Лабораторное занятие 15 (интерактивное занятие)Порождение текста. 1.Идеоречевой цикл (риторический канон) как основа коммуникативно-риторической деятельности в классической риторике: изобретение, расположение, словесное выражение. 2. Учение о топосах, понятийная разработка содержания речи, «общее место» (топ) как элемент смысловой модели, смысловая схема речи. Части речи, их задачи и отношение к принципам расположения содержания в описании, повествовании и рассуждении. 3. Селективно-комбинаторная деятельность оратора, категории изобразительности и выразительности на службе риторики, учение о тропах и фигурах, типы тропов, типы фигур. 4. Современные концепции продуцирования риторического текста (Т.Б. Маркичева, Е.А. Ножин и др.). 5. Докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный этапы порождения публичной речи: ориентировка в аудитории; стратегия и тактика речи: композиция, логика, аргументация и иллюстрирование, приемы популяризации, использование средств образности, эмоционального усиления и других средств воздействия на аудиторию.
Литература: Профессиональная риторика: проблемы и перспективы. Воронеж, 2001; Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990; Риторика диалога: проблемы исследования и освоения в школе и в вузе. Пермь, 2001.
Задание: в приведенных текстах определите особенности порождения. Сделайте анализ инвенции, диспозиции, элокуции (Тексты 5-12).
Лабораторное занятие 16 (интерактивное занятие). Система жанров в риторике. 1. Монолог и диалог в публичной речи («скрытые» и «открытые» диалоги и монологи). 2. Виды монологов: лекция, выступление и др. Виды диалогов: телефонный разговор, дискуссия и др. Продуктивные и непродуктивные модели монолога и диалога в риторической коммуникации. 3. Профессиональная коммуникация в высшей и средней школе. Ее основные виды: учебный, внеучебный, научный. Основные жанры учебной коммуникации: лекция, семинар (урок), учебный диалог, экзамен и др. Некоторые жанры письменной научной коммуникации: статья, тезисы; учебные и квалификационные научные сочинения: курсовое и дипломное, диссертационное; устные научные выступления (доклад, сообщение, вопрос и др.).
Литература: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997; Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998; Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.
Задание: определите жанровую принадлежность текста. Проведите жанровую трансформацию, сделайте вывод о возможности/невозможности такого рода трансформаций (Тексты 21-25).
Организация самостоятельной работы студентов Примерная тематика индивидуальных самостоятельных работ (творческих) работ: Примерная тематика эссе: 1.Коммуникативный акт. Позиция говорящего, позиция слушающего. 2.Ритор и аудитория: отличие от говорящего и слушающего. 3. Монолог и диалог в коммуникации. 4.Диалогические жанры риторической коммуникации. 5.Монологические жанры риторической коммуникации. 6.Изобретение содержания. 7.Диспозиция. 8.Этапы диспозиции. 9.Словесное выражение. 10.Особенности слововыражения в зависимости от сферы коммуникации и стиля языка. 11.Особенности использования изобразительных и выразительных средств коммуникации в зависимости от вида коммуникации. 12.Жанры устной и письменной коммуникации. 13.Устное выступление: структура и особенности. 14. Особенности устного выступления в зависимости от сферы коммуникации. 15.Письменная речь, ее жанровые и функциональные особенности. 16.Особенности преобразования устной речи в письменную. 17.Особенности преобразования письменной речи в устную. 18.Жанры научной коммуникации. 19.Научный доклад. 20.Структура научного доклада. Обязательные компоненты структуры и содержания. 21.Выделение предмета, объекта, цели, формулирование гипотезы и способы доказательства гипотезы как основные компоненты структуры научного доклада. 22.Особенности научного доклада в устной коммуникации. 23.Лингвистические и нелингвистические особенности научного доклада в устной коммуникации. Темы для самостоятельной индивидуальной работы: 1.Речевое событие и его составные элементы. 2.Риторика и повседневное бытовое общение. 3. Этнориторика. 4. Риторика и профессиональная речь. 5.Речевая ситуация и ее составляющие. 6. Социальная и речевая роли. 7. Речевые действия в поведении человека. Сообщение прямое и косвенное (метасообщение). 8. Гармония элементов речевого сообщения. 9.Образ говорящего как система свойств личности. 10.Способы борьбы со стрессом и его следствиями в речи.
Дополнительные источники теоретического материала: 1. Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации: практикум. М., 2008. 2. Городецкий Б.Ю. Коммуникативные основы теории языка (от лингвистики структуры к лингвистике общения) // Методы современной коммуникации. Вып.1. М., 2003. 3. Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России. Барнаул, 2011. 4. Чувакин А.А. Основы филологии. М., 2011. 5. Кузнецов И.Н. Прикладная риторика: учебное пособие для студентов вузов. М., 2010. 6. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. М., 2008. 7. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. Минск, 2007.
Читайте также: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (680)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |