гарантии обеспечения минимума человеческого достоинства в отношении лиц вовлеченных в конфликт.

41. Правовые аспекты медиации.

42. Модели поведения личности в конфликте (психологический аспект).

43. Социальный конфликт: сущность, основные виды и причины возникновения

44. Внутриличностные конфликты: понятие, формы проявления и способы разрешения.


Глоссарий

 

Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

Алиментные обязательства родителей и детей — обусловленные родственными отношениями имущественные обязательства, обеспечивающие содержание лиц, указанных в законе.

Алиментные обязательства супругов и бывших супругов — обусловленные супружескими отношениями имущественные обязательства по материальной поддержке супругов в случаях, предусмотренных законом.

Алименты — средства на содержание, которые обязаны предоставлять по закону одни лица другим в силу существующих между ними брачных или иных семейных отношений (например, дети родителям, один супруг другому).

Антагонизм – непримиримое противоречие.

Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Апатрид — лицо, не имеющее гражданства.

Арбитр – третья сторона в конфликте.

Блеф – тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.

Брак — союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

Брачный возраст — по семейному законодательству РФ составляет 18 лет. При наличии уважительных причин может быть снижен до 16 лет.

Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения.

Взыскание алиментов до разрешения споров судом — по делу о взыскании алиментов суд вправе вынести постановление о взыскании алиментов до вступления решения суда в законную силу; при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей – до вынесения судом решения о взыскании алиментов.

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов, желаний стимулов, чаще неосозноваемых.

Внушение – это процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок.

Восприятие – это субъективный образ предмета, явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

Государственная пошлина — обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий или выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Границы конфликта – Внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъективные границы); по территории, на которой происходит конфликт ( пространственные границы); по продолжительности конфликта ( временные границы).

Группа – два и более индивида, объединённых общей деятельностью таким образом, что каждый из них влияет на другого или других.

Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность-группа» или «группа-группа».

Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (Ст.398 ТК РФ).

Закон семейного взаимодействия боссарда - закономерность, согласно которой с увеличением членов семьи, происходящим в соответствии с арифметической прогрессией, число индивидуальных взаимодействий возрастает в геометрической прогрессии.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (Ст.129 ТК РФ).

Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

Интерес – то, что побудило участника конфликта занять свою позицию.

Инцидент – 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Инцидент конфликта – это тут случай, который помогает обнаружить открытое противоборство сторон.

Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис – это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.

Конфликт – (столкновение) отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их столкновением на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Конфликт (от лат. conflictus) – ситуация, характеризующаяся противоборством сторон, которое обусловлено противоположностью или существенными различиями интересов, взглядов или ценностных ориентаций.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

Конформизм (от лат. conformis – подобный, сообразный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д.

Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.

Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

Менеджмент – это: 1) умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; 2) область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию; 3) определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Метод семейного права — выражает содержание норм отрасли с точки зрения способа воздействия на опосредуемые отношения и представляет собой совокупность приемов для создания нужных общественных отношений.

 

Механизм регулирования семейного права — включает в себя нормы права, правосубъектность участников отношений, юридические факты, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей

Моногамия — единобрачие, форма брака, состоящая в устойчивом сожительстве одного мужчины с одной женщиной.

Мотивы – истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

Недействительность брака — брак признается недействительным при нарушении условий его заключения; при наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака; если одно лицо скрыло от другого наличие венерической инфекции или ВИЧ-инфекции; в случае заключения фиктивного брака.

Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.

Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Организационно-управленческий конфликт – это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.

Организационный конфликт – это тот конфликт, происходящий в рамках организации, который вызван какими-либо специфическими ее свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями.

Организация: 1. Строение чего-либо

2. Совокупность людей (не менее 2) и групп, объединённых для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, распределением обязанностей и на основе определённой структуры. Именно в этом значении мы используем понятие

3. Сама деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других

Персонал – совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация, это все лица, имеющие трудовые отношения с данной организацией. Это сотрудники организации, партнёры, которые привлекаются для реализации проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для исследований, разработки стратегии, реализации мероприятий.

Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта.

Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

Право общей собственности – право двух или более лиц сообща и по своему усмотрению владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим им имуществом, составляющим единое целое.

Правоспособность — признаваемая законом способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность физических лиц характеризуется качествами абстрактности, неотчуждаемости, равенства.

Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.

Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

Проекция – бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.

Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Профессиональные союзы (профсоюзы) – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Работник – субъект трудового права, физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя.

Работодатель – юридическое лицо, физическое лицо, публичное юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.

Руководитель – это работник, отвечающий за конкретный хозяйственный объект или комплексную программу, имеющий в своем подчинении коллектив сотрудников и наделенный необходимыми правами и полномочиями принимать управленческие решения и нести за последствия их реализации ответственность

Сопротивление изменениям – любые действия и поступки сотрудников, направленные на дискредитацию, задержку или противодействие осуществлению изменений в организации.

Социальная группа – небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющую общую цель, установившиеся деловые и личные отношения.

Социальный конфликт – это любые виды борьбы между индивидами, цель которых – достижение (либо сохранение) средств производства, экономических позиций, власти или других ценностей, а также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника.

Структура – строение, расположение, порядок, то есть внутреннее строение чего-либо, расположение и взаимосвязь частей; это логическое соотношение уровней организации и функциональных зон (это развернутая цель организации).

Труд – целесообразная, формально материальная (физический труд) и нематериальная (умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Управление – элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Эскалация конфликта – это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

Эффективность управления – эффективные действия людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов и достижении поставленных целей.

 


Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине

 

Основной целью изучения дисциплины «Практическая конфликтология» является рассмотрение конфликта как психосоциально-юридического явления с акцентированием внимания на особенностях правового разрешения конфликта, психологической основы конфликта и медиации, формирование у обучающихся базовых навыков медиатора (коммуникативных, переговорных, процедурных), а также навыков по управлению конфликтом и ведению переговорного процесса.

 

Форма итогового контроля знаний — зачет.

 

Методические принципы и приемы построения учебной дисциплины «Практическая конфликтология».

Ключевым методическим способом подачи учебного материала по дисциплине «Практическая конфликтология» является лекция.

Лекционное занятие — это систематическое, последовательное, устное изложение лектором учебного материала. Занятие «лекция» носит, прежде всего, обзорный характер, охватывая весь круг выносимых на изучение учебных вопросов. При проведении такого типа занятий очень важно живое слово лектора, его педагогическое мастерство как педагога, который дает студентам информационную базу. Лекции являются важной формой передачи преподавателем студентам общетеоретических знаний.

Лекции, как правило, читаются не по всем, а по наиболее сложным темам курса, не дублируют учебники, а содержат новейшие научные данные и примеры, которых может не быть в учебных пособиях. Для лучшего усвоения материала на лекционных занятиях целесообразно предварительно перед лекцией ознакомиться с положениями лекционной темы в конспекте лекций, содержащемся в данном учебно-методическом пособии либо в рекомендуемых учебниках.

Семинарские занятия — другая важная форма учебного процесса. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над научной и учебной литературой и нормативными источниками. Они призваны развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой, формировать профессиональное правовое сознание будущих конфликтологов-практиков. На занятиях вырабатываются необходимые каждому бакалавру навыки и умения публично выступать, логика доказывания, культура профессиональной речи. Кроме того, семинары — это средство контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов, они непосредственно влияют на уровень подготовки к итоговым формам отчетности — зачетам и экзаменам. В выступлении на семинарском занятии должны содержаться следующие элементы:

· четкое формулирование соответствующего теоретического положения в виде развернутого определения;

· приведение и раскрытие основных черт, признаков, значения и роли изучаемого явления или доказательства определенного теоретического положения;

· подкрепление теоретических положений конкретными фактами политико-правовой действительности, примерами из практики.

Для качественного и эффективного изучения дисциплины необходимо овладение навыками работы с книгой, воспитание в себе стремления и привычки получать новые знания из научной и иной специальной литературы. Без этих качеств не может быть настоящего специалиста ни в одной области деятельности.

Читать и изучать, следует, прежде всего, то, что рекомендуется к каждой теме программой, планом семинарских занятий, перечнем рекомендуемой литературы.

Когда студент приступает к самостоятельной работе, то он должен проявить инициативу в поиске специальных источников. Многие новейшие научные положения появляются, прежде всего, в статях, опубликованных в журналах.

Надо иметь в виду, что в каждом последнем номере издаваемых журналов публикуется библиография всех статей, напечатанных за год, это облегчает поиск нужных научных публикаций.

Работа с научной литературой, в конечном счете, должна привести к выработке у студента умения самостоятельно размышлять о предмете и объекте изучения, которое должно проявляться:

· в ясном и отчетливом понимании основных понятий и суждений, содержащихся в публикации, разработке доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений;

· в понимании студентами обоснованности и целесообразности, приводимых в книге и статье примеров, поясняющих доказательства и выводы автора. При этом будет уместно, если студент самостоятельно приведет дополнительные примеры к этим выводам;

· в отделении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений;

· в способности студента критически разобраться в содержании публикации, определить свое отношение к ней в целом, дать ей общую оценку, характеристику.

Другим важнейшим методическим приемом в учебном процессе является самостоятельная работа студента.

Самостоятельная работа в высшем учебном заведении, является важной организационной формой индивидуального изучения студентами программного материала. Эти слова особенно актуальны в наше время, когда в педагогике высококвалифицированных специалистов широко используется дистанционное обучение, предполагающее значительную самостоятельную работу студента на основе рекомендаций преподавателя.

В современных условиях дидактическое значение самостоятельной подготовки неизмеримо возрастает, а ее цели состоят в том, чтобы:

· повысить ответственность самих обучаемых за свою профессиональную подготовку, сформировать в себе личностные и профессионально-деловые качества;

· научить студентов самостоятельно приобретать знания, формировать навыки и умения, необходимы для конфликтологической деятельности;

· развивать в себе самостоятельность в организации, планировании и выполнении заданий, определяемых учебным планом и указаниями преподавателя.

Достигнуть этих целей в ходе самостоятельной работы при изучении дисциплины возможно только при хорошей личной организации своего учебного труда, умении использовать все резервы имеющегося времени и подчинить их профессиональной подготовке.

Самостоятельная работа как метод обучения включает:

· изучение и конспектирование обязательной литературы в соответствии с программой дисциплины;

· ознакомление с литературой, рекомендованной в качестве дополнительной;

· изучение и осмысление специальной терминологии и понятий;

· сбор материала и написание контрольных, конкурсных и дипломных работ;

· изучение указанной литературы для подготовки к экзамену.

· основными компонентами содержания данного вида работы являются:

· творческое изучение учебных пособий и научной литературы;

· умелое конспектирование;

· участие в различных формах учебного процесса, научных конференциях, в работе кружков и т. д.;

· получение консультаций у преподавателя по отдельным проблемам курса;

· получение информации и опыта о работе профессионалов в процессе производственно-учебной практики;

· знакомство с литературой при формировании своей личной библиотеки и др.

Данный комплекс рекомендаций позволяет студентам овладеть многими важными приемами самостоятельной работы и успешно использовать их при подготовке контрольных по дисциплине.

Важнейшей формой учебной отчетности студента является контрольная работа.Выполнение контрольной работы является промежуточной формой отчетности по изучаемой дисциплине и преследует цель лишь оценить способность студента к самостоятельному поиску источников, формированию содержания и его письменного изложения по указанной проблеме. Это важная составляющая изучения дисциплины, а также эффективная форма контроля знаний. При заочном обучении она выступает как обязательная, основная форма самостоятельной работы. В контрольной работе (в соответствии с учебным планом) студент обязан самостоятельно глубоко разобраться в изучаемых проблемах, усвоить суть темы, уяснить ее содержание и только затем письменно представить свою отчетную работу.

Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к сдаче экзамена. Работа должна соответствовать установленным требованиям, то есть в ней должны быть раскрыты все проблемы, определенные темой. Для этого студент обязан самостоятельно проанализировать первоисточники и дать исчерпывающие ответы на вопросы темы. Контрольная работа — серьезное учебное задание, и чтобы написать ее как следует, необходимо использовать те первоисточники и учебные пособия, которые позволяют полнее разобраться в проблеме. Студент должен регулярно работать в университетской и городской библиотеке, вдумчиво конспектировать лекции преподавателей.

При написании контрольной работы следует обращать особое внимание на грамотное использование терминологии. При употреблении впервые тех или иных терминов и понятий следует давать их определения либо в самом тексте, либо в сносках.

Приступая к контрольной работе, требуется сначала ознакомиться с имеющейся литературой по теме, изучить первоисточники и составить план. Здесь, в отличие от курсовой работы, план предполагает рассмотрение одной, причем довольно широкой, проблемы, и он может состоять из двух-трех вопросов. Минимальное количество первоисточников, привлекаемых для написания контрольной работы — пять наименований.

Контрольные работы могут выступать как дополнительные (вспомогательные) учебные формы отчетности студента, которые осуществляются в ходе семинарских (практических) занятий (в конце) и проводятся максимум в течение 10-15 минут. Преподаватель может заранее объявить о предстоящей работе и предложить примерный перечень тем, то есть сориентировать студентов на работу по более широкому кругу вопросов. Таким образом, студентам дается возможность лишний раз обратиться к учебному материалу и более качественно подготовиться к выполнению контрольной работы.

Как правило, контрольные работы по дисциплине сугубо индивидуальны, то есть их тематика персонифицирована. Однако в отдельных случаях темы контрольных работ могут быть адресованы и сразу нескольким студентам, и группе в целом. Таким приемом преподаватель выявляет степень усвоения какой-то важной учебной проблемы и определяет необходимость проведения дополнительных занятий по какой-либо теме. В настоящее время используется методика компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплинам, в результате чего появится возможность быстро проверять знания по наиболее важными темами и объективно оценивать их. Эта форма также может выступать как вид контрольной работой.

В качестве контрольной работы широко применяется самостоятельное изучение монографического исследования по конкретной, крайне важной проблеме, требующей глубокого рассмотрения. Этот вид работы предполагает не простое знакомство с определенным монографическим исследованием, а детальное его изучение. Для этого студенту важно знать некоторые правила работы с первоисточником, которым для него будет являться монография. Следует выяснить фамилию автора, его имя и отчество, ученую степень и звание, а также что побудило его взяться за изучение данной проблемы; обратить внимание на основные вопросы монографии и их разрешение автором, уметь раскрывать их в ходе собеседования с преподавателем.

Студенту следует письменно (предельно кратко) очертить те вопросы (полностью или частично), которые поставлены автором в монографическом исследовании; при изложении их следует указывать страницы источника.

Особую инновационность в методическом плане при преподавании дисциплины представляют ролевые и деловые игры как форма коллективной деятельности педагога и студентов при проведении семинарских занятий.

Игра позволяет влиять на профессиональные навыки студентов. Учебно-производственные ситуации относятся к тем методическим средствам, которые позволяют осуществлять взаимосвязь понятийно-категориального уровня правосознания с поведенческим. В результате достигается не только интеллектуальный, но и эмоциональный уровень усвоения правовых понятий и идей.

Учебно-тренировочные ситуации являются специфическим методическим приемом, одним из основных видов проблемно-развивающего обучения, благодаря которому усиливается практический интерес студентов к теоретико-правовым вопросам.

Эффективность применения учебных ситуаций зависит от соблюдения следующих условий: знание студентами теоретического материала и наличие достаточного личного опыта и жизненного опыта вообще.

Вместе с тем, обязательным условием эффективного применения учебно-производственных ситуаций на занятиях по дисциплине является сформированность специальных умений: анализировать литературу и источниковую базу, делать анализ, уяснять процессы, происходящие в реальном мире.



2015-11-09 832 Обсуждений (0)
Перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате освоения образовательной программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате освоения образовательной программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (832)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)