УЧЕТ ИНТЕРЕСОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ АУДИТОРИИ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ
Общеизвестно, что перед разными людьми на одну и ту же тему надо выступать по-разному. С чем это связано? Дело в том, что различные социальные, возрастные, половые группы людей воспринимают информацию, руководствуясь своими групповыми стереотипами восприятия. Стереотипы определяют восприятие и интерпретацию фактов теми или иными группами людей. Стереотипы – это «стандартизованные, упрощенные образы какого-либо явления, существующие в общественном сознании и усваиваемые индивидом в готовом виде» (И. С. Кон, с. 67). Групповые стереотипы необходимо выявлять и учитывать при общении и воздействии на ту или иную группу людей. Примеры групповых стереотипов: старики - «Яйца курицу не учат», «Молодо-зелено»; мужчины – «Все женщины интеллектуально ниже мужчин»; женщины – «Изменил – значит, никогда не любил»; «маленькие люди» – «начальство что хочет, то и делает» и т. д. Стереотипы восприятия приводят иногда к возникновению как бы «групповой» иди «возрастной» логики, своеобразного стиля мышле-
ния; способов делать выводы. Когда ребенок говорит: «Солнышко живое, потому что оно движется», это соответствует его логике мышления; и что интересно – ребенок этой фразой может убедить другого ребенка, но, конечно, никак не взрослого. Или вот пример «женской крестьянской логики» Р. М. Горбачева вспоминает: «Вспоминаю одну женщину, в чьем доме я очутилась поздно вечером со своим опросно-анкетным листом. А в листе у меня было до тридцати вопросов! После беседы, после ответов на мои многочисленные дотошные вопросы, она вздохнула и спросила: – Доченька, что ж ты больно худенькая? Я ей говорю: — Да что Вы, нет, нормальная. Она тем не менее продолжила: — Мужа-то, небось, нету у тебя? Я говорю: – Есть... Опять вздохнула: — Небось, пьет? — Нет. — Бьет? — Что Вы? Нет, конечно. – Что ж ты, доченька, меня обманываешь? Я век прожила и знаю – от добра по дворам не ходют» (Р. М. Горбачева. Я надеюсь... М., 1991, с. 124–125). Подобные стереотипы мышления и создают те специфические особенности аудитории, которые необходимо знать оратору, прежде чем он начнет свое выступление в такой аудитории. Постараемся суммировать имеющиеся в нашем распоряжении данные применительно к наиболее распространенным типам аудитории, с которыми приходится встречаться ораторам. Однородная/разнородная аудитория Однородная аудитория справедливо считается удобной и легкой для любого выступления. Разнородная включает разных по уровню и возрасту, профессиональной подготовке людей – родителей и детей, старшее поколение и молодежь, образованных и малообразованных. Именно поэтому трудно найти подход к такой аудитории: как отмечал академик М. Старикович, очень трудно выступать перед ши-
рокой аудиторией в Политехническом музее в Москве, приходится читать лекцию по принципу булки с изюмом: «кто пришел плотно поесть, тот жует хлеб, ...а другой выковыривает изюминки – интересные детали» (ЛГ, 9.5.1972). Как выступать в разнородной аудитории? Ориентироваться надо на слабых слушателей, то есть выступать как перед детьми. Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов – в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее. В разнородном аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос. Учет размера аудитории Большая аудитория В большой аудитории выступать легче всего (какэто ни парадоксально на первый взгляд). Почему? По целому ряду причин. Большая аудитория охотнее верит оратору, чем маленькая. П. Сопер писал: «В массе человек склонен скорее поддержать предложение, чем переживать тягостное сознание, что он «уходит в кусты». Большая аудитория как бы думает: раз мы вместе, мы не ошибемся. В большой аудитории сильно действует механизм заражения: «Удалось оратору заручиться благосклонным вниманием некоторых из слушателей – начнет оказывать свое распространяющееся влияние психическая заразительность» (П. Сопер). В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение – сам факт сбора большого количества людей создает обстановку приподнятости. Это, в свою очередь, облегчает воздействие на такую аудиторию – она не настроена критически. Реакция большой аудитории всегда интенсивнее и эмоциональнее. Кроме того, действует закон снижения интеллектуального уровня: чем больше аудитория, тем ниже в итоге оказывается ее средний интеллектуальный уровень. Напомним уже приводившееся нами суждение Д. Карнеги: «Человек в составе толпы будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его не тронули бы в составе полудюжины слушателей». Таким образом, с большой аудиторией можно разговаривать «проще».
Какие же требования предъявляются к выступлению перед большой аудиторией, что надо учесть, появляясь перед нею? Говорить следует с возвышения, вас должно быть хорошо видно. Необходима краткость. Большая аудитория – самая нетерпеливая, она не терпит длиннот и быстро устает. Речь должна быть яркой, фразы должны быть броскими. Ориентироваться следует на низкий уровень слушателей. Предпочтительнее индуктивная подача материала. Эмоциональность оратора должна быть выше средней. Необходимо предлагать четко и просто сформулированные решения. Излагать и развивать одну точку зрения, аргументировать одну мысль. Говорить короткими фразами, афористично. Не нужно много и тщательно аргументировать. Не следует призывать аудиторию «Давайте подумаем», следует сразу говорить, что надо думать. Небольшая аудитория Небольшой считается аудитория, не превышающая 20–25 человек. Выступая перед небольшой аудиторией, следует иметь в виду, что она всегда настроена более критично, чем любая большая аудитория, поэтому выступать в такой аудитории сложнее. Выступая в небольшой аудитории, необходимо учитывать следующее: Выступать с трибуны только в случае крайней необходимости. Лучше сойти вниз к слушателям. Лучше всего отказаться от микрофона. Если слушатели рассеяны в зале, подойти к ним поближе. Не следует просить слушателей пересесть в первые ряды. Выступление должно напоминать беседу, следует избрать стиль общения, близкий к разговорному. Аргументировать свои идеи надо тщательно и подробно. Эмоциональность выступления должна быть весьма умеренной. Возможна как индуктивная, так и дедуктивная подача материала. Следует приглашать аудиторию к размышлению. Необходимо выносить на обсуждение конструктивные предложения.
Читайте также: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1696)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |