Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Ростов–на -Дону –2011





Методические рекомендации по чтению лекций по курсу Макроэкономика, «Макроэкономическое равновесие» для всех специальностей РГЭУ «РИНХ». Лекция базируется на учебной программе, составленной на основе образовательного стандарта, а также учебно-календарного плана, которым на лекцию по данной теме отводится 2 ч. (всего на лекции и семинарские занятия и самостоятельное изучение отводится 250 часов в год)

 

Проблема макроэкономического равновесия является центральной темой раздела современной макроэкономической теории и концентрирует в себе совокупность знаний о закономерностях функционирования рыночного хозяйства.

Место теории макроэкономического равновесия в структуре изучения экономической науки определяется, во-первых, методологией исследования процессов функционирования экономической системы, стремящихся к целостности, равновесию и воспроизводству, а во-вторых, необходимостью познания механизмов и факторов достижения устойчивого развития.

Начиная чтение лекции важно отразить связь данной темы с анализом общественного воспроизводства, индивидуального спроса и предложения и факторов их определяющих. Целесообразно обратиться к студентам с вопросом о функциях рынка, и напомнить значение регулирующей функции; выявить их знания о критериях установления частичного равновесия на отраслевых рынках и рынках факторов производства; С целью углубленного изучения темы на семинарском занятии следует посоветовать воскресить в памяти определения категорий «располагаемый доход», «сбережения», «потребление», рассмотренные в теме «Закономерности потребительского поведения»; вспомнить определение цены, и факторов ее определяющих.

Далее важно показать каким образом в рамках данной темы реализуются функции экономического анализа.

 

Реализация познавательной и мировоззренческой функций экономической теории при изучении данной темы состоит, в выявлении параметров, тенденций и закономерностей достижения экономикой равновесного состояния; в овладении такими категориями экономической науки как совокупный спрос и совокупное предложение, инвестиции, сбережения и другие с целью определения их взаимозависимости, и воздействия на экономические процессы.



Методологическая функция реализуется посредством использования знаний о закономерностях достижения экономикой стационарного состояния, для изучения тем курса о макроэкономической нестабильности, углубления анализа общественного воспроизводства определении логики построения макроэкономических моделей, в том числе в рамках таких общественных функциональных наук как статистика, эконометрика, региональная и международная экономика и других.

Эмпирическое значение данной темы заключается в том, что она выступает теоретической базой для формирования экономической политики государства.

Далее следует объяснить студентам, что главной целью освоения содержания темы выступает анализ диалектической взаимосвязи рыночных категорий и раскрытие механизма формирования общего рыночного равновесия.

Для решения цели отразить материал по следующим вопросам:

1.Понятие макроэкономического равновесия и факторы его определяющие.

2. Концепции макроэкономического равновесия. Модель АD-AS.

3. Потребление и сбережения в масштабе национальной экономики.

4. Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора и принцип акселератора. Модель IS-LM.

Изучение темы (первый вопрос) рационально начать с выявления содержания понятия макроэкономического равновеси. Следует акцентировать внимание, что макроэкономическое равновесие представляет собой установление баланса между общественным производством и удовлетворением общественных потребностей, между совокупным спросом и совокупным предложением.

Далее важно обосновать цель достижения равновесия, которая состоит в формировании среднерыночной цены и реализации интересов производителей и покупателей товаров и услуг.

Раскрывая вопрос, преподаватель может напомнить, что равновесие спроса и предложения лежит в основе частичного равновесия. Но в отличие от микроподхода, анализирующего индивидульный спрос и предложение, в макроэкономике анализируют совокупный спрос и совокупное предложение.

Помимо определения экономического содержания совокупного спроса и совокупного предложения, их структуры, важно выявить ценовые и неценовые факторы, влияющие на их динамику. Учет данных факторов позволяет понять причины возможных изменений в структуре спроса и предложения и отклонений от общего равновесия.

Изучение категории совокупного спроса и совокупного предложения предполагает, также выявления особенностей их графической интерпретации.

 

                                   
   
   
           
AS
   
 
 
P  
     
 
 
 
 
         
ВНП
 
 
 

 

 


           
   
 
 
   
 

 


1. Кривая совокупного спроса 2. Кривая совокупного предложения

При анализе графиков следует обратить внимание на параметры определяющие положение кривых совокупного спроса и предложения. В данном случае - это не цена и количество отдельного товара, а макроэкономические величины – валовой национальный продукт и средняя цена, складывающаяся на основании определения среднестатистической стоимости всех товаров и услуг, произведенных в обществе за анализируемы период времени. Более того, следует обратить внимание, что если кривая совокупного спроса сохраняет свой привычный ( в сравнении с индивидуальным спросом) вид, то кривая совокупного предложения видоизменяется. Причиной трансформации кривой предложения является различие в концептуальных (теоретических и методологических) подходах к параметрам, определяющим ее положение относительно системе координат. На ней выделяют кейнсианский (горизонтальный), монетаристский (пологий) и классический (вертикальный) отрезки.

На основе графиков можно наглядно показать. что совокупный спрос, отражает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. А совокупное предложение представляет общее количество товаров и услуг в национальной экономике, которое производители предлагают во всей системе рынков при определенном уровне цен.

Второй вопрос темы предполагает уяснение различных подходов к анализу общего рыночного равновесия на примере построения его простейшей модели AD-AS.

Начиная изложение данного вопроса на лекции, преподаватель может направить студента к повторению к семинарскому занятию информации о моделях общественного воспроизводства, что позволит выяснить единство и различия воспроизводственного механизма и механизма достижения макроэкономического равновесия. Можно напомнить, что объектом исследования теории воспроизводства является определение механизма реализации и распределения валового национального продукта, следствием чего и выступает установление пропорций между производством и потреблением, спросом и предложением. То есть, единство двух процессов (воспроизводственного и уравновешивающего) состоит в том, чтобы достигнуть главной цели общественного производства – потребления всего созданного в обществе продукта и достижение баланса интересов продавцов и покупателей на основании установления равновесной цены. Различия состоят в методологии исследования и различии частных целей. Так, теория воспроизводства (прежде всего, в ее марксистской интерпретации, теорий межотраслевого баланса) предполагает на примере многосекторного анализа определения механизмов реализации и распределения продукта, факторов и стоимости, выявление базиса и источников осуществления дальнейшего воспроизводственного процесса, на основе анализа макроэкономических пропорций. В теориях общего рыночного равновесия, прежде всего в односекторных моделях Вальраса, главный целевой объект – это равновесная цена и факторы ее определяющие.

Далее можно непосредственно перейти к анализу модели АD-AS, и обоснованию подходов к её построению.

Вначале следует пояснить, что модель AD-AS, является наглядным отражением состояния равновесия экономики при балансе совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). На графике 3 это состояние отражает точка Е, соответствующая уровню равновесной цены, позволяющей окупить издержки и обеспечить нормальную прибыль производителей и максимизировать полезность потребителей.

 
 

 

 


 

 

3. Модель общего рыночного равновесия АD-AS.

 

Следующий шаг состоит в приведении доказательств, что равновесие может формироваться в различных условиях, зависящих от типа экономических систем, характера конкуренции, воздействия и принципов экономической политики. В зависимости от критерия положенного в основу анализа равновесия в рамках модели AD-AS и методологических подходов к определению параметров формирующих равновесную цену различают классическую, кейнсианскую и монетаристскую трактовку данной модели.

Классическая модель (наглядно она представлена равновесным состоянием в точке Е2, на графике 3) отражает процесс формирования равновесия в условиях рынка совершенной конкуренции и полной занятости, когда гибкость цен на товары и факторы производства, эластичность ставки процента, свобода перелива капитала при отклонении спроса от предложения ведут лишь к удорожанию товаров и услуг, без изменения объема их предложения.

Монетаристы (их модель представлена пологим отрезком (АS) кривой (AD) и точкой равновесия Е на графике 3) утверждают, что в условиях несовершенной конкуренции, когда экономика приближается к состоянию полной занятости колебания спроса и предложения сопровождаются одновременным изменением цен на товары и услуги. Например, если предложение растет, а денежная масса, регулируемая эмиссионным банком, не меняется, то следствием является снижение цен из-за низкого платежеспособного спроса.

Кейнс Дж.М. анализирует процесс формирования равновесия в условиях неполной занятости, отсутствии гибкости цен, процента и заработной платы, высокой степени монополизации экономики. Поскольку в условиях неполной занятости экономика располагает незадействованными ресурсами, их использование приводит к изменению объема ВНП, без возрастания уровня цен. Графическая интерпретация этой ситуации отражена на графике 3 пересечением кривых AS-AD в точке Е1 (график 3).

Для углубления анализа теории макроэкономического равновесия, ее эволюции следует, при изложении темы, остановиться на различных концептуальных подходах, прежде всего сосредоточив внимание на теории общего равновесия Вальраса Л. , теории игр, рациональных ожиданий, теории общественного благосостояния, и концепции межотраслевого баланса («затраты - выпуск») В. Леонтьева (см. Вехи экономической мысли, под редакцией В.М. Гальперина, Экономическая мысль в ретроспективе Блауга М., Макроэкономика под редакцией Тарасевича Л.С, Добрынина А.И., Макроэкономика под редакцией Кузнецова Н.Г. и др.).

При изложении данных теоретических подходов следует обратить внимание на особенности методологического подхода основоположников учений о равновесии. Так, например, сопоставляя теорию Вальраса Л., теории игр, модель «затраты – выпуск» можно отметить, что если Вальрас сосредоточивает внимание на рыночных факторах достижения равновесия, то более поздние модели учитывают возможность заключения сделок до момента формирования равновесной цены, и факт информированности продавцов и покупателей об относительной цене, в них главный упор делается не столько на определение факторов равновесия, сколько на исследования свойств уже установившегося равновесия. Модель В. Леонтьева вообще можно назвать моделью практической реализации теория равновесия как на национальном, так и на межнациональном.

Завершением изложения материала по второму вопросу может стать общий вывод, состоящий в том, что анализ моделей общего рыночного равновесия имеет большое практическое значение при разработке экономической политики, позволяет выявить экономический потенциал страны, динамические факторы развития и выработать концепции нивелирования значительных конъюнктурных колебаний в экономике.

«Потребление и сбережения в масштабе национальной экономики»третий вопрос,раскрывающий сущность проблемы общего равновесия.

Анализ этих категорий необходим для наглядного отражения структуры совокупного спроса и совокупного предложения. Значение их состоит не только в том, что они определяют уровень благосостояния участников рыночных отношений, но также дают представление о динамике и перспективах развития экономической системы в целом., характеризующих процесс распределения национального дохода и ВНП.

Категория «потребление» является одной из центральных в рамках политэкономического исследования, на что обращалось внимание в теме «Закономерности потребительского поведения», где данная категория рассматривалась с одной стороны, с функциональной точки зрения и определялась как цель производства, определяющая структуру и спрос на факторы производства, его масштабы, а с другой как субъективно-психологический фактор, предопределяющий специфику формирования и распределения располагаемого дохода на основе таких закономерностей потребительского поведения как эффект дохода, замещения, предпочтений текущего или будущего потребления. В теме «Макроэкономическое равновесие» изучение этой категории дополняется выявлением роли потребления в системе формирования макроэкономических пропорций, в распределении национального дохода, определении предпосылок и закономерностей экономического развития.

Под потреблением1 понимают часть национального дохода, направляемую на удовлетворение текущих потребностей или совокупность расходов на товары и услуги с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Выявление закономерностей расходов на потребление приводили экономистов классической, неоклассической, маржиналистской и кейнсианской школ к различным выводам. При этом, ни одна из них не исключает выявление факторов, побуждающих тратить доход не только в текущем периоде, но и накапливать его для потребления будущих благ. В последнем случае речь идет о сбережениях.

Сбереженияпредставляют собой отложенный спрос на товары и услуги.

Изучение категории «сбережения» необходимо с точки зрения выявления «преград» установления равновесия между доходами и расходами общества (производства и потребления). С этой целью важно уяснить субъективные и объективные факторы, определяющие отложенный спрос. К субъективным факторам (мотивированному сбережению) относят: предпочтения ликвидности, консерватизма потребления, принятия рациональных решений о формировании целевых фондов будущих потребительских или инвестиционных расходов (в последнем случае сбережения принимают форму накоплений).

К объективным факторам: динамику ставки ссудного процента, величину располагаемого дохода, а также товарный дефицит и подавленную инфляцию, предопределяющих немотивированные сбережения.

Изучение категорий потребления и сбережения приводят к выводу о делении дохода на две части:

Y = С + S,

где С – потребление;

S – сбережение.

Данное деление важно не только само по себе, как основа определения абсолютной величины потребительских расходов и объема сбережений, но и для анализа оптимального соотношений между ними, который осуществляют на основании показателей склонности к потреблению и сбережению.

При анализе этих показателей важно чтобы преподаватель не только определил их экономический смысл, но и отразил практическое значение. Так выявив, как формально определяется склонность к потреблению (АРС), склонность к сбережению (АРS), обосновав, что они характеризуют доли расходов на удовлетворение текущих и будущих потребностей, следует определить, что практическое значение этих показателей состоит в том, что они фокусируют в себе информацию об уровне благосостояния нации, дают возможность формировать политику предложения денег в будущем периоде, предопределять возможные изменения в совокупном спросе, позволяют определять перспективы прироста ВНП и национального дохода, уровня инвестиций, величину бюджетных поступлений и структуру их распределения.

При анализе показателей соотношения и динамики потребления и сбережений важно остановиться на рассмотрении предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (МPS):

МРС = DС/DY;

МPS =DS/DY,

где DС – прирост потребления; DY – прирост дохода.

Данные показатели отражают изменения, происходящие с объемом потребления и сбережения при приросте дохода и позволяют выявить долгосрочные перспективы развития экономики.

После теоретического анализа следует рассмотреть графическую интерпретацию функций потребления и сбережения на уровне общества.

 

4. Функция потребления

 

 
 

 

 


 

 

5. Функция сбережения

       
   
Б
 
 
Сбережения


.

 
 

 

 


При анализе графика 4 - функции потребления следует обратить внимание на особенности расходов на потребление, которые могут соответствовать доходам (линия биссектрисы), в этом случае достигается равновесие в экономике, или отклоняться от него, если часть дохода сберегается или потребитель живет в долг.

Анализ графиков так же позволяет наглядно представить и предельную склонность к потреблению. Она выражается углом наклона кривой потребления. Крутой наклон означает высокую MPC, и наоборот, то есть: чем больше склонность к потреблению, тем ближе кривая потребления находится к биссектрисе.

В качестве теоретического обобщения анализа категорий потребление и сбережения можно сделать ряд выводов о роли потребления и сбережений в экономике современной России, оговорить проблемы определения рационального соотношения в распределении национального дохода с учетом приоритетных целей государственной политики (эти проблемы можно отразить в докладах и рефератах на семинарском занятии).

Потребление и сбережения определяют структуру располагаемого дохода, определяющего совокупный спрос. Но характер потребления в экономике может быть различен в зависимости от направлений вложения денежных средств, что обусловливает деление потребления на личное и производительное. Последнее в свою очередь, определяет производную составляющую совокупного спроса – эффективный спрос[24], складывающейся из расходов на личное и производительное потребление.

Анализу эффективного спроса, как фактору формирования общего рыночного равновесия, целесообразно уделить внимание в четвертом вопросе «Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора и принцип акселератора. Модель IS-LM.».

В данном вопросе изучение структурных компонентов эффективного спроса является методологической предпосылкой построения еще одной модели общего рыночного равновесия IS-LM, характеризующей тенденции взаимодействия рынков товаров и услуг и денежного рынка.

Изложение вопроса целесообразно начинать с определения сущности и роли инвестиций, как элемента производительного потребления и фактора, определяющего объем национального предложения, занятости факторов производства и развития экономической системы. Это обусловлено тем, что инвестиции в отличие от личного потребления являются наиболее неопределенной величиной в структуре эффективного спроса.

Существует множество определений инвестиций, которые можно представить на семинарском занятии, при этом важно обратить внимание, что чаще всего, подинвестициямипонимаютвложения денежных средств (целевых денежных фондов) в факторы производства.

После выявления экономической сущности инвестиций, логически верным представляется определение целей инвестирования, позволяющих выявить функциональное назначение и направления инвестиций в экономике, стратегию и тактику развития, определить структуру инвестиций (валовые, чистые инвестиции, инвестиции на восстановление (реновацию)). Приоритетными целями инвестирования могут выступать:

1. Обновление (реновация) основного капитала, обеспечивающее простое воспроизводство.

2. Строительство новых предприятий или подразделений.

3. Расширение производства.

4. Вложения в человеческий капитал, в целях повышения профессионального уровня работников.

Далее, с целью выявлении роли инвестиционных вложений в формирование макроэкономического равновесия, следует сделать акцент на неоднозначное влияние величины инвестиций на воспроизводственные процессы, изменение отраслевой структуры, экономический рост и, в конечном итоге, на уровень совокупных доходов и благосостояния членов общества.

С этой же целью, при определении роли инвестиции не маловажно обратить внимание на проблему диалектического взаимовлияния инвестиций и экономической конъюнктуры, которая позволит уяснить экономическое содержания категорий индуцированных и автономных инвестиций. При анализе этих категорий важно показать, что их различия проистекают из факторов определяющих импульс прироста инвестиций. В случае с индуцированными инвестициями импульс к инвестированию определяется устойчивым увеличением совокупного спроса (национального дохода). В отношении автономных инвестиций генерирующее воздействие оказывает, по образному выражению Дж.М. Кейнса «животное чутье предпринимателя», интуитивно ощущающего необходимость модернизации производства, повышения качества продукции еще до изменения динамики совокупного спроса (национального дохода).

Следующим аспект, который необходимо отразить в материалах лекции при исследовании инвестиций, является определение их источников. Рассматривая в качестве главного источника инвестиций - сбережения, различные школы по-разному подходят к выявлению причин побуждающих владельцев сбережений трансформировать их в инвестиции (производственные или финансовые активы). При этом, если классическая теория всегда ставила знак равенства между величиной сбережений и инвестиций, то Дж. М. Кейнс доказал, что из-за частого несовпадения в одном лице инвестора и того, кто сберегает, решение о сбережениях принимается параллельно решению о потребительских расходах и независимо от желаний об инвестировании, что приводит к разрыву во времени формирования равенства между сбережениями и инвестициями, затрудняя установление эквилибриума.

Для того, чтобы разобраться в механизме приспособления экономики к данной ситуации необходимо остановиться на проявлении действия эффекта инвестиционного мультипликатора[25]. Эффект мультипликатора можно рассмотреть на простейшем арифметическом примере или с использованием сложных алгебраических формул с дифференциальными исчисленьями, но главное состоит в усвоении экономического смысла данного механизма приведения рынка товаров и услуг в состояние равновесия, когда инвестиции равны сбережениям. Мультипликационный эффект проявляется в том, что размер первоначальных инвестиционных вливаний в отдельную отрасль многократно увеличивает уровень совокупных доходов, из-за увеличения числа занятых во всех сферах производства. Эффект мультипликатора основан на том, что при изменении уровня инвестиционной активности величина совокупного дохода изменится обратно пропорционально норме сбережений населения. Это изменение и приведет к выравниванию сбережений и инвестиций.

Равновесие, достигаемое на рынке благ под воздействием эффекта мультипликатора, является важным, но не достаточным условием достижения общего рыночного (макроэкономического) равновесия. Поэтому следующим шагом в изучении данной темы является выявление других условий достижения равновесного состояния. С этой целью следует обратиться к еще одной простой модели IS-LM, предложенной Д. Хиксом. Ее особенность состоит в том, что анализ совокупного спроса производится в двух секторах – реальном и денежном. В реальном секторе условием равновесия является равенство сбережений и инвестиций (IS), а в денежном – равенство между предпочтением ликвидности и денежной массой (LM).

Обобщенная графическая интерпретация этой модели может быть представлена следующим образом:

 

 


 

6. Условия равновесия в экономике.

Равновесие достигается в точке пересечения кривых IS и LM, когда объем национального производства достигает уровня Yo. При этом, как свидетельствует сдвиг кривых, данный уровень равновесия не всегда совпадает с состоянием общей занятости в экономике, соответствующий уровню национального производства Y1. При анализе графика, важно обратить внимание на особенности построения кривых IS и LM, и на то какие параметры они определяют. Так, графически воссоздавая кривую IS (см. уч. Макроэкономика. под. ред. Кузнецова Н.Г., 2005г), создается возможность определить значение инвестиционной функцииI (r), показывающей закономерности взаимодействия между ставкой процента и объемом инвестиций. А тенденции построения кривой LM (см. уч. Макроэкономика. под. ред. Кузнецова Н.Г., 2005г.), позволяют уже более четко указать величину конкретной процентной ставки и размера дохода, при котором устанавливается равновесие во всей системе рынков.

Для выявления количественных закономерностей определяемых моделью IS-LM, целесообразно рассмотреть и её математическую интерпретацию. Математически уровень равновесия достигается совместным решением уравненийMd = k (Y) + I (r) = Msи S(Y) = I (r), где Мd- спрос на деньги, определенный эффективным спросом с учетом трансакционного k(Y) и инвестиционного I(r) мотива, Ms – предложение денег банковской системой, S(y) – склонность к сбережению.

Проанализировав факторы, определяющие равновесие следует обратить внимание на вышеотмеченную особенность его формирования, заключающуюся в том, что существует возможность отклонений от равновесия в точке Yo и его формирования при уровне национального производства в точке Y1. Такая ситуация может возникнуть в результате прироста госинвестиций или эмиссии денег, стимулирующих совокупный спрос. В данном случае в дополнение к мультипликационному эффекту вступает эффект акселерации. Понятьсодержание этого эффекта поможет , расчет коэффициента акселерации It = a (Yt – Yt-1), где It – прирост инвестиций; a – коэффициент акселерации; (Yt – Yt-1) – прирост дохода или простой пример: если у населения в результате действия эффекта мультипликации растет совокупный доход, то оно увеличивает расходы на потребление, стимулируя тем самым рост производства потребительских товаров и обусловливая рост инвестиционного спроса производителей этих товаров, что побуждает расширять масштабы производства средств производства, с учетом их качественного обновления. То есть, отличие акселеративного эффекта состоит в том, что в противоположность мультипликационному, он предопределяется изменением спроса не на инвестиционные, а на потребительские товары.

Рассмотрев эффект акселерации следует акцентировать внимание студентов на его неразрывную связь с эффектом мультипликации, так как именно их взаимодействие используется во многих странах, включая Россию, при разработке программ экономической стабилизации, структурных преобразований экономики, финансовой стратегии, инвестиционно-инновационной и социальной политики. Интегральное воздействие этих эффектов используется при построении моделей экономического роста.

Подводя итог, следует заметить, что рассмотренные модели имеют своей главной целью реализацию принципов оптимизации интересов потребителей и производителей материальных благ и услуг и могут широко использоваться при построении экономической политике фирм и государства.

По результатам изучения темы можно подготовить рефераты и доклады, по предлагаемым преподавателями темам, например:

Темы докладов и рефератов:

1. Проблемы достижения макроэкономического равновесия в России.

2. Генесиз концепций рыночного равновесия и их значение в экономической практике.

3. Роль показателей склонности к потреблению, сбережению и инвестициям в формировании экономической политики фирм и государства.

4. Тенденции и факторы формирования инвестиционного спроса в России. Инвестиционная политика государства.

Рекомендуемая для освоения материала литература,

Основная литература:

1.Бугаян И.Р. Макроэкономика. – Р. н/Д., 2002.

2.Булатов А. Экономика. – М., 2005.

3.Гальперин В.М. Макроэкономика. – С-Пб., 1997.

4.Добрынин А.И. Макроэкономика. – С-Пб., 2000.

5.Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М., 2002.

6.Лубнев Ю.П. Макроэкономика: история и современность. Р. н/Д., 2001

7.Макроэкономика (политическая экономия) /Под. ред. Шагиняна Г.А.- Р. н/Д., 2002.

8. Макроэкономика. под. ред. Кузнецова Н.Г., Изд. «Март», 2005.

 

 

 





Читайте также:



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)