Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

А. Ценовая дискриминация: зло или благо?





Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Суть ценовой дискриминации состоит в продаже одинаковых продуктов разным клиентам по разным ценам. Как влияет ценовая дискриминация на объем производства? Почему монополия получает стимул к его расширению? Что происходит с «мертвым грузом», то есть с потенциально возможным объемом производства, без использования ценовой дискриминации полностью теряемым обществом?

· Что происходит с ценами в условиях ценовой дискриминации? Можно ли, в частности, дать графическую интерпретацию среднего уровня цен при ней и без нее (для анализа удобно избрать ценовую дискриминацию первой степени)? Кто оплачивает ценовую дискриминацию? Не используется ли она монополиями для «выжимания соков» из потребителей, не имеющих возможности отказаться от определенного продукта, и потому готовых заплатить за него любые деньги?

· Отличаются ли экономические последствия ценовой дискриминации разных степеней?

· Отличаются ли последствия ценовой дискриминации на олигополистическом рынке или монопольно-конкурентном рынке от ее последствий при чистой конкуренции?

· Рассмотрите конкретный пример ценовой дискриминации. Скажем, различные уровни абонентной платы за телефон для пенсионеров, прочих физических лиц, бюджетных организаций, коммерческих фирм. Является ли ценовая дискриминация злом или благом в рассмотренном вами случае?

 

Б. Монополия — тип рынка, подрывающий основу своего существования

Выразите свое отношение к следующей аргументации:

· Монополия ведет к завышению цен, недопроизводству (а значит, и к появлению неудовлетворенного спроса). Одновременно она сдерживает технический прогресс.

· В этих условиях барьеры на пути вхождения в отрасль объективно снижаются. Даже сравнительно плохая и дорогая продукция в этих условиях обречена на рыночный успех. Обычные же продукты среднего качества наверняка могут быть реализованы с огромными прибылями.

· Поэтому, чем полнее и длительнее господство монополии, тем сильнее мотивация для всех сторонних фирм проникнуть на монополизированный рынок. Если таких нет внутри страны (все уже поглощены монополией), то наверняка найдутся среди иностранных конкурентов.



· Будет ли подобный механизм действительно работать на реальном рынке? Все ли барьеры устранимы подобным образом? Необходимо ли вмешательство государства?

 

В. Патентование изобретений способствует ускорению технического прогресса или замедляет его?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Фундаментальная особенность информации как фактора производства состоит в том, что новое знание существенно труднее и дороже добывать, чем в дальнейшем тиражировать и видоизменять.

· В этой связи первооткрыватель (если его не защищает закон) беззащитен по отношению к подражателю. Он несет все издержки и риски, связанные с изобретением. Когда же результат получен, конкуренты могут почти без издержек повторить его и либо совсем вытеснить первооткрывателя с рынка, либо не дать ему окупить затраты.

· Легко понять, что наличие патентного права усиливает мотивацию к изобретательству. Первооткрыватель может быть уверен, что именно он пожнет плоды своего открытия, извлечет из него прибыль.

· С другой стороны, распространение и использование изобретений патенты, бесспорно, замедляют. Выпускать новый продукт имеет право лишь собственник патента, либо те фирмы, которым он продал лицензию. Сам продукт становится дороже и, следовательно, не все могут его приобрести.

· Какая из закономерностей сильнее? Одинаково ли выглядит ситуация с влиянием патентов на технический прогресс в развитых и развивающихся странах? Чем специфична в этом смысле Россия? Какова роль «пиратства» (противозаконного использования чужой интеллектуальной собственности)? Во всех ли отношениях оно негативно?

В. Свободное эссе по проблемам монополии и антимонопольного регулирования. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

 

 

ТЕМА 11. РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему спрос на ресурсы носит производный характер?

2. Опишите взаимосвязь спроса на ресурсы и величины прибыли в рыночной и социалистической экономике.

3. Назовите особенности формирования спроса на трудовые ресурсы.

4. В чем заключается сущность заработной платы?

5. Чем определяются различия в уровне заработной платы? Существует ли в современной России дифференциация зарплаты по возрастному, половому, национальному признакам? Обсудите эту проблему.

6. Основные формы и системы заработной платы.

7. Опишите марксистскую теорию заработной платы и эксплуатации труда.

8. Что такое монопсония на рынке труда? Встречается ли она в современной России?

9. В чем состоит роль профсоюзов на рынке труда? Каковы особенности профсоюзной деятельности в нашей стране?

10. Опишите рынок труда в советской экономике и в современной России.

11. Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?

Б. Заполните таблицу, ранжируя типы рынков труда по характерным для них уровням зарплаты и численности занятых (4 — самый высокий, 3 — следующий по уровню и т. д., вплоть до 1 — самый низкий).

 

  Уровень заработной платы Число занятых
Совершенная конкуренция    
Монопсония    
Господство профсоюзов    
Двойная монополия    

Тесты

Тест Обоснование
1. Фирма минимизирует свои издержки, когда: a) предельные продукты всех факторов производства одинаковы; b) отношение предельных продуктов всех факторов производства к их ценам равно единице; c) предельные продукты всех факторов производства стремятся к нулю; d) предельные продукты превышают предельные издержки на их приобретение; e) ни один из приведенных вариантов не является вполне точным.  

 

2. Изменения реальной заработной платы определяются путем сравнения номинального роста заработной платы с: a) изменениями цен на товары и услуги; b) изменениями налогов; c) изменениями банковского процента; d) изменениями налогов и прочих обязательных сборов; e) номинальная зарплата должна быть уменьшена на величину налогов и прочих обязательных сборов, а затем сопоставлена с изменениями цен на товары и услуги.  

 

3. Предельные издержки на оплату труда: a) представляют собой увеличение переменных издержек при росте производства на единицу; b) представляют собой увеличение общих издержек при росте производства на единицу; c) представляют собой увеличение общих издержек при росте числа занятых на единицу; d) равны заработной плате последнего нанятого работника; e) не верен ни один из вариантов ответа.  

 

4. Равновесный уровень заработной платы и спроса на труд представляет собой точку, лежащую на пересечении кривых спроса и предложения в условиях: a) взаимной монополии; b) монопсонии; c) совершенной конкуренции; d) господства профсоюзов; e) все варианты неверны.  

 

5. Равновесный уровень заработной платы и спроса на труд представляет собой точку, лежащую на кривой предложения в условиях: a) взаимной монополии; b) монопсонии; c) совершенной конкуренции; d) господства профсоюзов; e) все варианты неверны.  

 

6. Равновесный уровень заработной платы и спроса на труд представляет собой точку, лежащую на кривой спроса в условиях: a) взаимной монополии; b) монопсонии; c) совершенной конкуренции; d) господства профсоюзов; e) все варианты неверны.  

 

7. Если конкурентная фирма наняла предельного рабочего по ставке 100 руб. в день, а цена единицы продукции составляет 20 руб., то производительность труда этого рабочего составляет: a) 2 шт.; b) 5 шт.; c) 10 шт.; d) 20 шт.; данных недостаточно для ответа на вопрос.  
8. Для социалистического рынка труда не был характерен следующий недостаток: a) дефицит рабочей силы; b) низкая мотивация; c) нестабильность рабочих мест; d) занижение заработной платы; e) отсутствие независимых профсоюзов.  

 

9. Для современной российской экономики не типично: a) массовая безработица; b) избыток рабочей силы на предприятиях; c) занижение заработной платы; d) дефицит рабочей силы; e) все перечисленные трудности существуют.  

Эссе





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)