Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Методология политической науки





Процесс познания в науке можно представить в виде последовательно сменяющихся фаз познавательного цикла: теоретическая гипотеза – операционализация – эмпирическое подтверждение – теоретическое обобщение – новая теоретическая гипотеза.

Основой познания политической реальности является совокупность опыта, трансформированного применительно к действительности через призму того или иного методологического подхода [17], выбранного исследова­телем в зависимости от поставленной задачи. Методология по­знания политической реальности опирается, с одной стороны, на совокуп­ность теоретических моделей, формируемых в рамках общей политологии, а с другой – на эффективность методологических принципов и процедур исследования, применяемых в рамках прикладной политологии.

По мнению К. С. Гаджиева, методология познания политики включает в себя систему аналитических методов и приемов, проверки и оценки, концептуального и идейного арсе­нала, в совокупности составляющих общий подход к решению стоящих пе­ред данной наукой проблем[18], правила и критерии интерпретации фактов, ис­следовательские планы, приемы сбора данных и т.п.

Социологический подход к анализу политической реальности пред­полагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обу­словленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Политика анализируется как сфера целенаправленных взаимо­действий социальных групп, преследующих свои интересы. Данные инте­ресы обусловлены социальными факторами.

Нормативно-ценностный подход предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоин­ства и т. д. Он ориентирует исследователя на идею должного и желаемого, на этические ценности и нормы и в соответствии с ними анализировать по­литические институты и поведение.



Бихевиоризм вообще – это направление в психологии, возникшее в начале XX века и выдвинувшее в качестве предмета исследования различные формы поведения, которые понимались как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Под поведением в бихевиоризме понимаются любые поступки и слова, как приобретенные в процессе жизни, так и врожденные. Д. Б. Уотсон в книге «Психология как наука о поведении» утверждал: «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать ситуации) бихевиорист мог сказать, какая будет реакция, или - если дана реакция - какой ситуацией данная реакция вызвана»[19]. Под стимулом понимается не только отдельный раздражитель, но стимулом может быть и ситуация в целом.

Бихевиористская методология предполагает следующее:

o «Путем систематических наблюдений и экспериментов дать формулировку обобщений законов и принципов, которые лежат в основе поведения человека»[20]. Изучение должно носить экспериментальный характер, должно быть систематическим и длительным

o На основе накопленного эмпирического материала необходимо установить моменты регулярности, составить представление о закономерностях и механизмах в поведении людей, которые позволили бы объяснить и прогнозировать те или иные социально-политические процессы.

o Исследователь должен стремиться к исключению прямого или косвенного влияния собственных предубеждений на процедуру и результат анализа.

Конституирующими началами этого метода в политической науке выступают следующие положения:

· политика имеет личностное измерение. Коллективные, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом политического исследования;

· доминирующими мотивами политического поведения являются психологические мотивы, которые, конечно, могут быть социально обусловлены, но могут иметь и специфическую индивидуальную природу;

· в политологии могут использоваться достижения других наук, в том числе естественных, поскольку модели (образцы) поведения людей часто сходны в различных ситуациях и различных видах деятельности;

· политические явления измеряются количественно, что открывает перед политологией широкие возможности в использование математических и других методов, статистических данных, результатов анкетирования и других опросов, компьютерной техники.

И системный подход, и структурный функционализм являются про­изводными от общей теории систем. Системный подход ориентирует исследователя на целостное воспри­ятие сложных объектов, выявление многообразия связей и отношений внутри объекта и в его взаимоотношениях внутри объекта и в его взаимоот­ношениях с окружением, на изучение механизма его функционирования и развития.

В системном представлении общество является сложной, высокоор­ганизованной и саморегулируемой системой, способной функционировать и развиваться благодаря приспособительному взаимодействию со своим ок­ружением (средой) на основе обратной связи между элементами. Система по своей сути функциональна. Она стремится к определенной цели, своему будущему состоянию. Для социальной системы этот признак является до­минирующим. Система исследуется как целостное образование в составе другой, более сложной системы, которая по отношению к ней представляет собой среду, т. е. выступает как ее элемент. Среда (окружение системы) составляет множество объектов, которые находятся вне ее границ, но изменение в лю­бой из них необходимо предполагает определенное изменение состояния системы. Среда оказывает формирующее влияние на протекающие в обще­стве процессы.

В категориях системного подхода политический процесс может быть представлен как процесс саморегуляции общества через меха­низмы гомеостазиса посредством адаптации ее элементов и структуры к внутренним изменениям внешней среды. Поскольку система целенаправ­ленна, ее взаимодействие с окружением включает приспособление для са­мосохранения и воздействия на среду для достижения цели. Система имеет внутреннюю структуру (упорядоченное множество отношений и связей между элементами) и внешнюю структуру (множество связей, отношений системы со средой). Выявление структуры позволяет раскрыть механизм жизнедеятельности системы, который проявляется через ее поведение. Сис­тема постоянно испытывает внешние «возмущения» (воздействия), которые способствуют жизнедеятельности (в данном случае говорят о входе в сис­тему). В свою очередь она воздействует на среду, чтобы изменить ее в бла­гоприятном для себя направлении (в данном случае говорят о выходе сис­темы). Поведение отражает связь между изменениями системы, которые возникают как результат взаимодействия ее внутренних элементов между собой и (или) с объектами окружения, и вызывающими эти изменения при­чинными воздействиями.

Жизнедеятельность системы включает функционирование и разви­тие. Функционирование направлено на сохранение системой целостности и устойчивости под воздействием возмущающих факторов, поддержание равновесия во взаимоотношениях со средой. Функционирование представ­ляет собой движение системы в рамках определенного системного качества без изменения ее основной структуры (организации). Пока изменения эле­ментов не сказывается на структуре, система сохраняет устойчивость. Но устойчивость системы относительна, т.е. конечно во времени и по отноше­нию к определенному параметру (группе параметров). Когда нарастающее несоответствие структуры изменившимся элементам делает ее несовмести­мой с ними, происходит ее ломка и установление новой структуры, т. е. система переходит на новую ступень развития.

Развитие общественной системы предполагает ее качественное не­обратимое преобразование в результате саморегуляции, повышение уровня ее организации и упорядоченности.

Системный подходкполитике позволяет представить её как целостный, сложный, са­морегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодейст­вии с окружающей средой, прежде всего, с другими социальными сферами общества. Он позволяет исследовать каналы взаимодействия политической системы и окружающей среды, механизмы адаптации политической сис­темы, механизмы ее функционирования и развития. Важным нововведе­нием теории систем является понятие политической культуры, которая рас­сматривается в качестве порождения политической системы и одновре­менно обуславливает политическое действие, выходящее нередко за пре­делы этой системы в политологическом смысле.

Структурно-функциональный подход рассматривает политику как некоторую целостность, систему, обладающую сложной структурой, каж­дый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специ­фические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствую­щих потребностей системы и ее ожиданий. Важно определить какие струк­туры выполняют те или иные функции. Структурно-функциональный ана­лиз рассматривает механизм жизнедеятельности системы в некотором вре­менном «срезе».

Теперь рассмотрим некоторые методы, применяемые в политологических исследованиях.

Историко-описательный метод — требует изучения политических явлений в последовательном временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего. Данный метод направлен на анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего.

Case study – один из распространенных методов политического анализа. Суть его – в изучении отдельного случая, уникального и индивидуализированного, в отличие от типологизации.

Метод этнографических исследований применяется в сравнительной политологии. Он позволяет объяснить причины поведения и мировоззрения какой-либо группы населения в зависимости от социальных, культурных или иных подобных условий.

Метод обзорных исследований (survey research). Используя количественные и статистические методы, исследователь собирает информацию о населении или интересуемой группе. После чего он описывает характерные черты или тенденции, свойственные рассматриваемым объектам.

Моделирование. Моделирование политической ситуации или политического поведения опирается на два начала: индивидуализированное проблемное исследование (сase study) и обзорное (survey research). Таким, образом существует два вида моделирования:

· «описательный», основанный на прошлом опыте;

· «предсказательный», который предлагает возможные сценарии политического поведения акторов в моделируемой ситуации.

Общелогические методы— анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и т. п.;

Методы эмпирических исследований — использование статистики; анализ документов, анкетный опрос; наблюдение, осуществляемое исследователем; теория игр и т. п.

Таким образом, можно выделить три группы методов, используемые в политологии: теоретические, эмпирические и общелогические. Теоретические методы являются ведущими в процессе познания политической реальности. Они задают общую направленность политическим исследованиям, влияют на отбор фактов, на методики эмпирических исследований, лежат в основе логических обобщений.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какой смысл вкладывается в понятие «политика»? С чем связана многозначность термина «политика»?

2. Каковы причины возникновения политики?

3. Согласны ли Вы с утверждением Платона, что «политика – это искусство жить вместе»? Аргументируйте свой ответ.

4. Из каких взаимосвязанных аспектов состоит политика?

5. Что такое политология? Дайте развернутый ответ.

6. Как соотносятся экономика и политика, политика и мораль, политика и право как механизмы регуляции общественной жизни?

7. Выделите важнейшие функции политологии.

8. Зачем нужна политология специалисту Вашей специальности? Имеет ли она воспитательное значение?

9. Какие социологические методы используются в политическом анализе?

10. В чем заключается суть системного подхода к политике?

11. Как Вы понимаете междисциплинарный подход к изучению явлений поли­тики?

12. Что такое методология политической науки?

Литература

1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. - М., 1997

2. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодняМировой обзор. - М., 2002.

3. Бенетон Ф. Введение в политическую науку. - М., 2002.

4. Боришполец К.П. Методы политических исследований. – М., 2005.

5. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М, 1990.

6. Гаджиев К.С. Политология. - М., 2005.

7. Дегтярев А.А. Основы политической науки. - М.,1998.

8. Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. - М., 2001.

9. Косов Г.В. Социология. Политология.- М.-Ставрополь, 2003.

10. Косов Г.В. Политическая жизнь: сущность, основные элементы, агенты // Социально-экономическая реальность и политическая власть: Сборник статей. – М.-Ставрополь: Изд-во ИСПИ РАН, 2004. - С. 101 – 107.

11. Кола Д. Политическая социология. – М., 2001

12. Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. Комментированное введение. – М., 2004.

13. Пляйс Я. А. Отечественная политология на рубеже XX и XXI вв. // По­лис. - 2002. - № 2. - С. 175-180.

14. Пляйс Я.А. Политология и актуальные проблемы политической жизни современной Рос­сии. - М., 2002.

15. Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2005.

16. Политология: Учебник / Под ред. А.Ю. Мельвиля. – М., 2004.

17. Панарин А.С. Политология. Западная и Восточная традиции. - М., 2000.

18. Политическая наука на рубеже веков: Пробл.-темат. сб. / РАН ИНИОН. - М., 2000.

19. Политическая наука: новые направления. - М., 1999.

20. Полунина Г.В. Политика или политическая сфера общества? Что является предметом политологии? // Вестник финансовой академии. – 1998, № 1(5).

21. Пугачев В.П. Политология. – М., 2003.

22. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. - М., 2002.

23. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2001.

24. Современная политическая теория (автор-составитель Д. Хелд). - М., 2001.

25. Теория и методы в социологических науках. – М., 2004.

26. Хейвуд Э. Политология.- М., 2005.

27. Эндрейн Чарлз Ф. Сравнительный анализ политических систем. - М., 2000.

28. Элементы теории политики. - Р-н-Д., 1991.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1072)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)