Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Детские общественные организации в системе воспитания




Социально-экономические и общественно-политические про­цессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изме­нили ситуацию в детском общественном движении, обусловили его демонополизацию и дифференциацию. Возникло множество других новых детских объединений, вместе с тем возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скау­ты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерд-нические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объ­единения на основе общности интересов.

Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для ^приобретения ими социального опыта, гражданско­го становления. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это призна­ется специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей. Неслучайно поэтому организация Объединен­ных Наций в "Конвенции о правах ребенка" наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусмат-


ривает права детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получе­ние информации, выбор религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Российской Федерацией в 1992 г.

Сложившееся положение в детском движении изменяет пози­цию органов управления образованием, руководителей образова­тельных учреждений по отношению к детским организациям. Суть этой позиции состоит прежде всего в сохранении и разви­тии детского движения. Такое отношение подкрепляется реаль­ным участием органов управления образованием в создании ус­ловий, гарантирующих детям сотрудничество с руководителями их объединений, стабилизацию, социальную защиту педагогиче­ских кадров детских организаций, участие в формировании ма­териально-технической базы детских организаций.

§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности



Основные понятия теории нравственной культуры

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общест­ва, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, спра­ведливый или несправедливый. При этом мы пользуемся поня­тием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы­чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис­пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении — как фило­софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как ос­воена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нор­мами и принципами, можно судить об уровне его нравственнос­ти. Иначе говоря, нравственность — это личностная характерис­тика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, по­рядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивиду­альное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия оп-



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса -


Глава 15. Формирование базовой культуры личности



 


ределенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо по­ступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распро­страняющееся на множество одинаковых поступков, носит назва­ние нравственной нормы. Норма — это правило, требование, оп­ределяющее, как человек должен поступить в той или иной кон­кретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребен­ка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимо­отношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каж­дой такой области (профессиональные, межнациональные отно­шения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы — нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношений между пред­ставителями разных национальностей регулируются нравственны­ми принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватываю­щие не отдельные отношения, а все области отношений, побуж­дая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нравственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к ко­торому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полез­ным, красивым.

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимают­ся людьми, принадлежащими к определенной социальной груп­пе, и выступают как форма общественного нравственного созна­ния. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоен­ные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные от­ношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.


Содержание воспитательной работы учителя, классного руково­дителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в тру­довой деятельности, признании важности своего труда и резуль­татов труда других людей. Отношение к природе состоит в береж­ном отношении к ней, в нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований. Формирование основ нравст­венной культуры школьников осуществляется в системе нравствен­ного воспитания в условиях школы, семьи, общества.

Воспитание гуманности

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно чело­век оказывается системообразующим фактором, ядром гуманисти­ческого мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к че­ловеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, со­ставляющие содержание гуманистической сущности личности.

Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая ком­плекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманны-


254 Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 15. Формирование базовой культуры личности



 


ми. В гуманных отношениях находят отражение духовные потреб­ности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистиче­скую сущность личности.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаи­моотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявле­нии доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в то­лерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, по­ведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных ви­дах деятельности, в различных вариантах межличностных отно­шений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соуча­стие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не заме­чены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного от­ношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой дея­тельности, жизненных принципов, нравственных поступков вы­зывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гу­манизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человече­ских взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманиз­ма, их общечеловеческий характер.

Важным условием воспитания гуманности является организа­ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помо­щи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятель­ности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)