Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Семинар 2. Аппарат риторики. Инвенция





Вопросы для обсуждения:

1. Система доказательств, используемая в риторике.

2. Доводы «к вещи» (естественные и логические доказательства, логические уловки в риторике).

3. Доводы «к человеку».

4. Ссылки на авторитеты.

Семинар 3. Аппарат риторики. Диспозиция

Вопросы для обсуждения:

1. Три подхода к композиции речи.

2. Теория выдвижения.

3. Теория расположения доводов.

4. Композиция с точки зрения частей ораторской речи.

Семинар 4. Аппарат риторики. Элокуция

Вопросы для обсуждения:

1. Фигуры речи. Их структурные особенности и роль в тексте:

а) фигуры прибавления;

б) фигуры убавления;

в) фигуры размещения.

2. Тропы речи. Их роль в риторике:

а) тропы сходства;

б) тропы смежности;

в) тропы контраста;

г) тропы тождества.

3. Грамматические тропы.

4. Звуковая сторона речи.

Семинар 5. Стратегия слушающего и стратегия говорящего

Вопросы для обсуждения:

1. Литературный язык и его нормы.

2. Культура речи оратора.

Семинар 6.Правильность и уместность ораторской речи. Красота речи. Выразительность речи

Вопросы для обсуждения:

1. Звуковая сторона речи.

2. Правильность и уместность ораторской речи:

а)литературный язык и его нормы;

б) культура речи оратора.

3. Красота речи. Выразительность речи:

а) уместность ораторской речи;

б) красота и выразительность ораторской речи;

в) язык человеческого тела (невербальные средства общения);

г) невербальные средства общения.

 

Семинар 7. Подготовка выступления

Вопросы для обсуждения:

1. Подготовительные упражнения.

2. Постановка голоса, техника речи, тренировка памяти.

Семинар 8. Подготовка выступления

Вопросы для обсуждения:

1. Техника речи.

2. Произнесение речи.

Семинар 9. Юридическая риторика

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие судебного красноречия.

2. История судебного красноречия в России.

Семинар 10. Юридическая риторика. Судебная речь как жанр ораторского искусства

Вопросы для обсуждения:

1. Отличительные черты судебной речи.

2. Культура речи юриста.

3. Этика судебного оратора.



ПЛАН РИТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

1. Система доказательств, используемая автором текста

Представлены ли в тексте:

- естественные доказательства;

- искусственные доказательства.

- логические доказательства: доказательства, построенные на основе дедукции, либо индукции;

- присутствуют ли рассуждения с дефиницией.

Выясните, использует ли автор логические уловки:

- доводы к пафосу (угрозы и обещания).

- доводы к этосу (доводы к сопереживанию, доводы к отвержению).

Пользуется ли автор ссылками на авторитеты (доводами к доверию и доводами к недоверию) и с какой целью.

Композиционная организация текста

Пользуется ли автор:

- теорией выдвижения;

- теорией расположения доводов.

Проанализируйте текст с точки зрениятеории частей ораторской речи. Можно ли выделить в тексте:

- обращение;

- именование темы;

- повествование;

- описание;

- доказательство;

- опровержение;

- воззвание;

- заключение.

Выразительность и изобразительность речи

Отметьте в тексте:

- фигуры речи (фигуры прибавления; фигуры убавления; фигуры размещения);

- тропы речи (тропы сходства, тропы смежности, контраста и тождества); грамматические тропы.

Представлены ли в тексте фигуры мысли.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Оратору важно не только овладеть методикой построения выступления, правилами поведения в аудитории, навыками управления вниманием слушателей и т.п., но и научиться владеть своим дыханием, голосом, речью.

Человек, выступающий публично, должен быть не только интеллектуально развитым, но и обладать мгновенной реакцией. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы развивать свою фантазию, находчивость, остроумие и другие качества, необходимые человеку, который держит речь перед аудиторией.

Предлагаемые упражнения нужно выполнять не только в процессе подготовки к практическим занятиям и во время занятий в аудитории при изучении соответствующих разделов, все типы упражнений целесообразно выполнять систематически. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем переходить к артикуляционным упражнениям, обеспечивающим хорошую дикцию, затем – к упражнениям на интонацию и мимику.

 

У П Р А Ж Н Е Н И Я

Дыхательные упражнения

Рекомендуется упражнения выполнять с открытым окном (или форточкой).

Исходное положение: стоя. Руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Расслабьтесь. Вдох производите медленно через нос, как бы принюхиваясь. Сначала заполняйте воздухом живот, пока он не станет выпуклым, затем диафрагму, а потом грудь. По окончании вдоха грудь должна быть приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, а затем медленно выдыхайте: грудь – диафрагма – живот (6 секунд – вдох, 6 секунд – задержка дыхания, 6 секунд – выдох).

Упражнение следует повторить 10–12 раз, пока вы не почувствуете прилив бодрости.

Рекомендации: выполняя данное упражнение, не следует сосредоточиваться и мысленно контролировать последовательность дыхания. Процесс должен происходить автоматически, равномерно. Это упражнение снимает сонливость и создает бодрое настроение.

2. Положение стоя, ноги – на ширине плеч. Медленно вдохните, затем очень громко, с выражением, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение:

На-ша Та-ня гром-ко пла-чет:

Уро-ни-ла в реч-ку мя-чик.

Ти-ше. Та-неч-ка, не-плачь,

Не уто-нет в реч-ке мяч!

Читая стихотворение, медленно наклоняйтесь. Учитывайте, что концовка стихотворения должна совпадать с окончанием наклона.

Цель этого упражнения – расширить объем дыхания. Делая его, не вдыхайте воздух. Необходимо распределить выдох таким образом, чтобы его хватило на все стихотворение и возвращение тела в исходное положение.

Повторите упражнение 3–5 раз.

Рекомендации: в процессе выполнения упражнения постарайтесь не задыхаться и не хватать воздух ртом. При чтении стихотворения воздух необходимо распределить таким образом, чтобы не пришлось его читать на голосовых связках, напрягая для этого мышцы шеи.

3. Медленно, как и в предыдущем упражнении, наклоняясь, громко прочтите упражнение через нос с закрытым ртом. Следите за тем, чтобы воздух при первом же слове «не ушел» через нос.

Упражнение необходимо выполнить 3 раза.

Рекомендации: кроме выполнения требований, которые были изложены в предыдущем упражнении, необходимо также добиваться того, чтобы слова стихотворения звучали внятно, а окружающие понимали, что вы читаете.

4. Сделайте глубокий вдох, откройте рот, высуньте язык, положите его на нижнюю губу. Вдохните и, держа язык на нижней губе, с открытым ртом, медленно наклоняясь, прочитайте четверостишие:

В мо-ей ду-ше вос-хо-дит солн-це,

Го-ня не-взгод-ну-ю зи-му.

В эк-ста-зе и-до-ло-по-клон-ца

Мо-люсь та-лан-ту сво-е-му.

Окончание наклона должно совпасть с концом произносимого текста. Это четверостишие необходимо повторить как формулу аутотренинга 3–4 раза.

Модификацией этого упражнения является чтение четверостишия с закрытым ртом. Звук идет через нос, артикуляция затруднена, но, как и в первом случае, старайтесь, чтобы слова звучали как можно отчетливее.

Повторите упражнение 3–4 раза.

Имейте в виду, что чтение с закрытым ртом («чревовещание») можно чередовать с чтением, когда язык находится на нижней губе.

5. К числу дыхательных упражнений относится также «долговорка». Это упражнение нужно делать стоя, ноги на ширине плеч. Глубоко вдохните и медленно произнесите:

Как на горке, на пригорке

Встали двадцать два Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка –

и т. д.

Такое долгое дыхание появляется не сразу, однако постоянными тренировками можно добиться того, что на одном дыхании можно будет сосчитать не менее двадцати двух Егорок.

 

Упражнения для губ и языка

Целью этих упражнений является развитие и совершенствование артикуляционного аппарата и произношения.

Четкая дикция – непременное условие успешных публичных выступлений.

Рекомендуется этот вид упражнений выполнять перед зеркалом.

1. Вытяните губы трубочкой, словно вы хотите поцеловать кого-то на расстоянии или произнесите звук «у-у», а затем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы.

Это упражнение необходимо повторить 10 раз на счет «раз, два». «Раз» – губы вытяните трубочкой, «два» – переведите их в широкую улыбку. В результате постоянного тренинга напряжение губ и щек должно исчезнуть. Если губы пересыхают, их можно облизать и «пожевать» губами (сблизить и развести верхнюю и нижнюю губы).

2. Убедившись, что губы, сложенные в трубочку-«хоботок», устойчиво зафиксированы, подвигайте ими вправо-влево. При этом щеки должны быть неподвижны. Поскольку в начале это может не получаться, щеки на этом этапе можно придерживать ладонями. Если же не удается двигать губами трубочкой, стоя перед зеркалом, можно положить зеркало перед собой на стол и, опустив голову перпендикулярно зеркалу, поворачивать «хоботок» влево – вправо. Упражнение необходимо выполнять 10 раз.

Примечание: упражнение выполнено правильно в том случае, если «хоботок» свободно движется вправо и влево при неподвижных мышцах щек.

3. Глядя в зеркало, зафиксируйте «хоботок», а затем приподнимите его вверх и опустите вниз на счет «раз, два». Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Проделайте упражнение 10 раз, медленно поднимая и опуская сложенные губы. Упражнение сложное, но в результате его освоения дикция значительно улучшается.

4. Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее. А затем – другую, словно вы во рту катаете конфету: раз-два, раз-два. Постепенно усиливайте давление языка на щеки. Проделайте упражнение 10–12 раз. По завершении его сделайте несколько жевательных упражнений для снятия напряжения.

5. Упритесь кончиком языка в верхнюю губу, затем – в нижнюю, снова в верхнюю, опять в нижнюю, и так 10 раз. Сделайте несколько жевательных движений для того, чтобы снять напряжение.

Примечание: упражнение должно выполняться как бы само собой, очень легко.

6. Сожмите губы и в напряженном состоянии просуньте между ними язык, свернутый в трубочку. Проделайте упражнение 5 раз.

 

Дикционные упражнения

Предыдущие упражнения являются своеобразной разминкой. Далее следует тренинг на четкое и правильное произношение звуков.

Прежде всего необходимо запомнить «линейку» русских гласных (их в русском языке шесть) именно в такой последовательности:

У О А Э И Ы

1. Вдохните и на выдохе, посылая звук в темя или в «маску» (нижнюю часть лба). Стремясь, чтобы гласный звучал коротко и резко, как выстрел, а согласный – длинно, произнесите следующие слоги:

ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПИ-ПЫ

БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ

Каждый слог произнесите на новом вдохе и выдохе. Повторите упражнение 5 раз.

Примечание: необходимо ощущать, что звуки звучат четко, а голосовые связки не устают (нет ощущения, что в горле першит).

 

Дыхание и голос

1. Вдохните и на выдохе, посылая звук в темя или в нижнюю часть лба, произнесите, стараясь, чтобы гласный звучал коротко и резко, а согласный – длинно, произнесите следующие слоги:

ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПИ-ПЫ

БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ

КО-КА-КЭ-КИ-КЫ

ГУ-ГО-ГА-ГЭ-ГИ-ГЫ

Перед каждым слогом делайте новый вдох, а звукосочетание произносите на выдохе. Повторите упражнение 5 раз.

2. Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но только на одном вдохе необходимо произнести («выстрелить») два слога:

ПУ-БУ ПО-БО ПА-БА

ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА

КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

Каждый пример следует выполнить по 5–7 раз.

3. По указанной выше методике произнесите следующие слоги, каждый пример повторяя трижды:

ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПИ-ПЫ БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ

ПУ-БУ ПО-БО ПА-БА ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

КУ-КО-КА-КЭ-КИ-КЫ

ГУ-ГО-ГА-ГЭ-ГИ-ГЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

РЛУ-РЛО-РЛА-РЛЭ-РЛИ-РЛЫ

ЛРУ-ЛРО-ЛРА-ЛРЭ-ЛРИ-ЛРЫ

РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ

РЛИ-ЛРИ РЛЫ-ЛРЫ

4. Вдохните и на вдохе, посылая звук в темя или в нижнюю часть лба, произнесите раздельно и четко следующие сочетания звуков, повторяя каждое из них 3–5 раз:

ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПИ-ПЫ

БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

СТУ-ЗДУ СТО-ЗДО СТА-ЗДА СТЭ-ЗДЭ

СТИ-ЗДИ СТЫ-ЗДЫ

РЛУ-РЛО-РЛА-РЛЭ-РЛИ-РЛЫ

ЛРУ-ЛРО-ЛРА-ЛРЭ-ЛРИ-ЛРЫ

КПТУ-КПТО-КПТА-КПТЭ-КПТИ-КПТЫ

РЛУ-ЛРУ РЛО-РЛО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ

РЛИ-ЛРИ РЛЫ-ЛРЫ

Примечание: тренируя свою дикцию, обращайте внимание на то, чтобы произносимые вами звуки были четкими, внятными и легко воспринимались на слух.

 

Дыхательные упражнения с применением движения

и голосовой тренинг

1. «Насос». Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Вообразите, что вы стоите рядом с насосом. Мысленно возьмитесь за рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимайте на нее, как будто накачиваете воздух. Подражая звуку, который производит воздух, проходящий через ниппель, последовательно произносите:

СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-СИ

Каждый слог соответствует одному выдоху. Упражнение выполните 5 раз.

2. «Лыжник». Встаньте в позу бегущего лыжника, напружиньтесь. Делайте руками движения лыжника, отталкивающегося палками от снега. Это упражнение выполняется более интенсивно, чем «насос». Каждый слог соответствует одному выдоху:

СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-СИ

Упражнение необходимо выполнить 3 раза.

3. «Колокол». Упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч, вы – «звонарь». Поднимите руку, как бы сжимая веревку, привязанную к языку колокола. Вы «раскачиваете язык», голосом изображая звук колокола:

БУМ-БЭМ-БОМ-БАМ-БИМ-БЫМ

Каждый «удар» приходится на один вдох-выдох. Упражнение необходимо выполнять 3 раза.

4. «Цветок». Встаньте, сложите из пальцев фигуру, напоминающую бутон с сомкнутыми лепестками (пальцы вытянуты, а их кончики сомкнуты), опустите руку на уровень бедра, глубоко вдохните и, медленно и напряженно поднимая руку вверх, постепенно раздвигайте пальцы руки до состояния раскрытой ладони, пока рука не будет поднята над головой. Во время движения необходимо произносить:

МУ-МО-МА-МЭ-МИ-МЫ

Звуки произносите так, чтобы гласный был коротким, а согласный – длинным. Когда рука поднята вверх, все тело должно устремляться вслед за ней.

Примечание: упражнение выполняется правильно, если вам удается синхронизировать дыхание, движение и звук, а в конце движения возникает ощущение полета.

5. «Трубач». Глубоко вдохните и прижмите к губам воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука, одним воздухом, необходимо «выдышать» мелодию на одном выдохе:

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

Постарайся обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

Примечание: Обратите внимание на то, что дыхание должно быть распределено таким образом, чтобы его хватило на то, чтобы «протрубить» текст всего четверостишия.

6. «Телеграмма». Сидя произносите сочетания звуков и одновременно выстукивайте «телеграфным ключом» (карандашом) текст телеграммы таким образом, чтобы гласный был коротким, а звук четким:

ЛУ-ЛУ-ЛУЛ ЛО-ЛО-ЛОЛ ЛА-ЛА-ЛАЛ

ЛЭ-ЛЭ-ЛЭЛ ЛИ-ЛИ-ЛИЛ ЛЫ-ЛЫ-ЛЫЛ

ПКТУ-ПКТУ-ПКТУГ ПКТО-ПКТО-ПКТОГ

ПКТА-ПКТА-ПКТАГ ПКТЭ-ПКТЭ-ПКТЭГ

ПКТИ-ПКТИ-ПКТИГ ПКТЫ-ПКТЫ-ПКТЫГ

Голосовой тренинг № 1. Встаньте, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Мысленно представьте себе, что у вас в руках воздушный шарик. Сделайте глубокий вдох, втяните живот и на одном выдохе медленно опускайте руки с воображаемым шариком, следя за ним взглядом и произнося:

МУМ-МОМ-МАМ-МЭМ-МИМ-МЫМ

Гласный звук не затягивайте, он должен быть кратким. Когда упражнение закончено, ваш взгляд должен быть на воображаемом шарике, а руки опущены вниз.

Голосовой тренинг № 2. Встаньте, ноги на ширине плеч, руки раскинуты параллельно полу ладонями вверх. Представьте на одной из ладоней воздушный шарик. Посмотрите на него, легким движением перебросьте его на другую руку, сопровождая процесс следующими звуками:

МУ-МУ-МУМ МО-МО-МОМ МА-МА-МАМ

МЭ-МЭ-МЭМ МИ-МИ-МИМ МЫ-МЫ-МЫМ

Перебрасывая воображаемый шарик с руки на руку, следите за ним взглядом. Каждый его перелет приходится на один вдох и один выдох. Первые два слога произносите длительно, готовясь к броску, третий кратко (бросок ладонью).

 

Скороговорки

В целях отработки правильной постановки губ и языка во время речи необходимо их постоянно тренировать, упражняясь со скороговорками.

Тщательно выговаривая каждый звук, необходимо медленно по слогам прочитать:

О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т

П-ы-ль п-о п-о-л-ю ле-т-и-т.

От то-по-та ко-пыт

Пыль по по-лю ле-тит.

Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку в темпе обычной речи. Убедитесь в том, что текст звучит четко и уверенно. После этого повторяйте скороговорку, постепенно наращивая темп, завершив упражнение произнесением скороговорки на предел возможностей.

По этой же методике необходимо работать и с другими скороговорками:

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Осип охрип, Архип осип.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

Не коли дрова на траве двора.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

 

Упражнения на интонирование

1. Мысленно представьте себе (смоделируйте) различные жизненные ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:

- спокойно и доброжелательно;

- спокойно и жестко;

- резко;

- удивленно;

- с дрожью в голосе;

- с раздражением и т. д.

2. Произнесите фразу: «Вы для чего сюда пришли?». Произнесите ее многократно с различными интонациями.

3. Придумайте сами фразу и произнесите ее.

 

Т Р Е Н И Н Г И

Мимический тренинг

1. Встаньте или сядьте перед зеркалом, высуньте язык и подразните себя. Упражнение выполняется успешно, если вы можете наблюдать за своими гримасами без улыбки.

2. Внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь:

- благожелательно, как при встрече с другом;

- официально, как при встрече с посторонними людьми;

- надменно, как обиженный человек;

- иронично, то есть с чувством собственного превосходства.

3. Изобразите удивление, как будто вы впервые увидели нечто приятное.

4. Изобразите брезгливое удивление, как будто вы неожиданно увидели что-то чрезвычайно неприятное.

5. Отреагируйте на фразу: «Если так будет продолжаться дальше, то знаете к чему мы придем?». Покажите мимикой испуг перед безысходностью, создав удлиненную паузу.

 

Диалог

Вступите сами с собой в диалог, в котором нужно одну фразу построить в вопросительной интонации, другую – в утвердительной.

ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?

ЖДУ-ЖДО-ЖДА-ЖДА-ЖДЭ-ЖДИ-ЖДЫ!

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ

ШТИ-ЖДИ ШТЫ-ЖДЫ?

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА

ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ ШТЫ-ЖДЫ!

Примечание: необходимо произносить звуки уверенно, выдерживая необходимые интонации.

Литературный пересказ

В процессе подготовки к практическому занятию прочитайте какой-либо художественный текст на 5–10 страниц. Обратите внимание на ключевые слова в нем. Сократив основное содержание, сохранив при том последовательность развития действия, перескажите этот текст за 2–3 минуты, используя эпитеты и сравнения.

 

Придумай рассказ

Вы сами должны предложить тему рассказа. В этой игре могут участвовать 2 и более человека. Первый участник, начиная рассказ, произносит 2–3 предложения, далее продолжает следующий, потом третий и т.д. Если в игре принимают участие два человека, то они говорят по очереди до тех пор, пока один из них не исчерпает свои возможности.

Пример:

Первый: Однажды я выскочил из дома и помчался через улицу к остановке автобуса.

Второй: Однако, не добежав до середины улицы, я почувствовал, что уперся во что-то невидимое.

Первый: Наслушавшись рассказов о всяких чудесах, я выставил руки вперед и медленно пошел вдоль дороги, пытаясь найти место, где кончается препятствие.

Второй: Так я дошел до другой остановки, но улицу перейти мне никак не удавалось и т.д.

Рекомендации: старайтесь, чтобы история была занимательной, веселой. Не произносите фраз типа: «и тогда я проснулся» или что-то подобное, поскольку это не даст возможности вашему партнеру продолжить рассказ.

Это игра чрезвычайно полезна, поскольку при ее регулярном проведении формируется стойкая способность мгновенно импровизировать на любую тему, без затруднений поддерживать лейтмотив и рассказа, и дискуссии.

 

Опоздавший

В игре участвуют два человека. Один из них «руководитель», другой – «подчиненный». Задача «подчиненного» – объяснить причину опоздания: доказать, что у него не было иного выхода, что он опоздал нечаянно, или попробовать «разжалобить» руководителя, придумав соответствующую историю. Задача «начальника» – логично доказать «подчиненному», что его увертки не имеют под собой реальной почвы.

Пример:

Начальник: Ну, что опять?

Подчиненный: Иван Петрович! Почему опять? Я ж в первый раз задержался.

Начальник: Не задержался, а опоздал, и не в первый, а во второй.

Подчиненный: Что вы? Я в первый. Вы меня с кем-то перепутали.

Начальник: Вы хотите сказать, что у меня плохая память?

и т. д.

В этом ответе «начальник» умышленно усиливает конфликтную ситуацию, дающую ему право на отказ. Задача «подчиненного» – не поддаваться на провокацию.

Участвующие в игре должны по очереди в течение 2 минут играть роль то «начальника», то «подчиненного», при этом участникам каждый раз необходимо находить новые решения.

«Гайд-парк»

Один из участников выходит на трибуну в течение 1–2 минут произносит «пламенную» речь перед аудиторией.

Когда выступление закончено, слушатели обсуждают, как держался выступающий, какое он произвел впечатление, используя схему оценки выступления (см. далее).

Рекомендации: выступающий должен уверенно импровизировать речь, пользуясь жестикуляцией, мимикой, многообразием интонаций и используя методы владения аудиторией. Стоя перед аудиторией, оратор не должен испытывать чувство неловкости.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (691)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.039 сек.)