Политическое участие: концепции и разновидностиПолитическое поведение – достаточно широкая по своему содержанию категория, включающая различные формы и виды действий человека в политике. Известно, что любое социальное действие при определенных условиях может приобретать политический характер, однако, далеко не всегда оно будет иметь своей целью непосредственное воздействие на власть. В этом отношении следует различать политическое поведение и политическое участие (партиципаторную деятельность), под которым понимаются осознанные, преимущественно добровольные действия граждан, имеющие целью оказание влияния на власть любого уровня. Очевидно, что политическое участие – очень сложное и многомерное явление, которое зависит от различного рода факторов – политико-культурных, социально-экономических, психологических и др. Американский политолог М. Вайнер выделяет три главные черты политического участия: - во-первых, оно определяется, как конкретное действие, имеющее вербальное выражение, а не личные переживания и внутренние предпочтения; - во-вторых, политическое участие представляет собой добровольные действия граждан (таким образом, исключаются такие действия, как служба в армии и уплата налогов); - в-третьих, политическое участие предполагает наличие определенноговыбора, (таким образом, исключается голосование на заведомо безальтернативных выборах). Вместе с тем, некоторые ученые, в частности С. Хантингтон, не согласны с отнесением к политическому участию исключительно добровольных и сознательных действий. Исходя из этого, С. Хантингтон выделяет две его разновидности: - автономное участие, которое представляет собой сознательную активность отдельных граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков; - мобилизованное участие - вынужденно совершаемые действия, обусловленные неполитическими стимулами (страхом, чувством долга, подкупом и т.п.). Если первый вариант политического участия распространен в современных западных полиархиях, то второй характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Таким образом, тип политического участия в значительной степени определяется характером существующего в данной стране политического режима. Психологические характеристики политического участия не менее важны, чем его объективные показатели – массовость, легальность, степень активности, постоянство и т.п. В качестве субъективных аспектов партиципаторной деятельности будут выступать ее мотивация, чувство вовлеченности в политику и восприятие своего участия самим индивидом. Учитывая фактор психологической вовлеченности человека в политические процессы, американские политологи С. Верба и Н. Най, создали признанную классической классификацию политического участия: - основанное на обычае или принуждении, а потому нерациональное инесвободное (в определенной степени к нему относится политическая мобилизация); - основанное на осознаваемой потребности следовать установленным нормам – соответственно, рациональное, но несвободное; - основанное на свободном, осознанном выборе человека. Именно последний вариант политического участия представляется наиболее желательным и способствующим развитию личностного начала в политике. Признание человека ведущим субъектом политики неизбежно выдвигает требование освоения потенциала политического участия, в том числе эффективного использования политических и гражданских прав и свобод. Данная проблема актуальна как для демократий, так и для недемократических режимов, поскольку объем требований к власти постоянно расширяется, что продиктовано динамикой современного общества. Главная цель политического участия граждан – оказание влияние на власть любого уровня, в различных формах и с различной степенью активности. Оно может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы. Л. Милбрайт выделяет четыре основанных вида законного («конвенционального») политического участия: 1) голосование; 2) участие в работе партий и других политических организаций, а также в проводимых ими кампаниях; 3) участие в политической жизни общины (собрание, денежные взносы); 4) контакты с официальными лицами на различных уровнях. Кроме того, он выделяет варианты и незаконного («неконвенционального») политического участия: 1) различные формы протеста (участие в несанкционированных властями митингах и шествиях); 2) протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, самосожжения); 3) отказ повиноваться несправедливым законам. В политической науке существует два основных подхода к вопросу масштабов политического участия. Первый выступает за его всемерное расширение и внедрение демократических принципов практически во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни (концепция партиципаторной демократии). С точки зрения данного подхода, это является надежным механизмом легитимации политической власти, создает возможность контроля действия властей и минимизации насилия в политической жизни. Сторонники демократического элитизма видят в чрезмерном расширении политического участия угрозу самим демократическим институтам и государству в целом. С их точки зрения, инструменты принятия решений следует сохранить в руках политических элит, наиболее информированных и подготовленных к управлению. Повышение качества жизни, уровня образования, увеличение количества свободного времени создают предпосылки для расширения политического участия. Между тем, отсутствие необходимых институтов в рамках данной политической системы, не дает гражданам возможность реализовать свой потенциал партиципаторной деятельности. Подобная ситуация характеризуется как кризис политического участия и требует обязательного разрешения. Наиболее оптимальным выходом из него является расширение институциональной базы представительства интересов - совершенствование партийной структуры и электоральных процессов, оформление деятельности различных групп давления. Однако правящие элиты могут попытаться ввести новые требования в рамки традиционных институтов или же ограничить их, заменив формами мобилизованного или принудительного участия. Кризисы политического участия практически неизбежны даже в современных демократических системах, что обусловлено динамикой развития современного общества, масштабом и скоростью экономических и социальных перемен. Их неразрешенность создает почву для делегитимизации власти, поэтому преодоление подобного рода кризисов актуально как для рядового гражданина, так и для элит. Многообразие форм политической деятельности – от политического отчуждения до политического участия, характеризует главную особенность политики – ее непосредственную связь с человеком. Анализ личностного контекста политики, таким образом, дает возможность более глубоко осмыслить ее сущность. Вопросы для самоконтроля 1. Какими факторами, на Ваш взгляд, вызвано внимание современной политической науки к «рядовому» человеку в политике? 2. Какие условия должны быть соблюдены для эффективного участия человека в политических процессах? 3. Могут ли устанавливаться ограничения на политическую деятельность? От кого они могут исходить и на каких основаниях? 4. В каких статьях Конституции Российской Федерации отражены положения о политических правах и свободах человека? 5. Что такое политическая жизнь общества, и какие внешние факторы на нее влияют? 6. Какие разновидности политической деятельности Вам известны? 7. Охарактеризуйте состояние политического отчуждения индивида и объясните его отличие от политической пассивности. 8. Дайте определение политического поведения и обозначьте его специфику. 9. Чем отличается политическое участие от других разновидностей политической деятельности? 10. Охарактеризуйте известные Вам типологии политического участия. 11. Какие причины могут вызвать кризисы политического участия, и каковы пути их преодоления? Литература 1. Артемов Г.П. Политическая социология. - М., 2002. 2. Власть и народ в России: обновление повседневных практик и варианты универсализации институционального порядка / Под ред.Г.Ю. Семыгина. – М., 2003. 3. Гражданская защита: Понятийно-терминологический словарь / Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. - М.: Флайт, Информац.- издат. центр «Геополитика», 2001. 4. Демидов А.И. Категория «политическая жизнь» как инструмент человеческого измерения политики // Полис. - 2002. - № 3. 5. Динамика политического сознания и поведения. Политическая наука. – М., 2002. 6. Жиро Т. Политология. – Харьков, 2006. 7. Кола Д. Политическая социология. – М., 2001. 8. Косов Г.В. Политическая жизнь: сущность, основные элементы, агенты // Социально-экономическая реальность и политическая власть: Сборник статей. – М.-Ставрополь: Изд-во ИСПИ РАН, 2004. - С. 101 – 107. 9. Косов Г.В. Формирование экочеловека в контексте геокультурной парадигмы // Методологические и теоретические проблемы детской и педагогической антропологии: Монография. – Ставрополь: Сервисшкола, 2004. – 512 с. 10. Косов Г.В. Экологизация современной политической жизни: методологический анализ // Социально-экономическая реальность и политическая власть: Сборник научных трудов. Вып. 1. – М.: «Век книги» - 3, 2005 - С. 178 – 186. 11. Политическая социология / Под ред. В.Н. Иванова, Г.Ю. Семыгина. – М., 2000. 12. Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост., авт., вступ. статья В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. - М., 2000. 13. Политическая социология: Учебник для вузов. / Под ред. Ж. Т. Тощенко. - М., 2002. 14. Пушкарева Г.В. Политология: Краткий курс лекций. - М., 2002. Читайте также: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (898)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |