Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Инвестиционный спрос как структурная составляющая эффективного спроса. Индуцированные и автономные инвестиции. Модель мультипликатора-акселератора





Наряду с потребительскими расходами значительное место в структуре эффективного спроса занимает инвестиционный спрос, составляющий по расчетам аналитиков 20% совокупных расходов. Анализ инвестиционного спроса важен потому, что в структуре эффективного спроса он выступает самой неустойчивой величиной.

Инвестиционный спрос - это спрос бизнеса на инвестиционные товары. Результатом его реализации является восстановление изношенного оборудования, его модернизация и реконструкция, затраты на капитальное строительство, на переобучение и повышение квалификации работников.

С учетом этой структуры общий (брутто или валовой) объем инвестиций делится на затраты на реновацию, равные амортизационным отчислениям и на нетто или чистые инвестиции, связанные с расширением производства и его качественным обновлением.

Величину чистых инвестиций определяют как разность между валовыми инвестициями и амортизацией

Аналитическое сопоставления брутто и нетто величин позволяет оценить качество экономического роста, степень деловой активности. Если разница между брутто и нетто инвестициями минимальна или доля амортизации низка – деловая активность высока.

Структурный анализ инвестиционного спроса предполагает деление инвестиций:

1. на реальные (прямые), вложенные в производство и взятые в постоянных ценах;

2. на портфельные (финансовые), вложенные в финансовые активы, дающие право на получение дохода от собственности.

С точки зрения сфер вложения капитала, инвестиции подразделяются:

1 на производственные;

2 инвестиции в товарно-материальные запасы;

3 инвестиции в жилищное строительство.

Роль инвестиций в экономической системе неоднозначна. С одной стороны, колебания инвестиционного спроса сказываются на конъюнктурных составляющих (динамике совокупного спроса, объеме ВНП, занятости), влияют на качественное обновление производства и рост технологического уровня, создавая базу будущего роста экономики, а с другой - нерациональное использование инвестиций ведет к замораживанию производственных ресурсов, к сокращению объемов национального производства.



Процесс изучения инвестиционного спроса предполагает исследование внутренних (субъективных) мотивов и внешних факторов, способствующих стимулированию инвестиционной активности.

Субъективные мотивы предпринимателей, лежащие в основе определения склонности к инвестированию, включают оценку нормы чистой прибыли, степени риска, оценку кредитоспособности при данном уровне процентной ставки и спросе на производимый товар.

К внешним факторам, определяющим динамику инвестиций относят уровень налогообложения; изменения в технологии производства; экономические ожидания; динамику совокупного дохода.

Оценка субъективной мотивации - склонности к инвестированию важна в силу того, что инвестиции, по образному выражению Д. М. Кейнса «подобно камню, брошенному в воду» оказывают мультипликационный эффект, определяя уровень прироста ВНП и величину доходов населения. Увеличение удельного веса инвестиционных расходов позволяет привлечь к производству продукта больше рабочих, это увеличивает совокупные доходы в обществе. Более того, увеличение инвестиций в одно производство влечет за собой многократный прирост инвестиций в смежных отраслях.

Этот процесс можно описать с помощью уравнений.

, или ), где I – валовые инвестиции/

При дифференциации обеих частей уравнений получим:

.

Из уравнения следует следующие выражение для мультипликатора:

,

где k- коэффициент мультипликации.

Данное выражение означает, что при изменении уровня инвестиционной активности величина совокупного дохода изменится в пропорции, обратной норме сбережений населения, что приведет к выравниванию сбережений и инвестиций, определяя условия достижения равновесия в реальном секторе экономики.

Поскольку величина мультипликатора обратно пропорциональна предельной склонности к сбережению, то возникает так называемый парадокс сбережений: если потребители в преддверии спада производства увеличивают долю сберегаемого дохода, то тем самым они приближают спад; стремясь быть богаче, они становятся беднее.

При анализе инвестиционного спроса учитывают, что мотивы предпринимательского поведения при принятии инвестиционных решений могут быть спровоцированы объемом совокупного потребления, а могут объясняться стремлением предпринимателя к максимизации доходов при внедрении новой техники и технологии. Эти мотивации обусловливают деление инвестиций на индуцированные и автономные.

Индуцированные - инвестиции, осуществляемые экономическими агентами под влиянием изменения динамики совокупного спроса.

Автономные – инвестиции, независимые от спроса, осуществляемые на основании предпринимательской интуиции, с целью достижения конкурентных преимуществ на рынках.

Индуцированные инвестиции вызывают акселеративный эффект, который проявляется в том, что прирост дохода, вызываемый действием мультипликатора, увеличивает расходы на потребление. Это стимулирует рост производства в сфере создания потребительских товаров, что, в свою очередь увеличивает спрос последних на инвестиционные товары, побуждая расширять масштабы производства средств производства с учетом его качественного обновления.

То есть, в противовес мультипликатору, акселеративный эффект стимулируется изменением спроса не на инвестиционные, а на потребительские товары. При этом важно помнить, что оба эффекта тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Для практического использования эффекта акселерации в экономике используют расчет коэффициента акселерации, простейшая формула которого такова:

где It- индуцированные инвестиции; a- коэффициент акселерации, показывающий сколько единиц дополнительного капитала требуется для производства дополнительной продукции(a=ΔК/ΔY); (Yt -Yt-1) - прирост НД.

Формула доказывает, что изменения в спросе на инвестиционные товары, выступают функцией от изменения спроса на товары потребления, являясь производной от прироста НД. При равномерном приращении дохода объем индуцированных инвестиций постоянен. Если доход растет с переменной скоростью, то объем индуцированных инвестиций колеблется. При снижении НД они имеют отрицательное значение. То, есть если НД вырос за определенный период, то индуцированные инвестиции тоже выросли из-за расширения масштабов производства.

Однако, нередко предприниматели осуществляют инвестиционные вливания и при неизменном НД (фиксированном спросе на товары и услуги), руководствуясь, по образному выражению Кейнса, «животным чутьем» и стремлением достижения устойчивого лидерства. Это инвестиции в новую технику (процесс - инновации) и в повышение качества продукции (продукт - инновации). Такие инвестиции сами становятся причиной прироста НД. В данном случае речь идет об автономных инвестициях.

Факторы, определяющие величину автономных инвестиций, разными теоретическими школами определяются по-разному.

В кейнсианской модели принятие решения об инвестировании зависит от сопоставления риска инвестирования и экономической выгоды от реализации проекта , которая определяется методом дисконтирования[5].

Любой инвестиционный проект целесообразен, если соблюдается неравенство: , где Dn – доходы будущих периодов; К – стартовые капиталовложения; R – норма ссудного процента (дисконта).

Если в качестве индикатора выступает ставка ссудного процента, то при обратнопропорциональной зависимости процента и инвестиций величина автономных инвестиций будет определена следующим образом:

, где Ii – предельная склонность к инвестированию.

В том случае, если R стабильна (=const) формула принимает вид:

, где IА –максимальный уровень автономных инвестиций или объем инвестиций при значении процентной ставки равной 0: .

Неоклассическая трактовка инвестиционных мотивов исходит из предположения, что предприниматели прибегают к инвестициям с целью оптимизации за определенный период размера используемого капитала, при заданной технологии и экономической конъюнктуре. Функция инвестиционного спроса в этом случае имеет вид:

, где К* - оптимальная величина капитала, Кt - текущая величина капитала., b – мера приближения текущей величины к оптимальной (0<b≤1).

Оптимальной является такая величина капитала, которая при существующей технологии обеспечивает максимальную прибыль.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1051)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)