Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Основные признаки государственного управления





Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея госу­дарственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в реше­нии проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных ти­пов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его актив­ным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает пре­жде всего, что в стране проводится единая государственная по­литика в области образования, зафиксированная в законе Россий­ской Федерации "Об образовании", принятом в 1992 г. В соот­ветствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политический, международной сферах связыва­ются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение мате­риальных, финансовых проблем системы образования. Организа­ционной основой государственной политики в области образова­ния является Федеральная программа развития образования, при­нимаемая высшим органом законодательной власти — Федераль­ным Собранием РФ на определенный промежуток времени.


федеральная программа является организационно-управленче­ским проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тен­денций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий со­стояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятель­ности, и организационный, определяющий основные мероприя­тия и критерии их эффективности.



Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ "Об образовании":

гуманистический характер образования, приоритет общечело­веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз­вития личности. Воспитание гражданственности и любви к Ро­дине;

единство федерального, культурного и образовательного про­странства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонацио­нального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образо­вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучаю­щихся воспитанников;

светский характер образования в государственных, муници­пальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учре­ждений1.

Государственный характер управления образованием проявля­ется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, со­циального, имущественного и должностного положения, социаль­ного происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

1 См.: Закон РФ "Об образовании". — М., 1992.


Раздел V. Основы управления педагогическими системами

Органы управления образованием на местах проводят государ­ственную политику путем соблюдения государственных образо­вательных стандартов, включающих федеральный и националь­но-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образовани­ем состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и са­мореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие госу­дарственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Государственные органы управления — министерства образова­ния, управления образованием в краях, областях, автономных ок­ругах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; го­сударственная аккредитация образовательных учреждений, расши­рение границ общественной аккредитации; аттестация педагогиче­ских кадров; формирование системы образования в стране и кон­кретном регионе, определение перечня профессий и специально­стей, по которым ведется профессиональная подготовка; финан­сирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработ­ка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений; прогнозирование сети образовательных учреждений; контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.

Для современного состояния системы управления образова­нием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. пере­дача ряда функций и полномочий от высших органов управле­ния низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкрет-


Глава 22. Сущность и основные принципы управления пед. системами 425

ных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.





Читайте также:

Автоматизация систем управления
Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды
Административного регламента проведения проверок при осуществлении государственного лесного контроля и надзора
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Анализ и классификация технологических переменных, управляющих воздействий, точек измерения, контроля и управления
Анализ и совершенствование системы стратегического управления персоналом (на примере Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству)
Анализ качества управления персоналом
Анализ культуры государственного управления
Анализ основных направлений деятельности Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству
Анализ территориальной организации местного самоуправления в Ярославской области, в её северо-западных муниципальных районах. Основные направления территориальной организации.



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)