Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие риторических традиций в России





Особенности возникновения русского красноречия и русской риторики, определившие русскую риторическую традицию. Возникновение русской словесности – возникновение русской гомилетики («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (ХII в.). Развитие гомилетики (торжественное и учительное красноречие, проповедь) в отсутствии ораторики. Появление элементов ораторики в ХVI в. (переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, «Книга на новгородских еретиков» Иосифа Волоцкого). Первый учебник «Риторика» (1620 г.): изложение принципов и приемов ораторского искусства в четырех родах речи – учебной, совещательной, хвалебной, судебной. Роль М. В. Ломоносова в развитии и становлении русской риторики. Значение работ И. С. Рижского («Риторика», 1796 г.) и М. Н. Сперанского («Правила высшего красноречия», 1844 г.) в развитии риторических традиций в России. Развитие риторики
в ХХ в. и в настоящее время (работы В. В. Виноградова, С. П. Обнорского,
Ю. В. Рождественского, Г. Г. Хазагерова и др.).

Раздел II. Аппарат риторики

Тема 4. Инвенция

Замысел речи. Предмет и тема речи. Тезис и проблема. Цель речи. Анализ аудитории. Стратегия убеждения.

Разработка теории доказательств. Система доказательств в риторике. Их деление на естественные и искусственные, аргументы к логосу (логические доказательства); пафосу (доводы к чувствам слушателей) и этосу (апелляция к этическим нормам).

Естественные доказательства. Важность характеристики источника доказательств. Безупречность естественных доказательств в фактическом плане и уязвимость в психологическом.

Искусственные доказательства. Логические доказательства. Построение доказательств на основе дедукции, индукции; рассуждения с дефиницией как особый вид логических доказательств. Логические уловки.

Доводы к пафосу.Угрозы и обещания. Иные случаи использования доводов к пафосу. Необходимость тщательного отбора узнаваемых ситуаций (фреймов) с целью активизации эмоциональной памяти слушателей. Необходимость строгого соответствия языкового выражения аргументов пафосу речи говорящего.



Доводы к этосу. Доводы к сопереживанию и доводы к отвержению.

Ссылка на авторитеты (или доводы к доверию и доводы к недоверию) как средство усиления (или ослабления) логических, этических и эмоциональных доказательств.

Общие места. Два понимания этого термина:

1) некие очевидные истины, штампы, на которые ссылается оратор либо явно, либо опираясь на них как на распространенные представления (близко к этическим доводам);

2) поиски доводов через тематическое членение действительности. Предложенное Аристотелем деление на четыре темы, предполагающие развитие:

- то, что произошло, и то, чего не было;

- то, что будет, и то, чего не будет;

- то, что может или не может (должно или не должно) произойти;

- мера существующих вещей.

Тема 5. Диспозиция

Диспозиция как теория риторической композиции устных и письменных текстов. Развитие современной риторикой классических положений: рассмотрение композиции не с точки зрения выделения неких речевых блоков (вступление, опровержение аргументов противника и пр.), а под углом умения выделить главное и тем облегчить восприятие речи.

Три подхода к композиции речи. Достижения современной риторики – теория выдвижения; теория расположения доводов; теория частей ораторской речи.

Принцип выдвижения. Отмеченные позиции. Неравномерность распределения информации в тексте и принцип выдвижения. Схемы выдвижения: конвергенция, градация, обманутое ожидание.

Композиция с точки зрения расположения доводов. Доверие аудитории к личности оратора и его позиции, связь коммуникативных установок оратора и аудитории с выбором определенной композиционной схемы. Три композиционные схемы: амплифицирующая (от лат. amplificatio– расширение), ее связь с традициями русской риторики; шоковая; стратегия маневра.

Композиция с точки зрения частей ораторской речи. Восемь классических частей ораторской речи (римская риторика: Квинтилиан), их значение: обращение (зачин), именование темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение.

Тема 6.Элокуция

Значительная степень разработанности элокуции как части риторического учения. Фигуры и тропы (особые словесные приемы, усиливающие изобразительность и выразительность речи и делающие ее убедительной за счет речевой формы) – предмет элокуции.

Принцип усиления выразительности и изобразительности

Выразительность как коммуникативное качество речи. Выразительность – способность речи привлекать к себе внимание, а также удерживать его. Связь выразительности с выдвижением. Изобразительность речи – ее наглядность. Средства усиления изобразительности (специальные: сравнения, фигуры и тропы речи, и неспециальные: атрибутизация – развертывание предложения, распространение его прилагательными и наречиями, и гипонимизация – использование слов более частного значения).

Фигуры речи

Фигуры речи – необычные, нестандартные обороты речи, придающие речи особую выразительность и изобразительность.

Фигуры прибавления. Неупорядоченный повтор. Лексический повтор, многосоюзие, морфемный повтор, синтаксический параллелизм, период. Общее структурное свойство фигур прибавления и их значение в плане усиления изобразительности речи. Упорядоченный повтор: анафора, эпифора, стык, кольцо и др. Свойство фигур прибавления – регулирование пафосности и торжественности выступления, диктующее требование осторожности в их использовании.

Фигуры убавления. Эллипсис, бессоюзие, умолчание и др. Общее структурное свойство фигур убавления и прибавления и их значение в плане усиления изобразительности речи.

Фигуры размещения. Инверсии. Разрывы и вставки (парцелляция, парентеза). Особенность фигур прибавления и их значение в плане усиления изобразительности речи.

Тропы речи

Тропы речи – слова или обороты, употребленные в переносном смысле.

Тропы сходства: метафора и ее виды (сравнение). Развертывание метафоры (уподобление сразу по нескольким признакам). Подхватывание метафоры.

Тропы смежности, контраста и тождества: метонимия, синекдоха; антифразис, гипербола, перифразис, литота, антономазия.

Грамматические тропы. Понятие грамматического тропа. Переносное употребление форм множественного числа. Переносное употребление форм времени и наклонения. Отклонение в формах рода. Риторический вопрос. Отличие риторического вопроса от гипофоры (вопроса к самому себе).

Фигуры мысли

Понятие фигуры мысли. Амплификации – риторические средства, связанные со смысловыми приращениями. Два рода амплификаций: фигуры, основанные на избыточном выражении (плеоназм и его разновидности), и фигуры, основанные на контрасте (антитеза и ее виды; коррекция и градация).

Звуковая сторона речи

Способность звуковых фигур усиливать ясность речи. Аллитерация, ассонанс, звукоподражание, словесная инструментовка. Каламбур. Шутка в ораторской речи.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)