Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия равновесия на рынке благ





Существует два концептуальных подхода к анализу равновесия на рынке благ – классический и кейнсианский.

Цель анализа состоит в определении такой величины дохода, которая достаточна для достижения равенства между совокупными доходами и расходами на личное и производственное потребление.

Задача анализа – рассмотреть условия и механизмы приспособления к равновесию на рынке благ.

Классический подход предполагает осуществление анализа равновесия в рамках модели AS-AD, которая будет раскрыта в теме «Общее экономическое равновесии». В данной главе отметим, что, классики решающим фактором поддержания равновесия считают предложение, а не спрос, а функцию спроса определяют ., где ί – уровень дохода, а ŕ – ставка ссудного процента. Установление равновесия достигается путем приспособления динамики совокупного спроса и совокупного предложения, определяющих средний уровень цен и ВНП в условиях рынка совершенной конкуренции. Движущей силой к достижению равновесия является ставка процента и норма прибыли.

Принципиальным отличием кейнсианской модели является то, что решающим фактором считают эффективный спрос, величина которого определяется объемом национального производства.

Поскольку равновесие на рынке благ достигается при условии уравновешивания совокупных спроса и предложения, следует ввести в анализ в качестве структурных составляющих спрос государства и заграницы.

Государство как субъект эффективного спроса появляется на экономической арене при покупке продукции частного сектора для производства общественных благ; при осуществлении госинвестиций с целью сглаживания инфляционного разрыва и осуществления стабилизационной политики; при осуществлении операций на рынке ценных бумаг. Оно так же может оказывать косвенное влияние на совокупный спрос путем изменения ставки налогов, осуществления облигационных займов.

Влияние заграницы на величину совокупного спроса состоит в том, что спрос нерезидентов влияет на динамику экспорта в зависимости от соотношения цен и обменного курса национальной валюты. Расчет того, сколько страна может получить при обмене своих благ на заграничные, проводят по формуле:



,

где О - «реальные условия обмена»; Р, Pz - уровни цен внутри страны и заграницей; е – обменный курс национальной валюты.

Если данный показатель растет, говорят об улучшении условий обмена, так как за единицу отечественного блага можно получить больше иностранных. Однако из-за удорожания отечественных товаров спрос заграницы сокращается, и экспорт идет вниз.

Поэтому функцию экспорта, с учетом этих обстоятельств, представляют следующим образом:

 

где Ео – величина экспорта независимая от показателя условий обмена, а g – предельная склонность к экспорту, характеризующая реакцию экспорта на изменение «реальных условий обмена».

Заграница не только покупает, но и продает блага на национальном рынке, что оказывает косвенное влияние на структуру совокупного спроса. Объем спроса домашних хозяйств на импортные товары (функция импорта) определяется по формуле:

,

где Zy - предельная склонность к потреблению импортных товаров, показывающая, на сколько единиц увеличивается спрос на импортные товары при увеличении дохода на единицу; Zo - независимый от дохода спрос на импорт. Обычно Zy < Cy.

Суммарный результат участия остального мира на отечественном рынке благ представляется как функция чистого экспорта товаров и услуг (NE), которую можно представить в следующем виде:

После анализа структурных компонент эффектного спроса рассмотрим процесс формирования равновесия на рынке благ, которое достигается при соответствии предложения благ спросу на них.

Условия равновесия проистекают из основного экономического тождества , базирующегося на балансе притоков и оттоков с рынка благ.

В простой модели равновесие можно записать .

В полной модели:

где S - сбережения, T- налоги, Z – экспорт, E – импорт.

Объяснить это равенство можно следующим образом. Если домохозяйства часть располагаемого дохода решили сберегать, то возникнет отток потребления и неравновесие, выражающееся в приросте товарных запасов. Для восстановления равновесия необходимо либо сокращать предложение, либо обеспечить приток средств. Такой приток обеспечивается ростом инвестиционного спроса, основу которого составляют сбережения, размещенные на рынке капитала. Структура предложения благ при этом так же изменяется и изменяются условия равновесия:

Графически данная ситуация может быть представленная двояким образом. При анализе взаимодействия потребления и сбережений (С+S), левая часть уравнения, равновесное состояния отражается графиком (рис.8):

Рис. 8. График инвестиций

Точка пересечения кривых (Е), характеризующих размеры сбережений и инвестиций, отражает то состояние равновесия, к которому будет стремиться величина национального дохода. Любые отклонения от нее приведут либо к превышению предложения над спросом, либо наоборот, что заставит экономику вернуться к состоянию равновесия.

Другой способ нахождения точки равновесия, определяющей равновесный уровень дохода, исходит из соотношения потребления и инвестиций в структуре дохода (С+I). В отличие от первого «сбережения – инвестиции», представленного графиком (рис8), он опирается на свойства кривых, характеризующих склонность к сбережению и потреблению. График в этом случае имеет вид (рис. 9):

Рис. 9 Динамическое равновесие сбережений и инвестиций

Данный метод показывает, что точка равновесия будет находиться в той области, где величина расходов, которую намерены осуществить потребители и предприниматели будет равна по стоимости величине ЧНП или НД.

Если при построении данного графика в структуре совокупных расходов учесть и расходы госсектора, то кривая совокупных расходов поднимется вверх (рис 10).

Анализ динамики расходов с учетом частных и государственных инвестиций (без учета налогов) еще раз доказывает действие мультипликационного эффекта. Однако если при анализе равновесия учесть действие налогообложения, то динамика налогов может смещать линию совокупного потребления вниз, при их повышении, или вверх, при их понижении. Причем практика подтверждает, что действие налогового мультипликатора всегда оказывается ниже, чем инвестиционного.

Рис. 10. Графическая интерпретация эффекта мультипликации

Итак, из проведенного анализа следует, что в кейнсианской концепции при фиксированном уровне цен объем и структура спроса на рынке благ представляется следующей функцией:





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)