Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методические указания студентам по выполнению СРС




 

Изучение социологии осуществляется с использованием как классических форм учебных занятий: лекций, семинаров, контрольных занятий, самостоятельной работы во внеаудиторной обстановке, так и проблемных и интерактивных методов. Самостоятельная работа студентов, предусматривает более глубокое изучение и усвоение материала курса, формирование навыков исследовательской работы путем:

– конспектирования учебников и другой учебной и научной литературы;

– проработки учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовки докладов на семинарах и практических занятиях, участия в тематических дискуссиях;

– поиска и обзора научных публикаций и электронных источников информации, подготовки заключения по обзору;

– выполнения контрольных работ, творческих (проектных) заданий;

– написания рефератов (эссе);

– работы с тестами и вопросами для самопроверки;

– участия в студенческих научных конференциях.

Лекция является ведущей формой учебных занятий. Лекция предназначена для изложения преподавателем систематизированных основ научных знаний по дисциплине, аналитической информации о дискуссионных проблемах, состоянии и перспективах развития социологической науки. На лекции, как правило, поднимаются наиболее сложные, узловые вопросы учебной дисциплины.

Максимальный эффект лекция дает тогда, когда студент заранее готовится к лекционному занятию: знакомится с проблемами лекции по учебнику или по программе дисциплины. Рекомендуется просматривать записи предыдущего учебного занятия, исходя из логического единства тем учебной дисциплины.

В ходе лекции студенту целесообразно:

1. Стремиться не к дословной записи излагаемого преподавателем учебного материала, а к осмыслению услышанного и записи своими словами основных фактов, мыслей лектора; вырабатывать навыки тезисного изложения и написания учебного материала, вести записи «своими словами», вместе с тем не допуская искажения или подмены смысла научных выражений. Определения, на которые обращает внимание преподаватель либо словами, либо интонацией, следует записывать четко, дословно. Как правило, такие определения преподаватель повторяет несколько раз или дает под запись.

2. Оставлять в тетради для конспекта лекций широкие поля, либо вести записи на одной странице. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем можно было бы вносить необходимые дополнения в содержание лекции из различных источников: монографий, учебных пособий, периодики и др.

3. Писать название темы, учебные вопросы лекции на новой странице тетради, чтобы легко можно было найти необходимый учебный материал.

4. Начинать каждую новую мысль, новый фрагмент лекции с красной строки; заголовки и подзаголовки, важнейшие положения, на которые обращает внимание преподаватель, а также определения выделять: буквами большего размера, чернилами другого цвета либо подчеркивать.

5. Нумеровать встречающиеся в лекции перечисления цифрами: 1, 2, 3 … или буквами: а, б, в… . Перечисления лучше записывать столбцом. Такая запись придает конспекту большую наглядность и способствует лучшему запоминанию учебного материала.

6. Выработать удобную и понятную для себя систему сокращений и условных обозначений. Это экономит время, позволяет записывать материал каждой лекции почти дословно, дает возможность сконцентрировать внимание на содержании излагаемого материала, а не на механическом процессе конспектирования.

По окончанию лекции целесообразно дорабатывать ее конспект во время самостоятельной работы в тот же день, в крайнем случае, не позднее чем спустя 2-3 дня после ее прослушивания. Это важно потому, что еще не забыт учебный материал лекции, студент находится под ее впечатлением, как правило, ясно помнит указания преподавателя, хорошо осознает, что ему непонятно из материала лекции.

Самостоятельная подготовка студента к семинару.

Наиболее целесообразная стратегия подготовки заключается в том, чтобы на первом этапе усвоить содержание всех вопросов семинара, обращая внимания на узловые проблемы, выделенные преподавателем в ходе лекции либо консультации к семинару. Для этого необходимо, как минимум, прочитать конспект лекции и учебник либо учебное пособие. Следующий этап подготовки заключается в выборе вопроса для более глубокого изучения с использованием дополнительной литературы. По этому вопросу студент станет главным специалистом на семинаре.

Ценность выступления студента на семинаре возрастёт, если в ходе работы над литературой он сопоставит разные точки зрения на ту или иную проблему.

После изучения и обобщения информации, которую содержат источники и литература, составляется развёрнутый или краткий план выступления. Окончательный вариант плана выступления в идеале желательно иметь не только на бумаге, но и в голове, излагая на занятии подготовленный вопрос в свободной форме, наизусть, что поможет лучшему закреплению учебного материала, станет хорошей тренировкой уверенности в своих силах. При необходимости не возбраняется «подглядывать» в план на листке бумаги, чтобы не ошибиться в цифрах, точнее передать содержание цитат, не забыть какой-то важный сюжет темы выступления.

Завершение работы над докладом предполагает выделение в его тексте главных мыслей, аргументов, фактов с помощью абзацев, подчёркиванием, использованием различных знаков, чтобы смысловые образы доклада приобрели и зрительную наглядность, облегчающую работу с текстом в ходе выступления.

Семинар в переводе с латинского языка означает буквально «рассадник знаний». Этот вид учебных занятий проводится по наиболее сложным вопросам учебной программы с целью углубить, систематизировать и закрепить у студентов знание той или иной темы учебной дисциплины, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и устного изложения учебного материала. В отличие от лекции – на семинаре главную роль играет студент. Семинар – наиболее подходящее место для дискуссий по мировоззренческим вопросам, формирования гражданской и профессиональной позиции, выработки навыков публичного общения в форме диалога .Важная функция семинара – контрольная. Преподаватель определяет степень усвоения учебного материала студентами.

Наибольший успех на семинаре сопутствует студентам, проявляющим активность в процессе этого занятия. Среди ее форм – выступления, дополнения, исправления неточностей, ошибок в выступлениях других студентов, вопросы к выступающим.

В ходе работы на семинаре от студента требуется постоянный самоконтроль. Его первым объектом должно быть время, отведённое преподавателем на выступление. Не следует злоупотреблять временем. Достоинством оратора является стремление к лаконичности, но не в ущерб аргументированности и содержательности выступления.

Слушая выступления на семинаре или реплики в ходе дискуссии, важно научиться уважать мнение собеседника, не перебивать его, давая возможность полностью высказать свою точку зрения.

На семинары часто выносятся доклады, которые открывают обсуждение учебных вопросов. Доклад– это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Он отличается от выступлений большим объемом времени – 20-25 минут (выступления, как правило, ограничены 10-12 минутами). Доклад также посвящен более широкому кругу вопросов, чем выступление. Он задает общий тон и направление дискуссии на семинаре.

Типичная ошибка докладчиков в том, что они излагают содержание проблем доклада языком книг и журналов, который трудно воспринимается на слух. Устная и письменная речь строятся по-разному. Наиболее удобная для слухового восприятия фраза содержит 5-9 смысловых единиц, произносимых на одном вздохе. Это соответствует объему оперативной памяти человека. В первые 5 секунд доклада слова, произнесённые студентом, удерживаются в памяти его аудитории как звучание. Целесообразно поэтому за 5 секунд сформировать завершённую фразу. Это обеспечивает её осмысление слушателями до поступления нового объёма информации.

Другая типичная ошибка докладчиков состоит в том, что им не удаётся выдержать время, отведённое на доклад. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо накануне семинара прочитать доклад, выяснив, сколько времени потребуется на его чтение. Для удобства желательно прямо на страницах доклада провести расчёт времени, отмечая, сколько ориентировочно его уйдёт на чтение 2, 4 страниц и т.д.

Самостоятельная работа с книгой.В наше время книга существует в двух формах: традиционной и электронной. В Интернете существуют целые библиотеки, располагающие десятками тысяч электронных текстов. Сегодня в обществе преобладает мнение, что печатная книга и её компьютерный текст дополняют друг друга. Используя электронный вариант книги значительно быстрее подготовить на его базе реферат, контрольную работу, подогнать текст своей работы под требуемый учебным заданием объём. Печатные книги гораздо легче и удобнее читать.

Работая с книгой, студенты сталкиваются с рядом проблем. Одна из них – какая книга лучше. Целесообразно в первую очередь обратиться к литературе, рекомендованной преподавателем. Целесообразно прочитать аннотацию к книге на ее страницах, в которой указано, кому и для каких целей она может быть полезна.

Другая проблема – как эффективно усвоить материал книги. Качество усвоения учебного материала существенно зависит от манеры прочтения книги. Можно выделить пять основных приёмов работы с литературой:

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой, оценки её значимости. Он предполагает ознакомление с аннотацией, предисловием, оглавлением, заключением книги, поиск по оглавлению наиболее важных мыслей и выводов автора произведения.

Выборочное чтение предполагает избирательное чтение отдельных разделов текста. Этот метод используется, как правило, после предварительного просмотра книги, при её вторичном чтении.

Сканирование представляет быстрый просмотр книги с целью поиска фамилии, факта, оценки и др.

Углублённое чтение предполагает обращение внимания на детали содержания текста, его анализ и оценку. Скорость подобного вида чтения составляет ориентировочно до 7-10 страниц в час. Она может быть и выше, если читатель уже обладает определённым знанием по теме книги или статьи.

Углубленное чтение литературы предполагает:

1. Стремление к пониманию прочитанного. Без понимания смысла информации её очень трудно запомнить.

2. Обдумывание изложенной в книге информации. Тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

3. Мысленное выделение ключевых слов, идей, дробление содержания текста на логические блоки, составление плана прочитанного. Если студент имеет дело с личной книгой, то ключевые слова и мысли можно подчеркнуть карандашом.

4. Составление конспекта изученного материала. Если статья или раздел книги по объёму небольшой, то целесообразно приступить к конспектированию, прочитав их полностью. В других случаях желательно прочитать 7-10 страниц.

Самостоятельная работа студента должна носить систематический характер. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (на зачете и экзамене). Промежуточный контроль знаний преподавателем может осуществляться проведением тестирования, заслушиванием докладов, проверкой письменных работ, собеседований.

 

 

План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Конспектирование в рабочей тетради РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА   В течение семестра Проверка конспектов
2. Конспектирование в рабочей тетради РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА   В течение семестра Проверка конспектов
3. Конспектирование в рабочей тетради РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО   В течение семестра Проверка конспектов
4. Конспектирование в рабочей тетради РАЗДЕЛ 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ИНСТИТУТЫ   В течение семестра Проверка конспектов

8.1. Основная литература

 

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Краткая аннотация
Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – 8-е изд. М.: Академ. проект: Мир, 2012. В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии – науки об обществе. Приводится описание предмета и методов социологии, сведения и социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобильности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культуре, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые определения по каждой теме. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Основные цели учебника – помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях. Содержание и структура учебника дают представление о существующих уровнях социологического знания, которые отражают соответствующие уровни анализа социальных явлений. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.
Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2008. Учебник подготовлен ведущими отечественные социологами и Институте социально-политических исследований РАН. Учебник содержит комплексное изложение основ социологической теории. Во втором издании учтены все новейшие достижения отечественной и зарубежной социологической мысли, результате теоретических и эмпирических исследований. Также нашли отражение актуальные проблемы, явления и тенденции, имевшие место в социальной реальности, перемены, произошедшие в мире за последнее время. Особое место отведено социологическому осмыслению изменяющегося российского общества, состоянию самой социологии как науки в нашей стране, ее роли в трансформации общества и государства. Рекомендовано Министерством образования РФ для студентов высших учебных заведений.

8.2. Дополнительная литература:

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Краткая аннотация  
Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология ХХI века / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2003. – 368 с. В книге, получившей широкую международную известность, крупный американский социолог анализирует социальные процессы, характерные для современного мира. Автор показывает, что сложившаяся историческая система вступила в критическую фазу, когда неизбежны нарастание неопределенности и накопление кардинальных перемен, означающих, по сути, «конец знакомого мира». Вместе с преобразованиями в привычном «мире капитализма» должен измениться и «мир знаний» об обществе. Одна из центральных идей состоит в том, чтобы открыть всемирную дискуссию о будущем человечества, привнести в его постижение большую рациональность и тем самым конструктивно объединить знание, мораль и политику.  
2. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива М.: Аспект Пресс, 1996. – 168 с. Данная книга, написанная известным американским социологом Питером Людвигом Бергером, является одной из самых популярных в мире книг по социологии. В ней живым и доступным языком разъясняются основные понятия социологической теории. Книга обращена к студентам и преподавателям высших учебных заведений, а также ко всем тем, кто интересуется социологическими проблемами общества.  
Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с. Энтони Гидденс – один из крупнейших современных социологов, внесший существенный вклад в исследование проблем современной теоретической социологии. Он занимался разработкой проблем стратификации современного общества, теорией социального действия и социальной структуры, теорией общества. Учебник Э. Гидденса «Социология» представляет собой практически исчерпывающее описание современного социологического знания и наиболее профессионально и теоретически обоснованно структурирует проблемное поле современной социологии, полагая в основу этого представления соответствующую новейшую теорию общества. В этом плане учебник Гидденса выгодно отличается на фоне всех существующих на русском языке учебников по социологии. В учебнике методологически удачно совмещены систематический и исторический подходы: изложению каждой проблемы предпосылается рассмотрение существующих в истории социологии взглядов на нее. Учебник безусловно современен не только с точки зрения теоретической разработки проблем, но и с точки зрения содержащегося в нем фактического материала. Речь идет о теоретическом и эмпирическом соответствии содержания учебника новейшему состоянию общества.  
Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. Книга вице-президента Международной социологической ассоциации, профессора Калифорнийского университета в Беркли, одного из классиков современной социологии представляет курс лекций по общей социологии для студентов высших учебных заведений. Учебник, выдержавший в США несколько изданий, написан максимально доступным языком, сохраняя при этом высокую степень информативности и обстоятельности изложения всех основных тем курса общей социологии.  
Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. – 416 с. Данная книга – это критическое осмысление всего исторического наследия теоретической социологии и сегодняшних дискуссий по фундаментальным концепциям социальной теории. Она содержит идеи, актуальные для понимания и объяснения современных преобразований и проблем российского общества. Предназначена для студентов высших учебных заведений.  
Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польс. С.М. Черновой. М.: Логос, 2005. – 664 с. + 32 с. цв. вкл. Крупнейший ученый-социолог, президент Международной социологической ассоциации в учебнике излагает курс социологии, основанный на новейших теоретических достижениях и прикладный результатах в разработке проблем этой научной дисциплины. Представлены современная трактовка предмета и методов социологии, а также пути практического использования данных социологических исследований. Рассмотрены различные стороны общественной жизни: активность человека, социальные группы и институты, культура, расслоение, социальная изменчивость, современные тенденции развития общества. Приведены очерки о философах и социологах, идеи которых определили становление социологии как науки. В конце каждой главы даны термины и понятия, а в конце книги тесты на проверку усвоения курса. Благодаря использованию опыта преподавания социологии в Краковском (Ягеллонском), Калифорнийском университетах, ряде др. университетов США, Европы, Латинской Америки и Австралии содержание учебника отвечает мировому уровню, что способствовало переводу его на большинство распространенных языков.  
Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму) / Ю. Н. Давыдов, А.Б. Гоффман, А.Д. Ко-валев и др. М.: Наука, 1994. – 380 с. Настоящая книга является продолжением «Очерков по истории теоретической социологии XIX – нач. ХХ в.», выпущенная издательством «Наука». Здесь рассматриваются социологические теории Вебера, Дюркгейма, Хабермаса, Зиммеля, анализируются концепции Франкфуртской и Чикагской школ, а также концепции Хоркхаймера, Маркузе, Адорно, Фромма, Сорокина и др.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. В сборнике впервые осуществлена попытка дать целостное представление о творчестве одного из основоположников русской и американской социологических школ – Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968). В издании включены сочинения по социально-политической, социологической и философской проблематике, написанные в России, а также переводы наиболее известных работ, отражающих почти полувековой период его исследований в США.
Миллс Ч. Р. Социологическое воображение /Пер. с англ. О.А. Оберемко. Под общей редакцией и с предисловием Г.С. Батыгина. М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998.   В ставшей классической книге известного американского социолога Ч. Миллса (1915 – 1962), рассматриваются вопросы методологии исследования социальных процессов, взаимосвязи личности и общества, анализируются факторы распределения власти. Особое внимание Миллс обращает на принципы интеллектуального творчества и качества, необходимые социологу для объективных исследований.
Ядов В.А. Стратеги социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 7-е изд. М.: Добросвет, 2003. В книге одного из патриархов отечественной социологии рассматриваются теоретико-методологические основания программы исследования, количественных и качественных методов сбора и анализа эмпирических данных. Детально излагаются процедуры квантификации социальных характеристик, методы сбора и анализа социологической информации: анализ документов, наблюдения, опросы, глубинные интервью, статистические приемы анализа взаимосвязей, а также требования к организации теоретико-аналитических и прикладных исследований. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «социология», а также для социологов-практиков.
                 



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)