Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тенденции и принципы гуманистического воспитания




Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.

А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредова­ны отношением человека к другим людям, его деятельность все­гда включена в общение. Общение в своей исходной внешней форме (совместная деятельность, речевое или мысленное обще­ние) составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе1. В процессе общения ребенок, человек на­учается адекватной деятельности. Этот процесс и является по сво­им функциям процессом воспитания.

Среди гуманистических тенденций функционирования и раз­вития воспитания в целостном гуманистическом процессе необ­ходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации куль­турно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гумани­стических принципов воспитания — принцип непрерывного об­щего и профессионального развития личности. Ведущий он по­тому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту за­кономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внеш­ние условия его осуществления. Именно в этом смысле гумани­зация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в' том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на "зону ближай­шего развития". Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универ-

1 См.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. — С. 409.


сальные, но обязательно объективно необходимые базисные каче­ства для развития личности в том или ином возрастном периоде.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбо­ру содержания образования. Он требует повышения статуса гу­манитарных дисциплин, их обновления, освобождения от прими­тивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой — важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.



Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельно­сти. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечело­веческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобра­зовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностно-го подхода как стратегии гуманизации технологий и воспитания.

Процесс общего, социально-нравственного и профессиональ­ного развития личности приобретает оптимальный характер, ко­гда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономер­ность обусловливает единство реализации деятельностного и лич­ностного подходов. Личностный подход требует отношения к уча­щемуся как к уникальному явлению независимо от его индиви­дуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполага­ет, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

Личностный подход — это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адек­ватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступ­ков). Деперсонализированное педагогическое взаимодействие жестко детерминируется ролевыми предписаниями, что противо-


238 Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе 239


 


речит другому гуманистическому принципу — полисубъектного (диалогического) подхода. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармонич­ное развитие личности. Педагог не воспитывает, не учит, а ак­туализирует, стимулирует стремления учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Ес­тественно, что при этом особое значение имеют профессиональ­но-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношени­ем к учащимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.

Диалогизация педагогического процесса — это не возврат к "парной педагогике", поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблю­даться определенная последовательность, динамика: от макси­мальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и появления отношений партнерства между ними.

В то же время саморазвитие личности зависит от степени ин­дивидуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосред­ственную мотивацию учебной и других видов деятельности, ор­ганизацию самодвижения к конечному результату. Это дает воз­можность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в созда­нии условий для самореализации личности, выявления (диагно­стики) и развития ее творческих возможностей.

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоот­ветственности. Он обусловлен закономерностью, согласно ко­торой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблю­дение норм педагогической этики.

Сущностная специфика выделенных принципов состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и фор­мировании соответствующих им умений, но и в совместном лич-


ностном и профессиональном развитии участников педагогиче­ского процесса. Принципы гуманистического воспитания — это концентрированное, инструментальное выражение тех положе­ний, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых пе­дагогических ситуациях и при любых условиях организации об­разования. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осу­ществления всех остальных принципов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение понятий "воспитание" и "воспитательная ра­бота".

2. Каковы цели и задачи гуманистического воспитания?

3. Дайте аксиологическую характеристику личности.

4. Какова сущность мотивационно-ценностного отношения личности?

5. В чем сущность воспитания как процесса интериоризации обще­человеческих ценностей?

6. Назовите ведущие тенденции и принципы гуманизации образова­ния.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа це­лостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. — Ростов н/Д, 1994.

Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В.Бондаревской. Ч. 1,2.— Ростов н/Д, 1993.

О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. — М., 1991. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. — М., 1979.

Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отече­ственных теорий личности. — Ростов н/Д, 1995.



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 15. Формирование базовой культуры личности



 


Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе

• Философско-мировоззренческая подготовка школьников • Граждан­ское воспитание в системе формирования базовой культуры лич­ности • Формирование основ нравственной культуры личности • Тру­довое воспитание и профессиональная ориентация школьников • Фор­мирование эстетической культуры учащихся • Воспитание физической культуры учащихся

§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)