Антимикробное воздействие и борьба с зубным налетомМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №1 1. Тема занятия: «Понятие об этиотропной профилактике стоматологических заболеваний. Антимикробные воздействия. Способы сокращения численности патогенной и условно-патогенной микрофлоры полости рта. Борьба с зубным налетом».
2. Цель занятия: Студент должен знать: 1. Понятие об этиотропной профилактике стоматологических заболеваний. 2. Принципы антимикробного воздействия при различных стоматологических заболеваниях. 3. Методы борьбы с зубным налетом. Студент должен уметь: 1.Провести опрос пациента. 2.Провести осмотр полости рта. 3.Уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного.
Студент должен ознакомиться: с основными направлениями этиотропной профилактики стоматологических заболеваний и способами сокращения численности патогенной и условно-патогенной микрофлоры полости рта. Содержание обучения: Стоматологическое здоровье человека неразрывно связанно с его общим здоровьем и оказывает значительное влияние на образ жизни человека. Так с целью предотвращения развития стоматологических заболеваний необходимо проводить профилактические мероприятия, предупреждающие их развитие.
Проведение первичной профилактики связано со знанием этиологии и патогенеза основных стоматологических заболеваний. Наличие фундаментальных знаний о причинах и развитии заболеваний является необходимой предпосылкой для разработки эффективных методов их предупреждения. На сегодняшний день имеются три основные направления в профилактике стоматологических заболеваний: А — воздействие на макроорганизм с целью его оздоровления и повышения уровня здоровья; Б — усиление резистентности органов и тканей полости рта к действию патогенных факторов (патогенетическая профилактика); В — устранение или снижение действия патогенных факторов (этиотропная профилактика). Основными патогенными факторами полости рта являются: 1) микрофлора (без нее не возникают ни кариес, ни заболевания пародонта); 2) мягкий зубной налет с продуктами жизнедеятельности микрофлоры, осадок слюны со сложными метаболическими процессами и зубной камень — т.е. приобретенные структуры; 3) остатки углеводов в полости рта.
Этиотропная профилактика как раз и направлена своим воздействием на эти основные факторы и включает в себя следующие разделы: 1. Регуляция микрофлоры полости рта, направленная на благоприятное изменение и качественного и количественного состава. 2. Устранение продуктов жизнедеятельности микрофлоры — мягкого зубного налета. 3. Профессиональная гигиена полости рта. 4. Улучшение самоочищения полости рта. В настоящее время для воздействия на патогенную микрофлору полости рта и образование мягкого зубного налета применяется несколько подходов: 1.Применение веществ, обладающих антимикробным и бактерицидным механизмом действия, которые препятствуют развитию и размножению микрофлоры полости рта, в случаях доказанного и выраженного ее неблагоприятного влияния. 2. Применение биологически активных веществ, в основном ферментов, препятствующих образованию зубного налета и способствующих его растворению.
3. Применение веществ, способствующих удалению зубного налета с поверхности зубов и препятствующих его оседанию на эмали. Антимикробное воздействие и борьба с зубным налетом Эти вещества в малых концентрациях (0,1—0,2% растворы) обладают сильным и специфичным антимикробным действием, подавляя рост и развитие микрофлоры. Важное значение имеет их способность сорбироваться на эмали и тканях полости рта. Хлоргексидин как наиболее широко применяемое средство для профилактики кариеса и заболеваний краевого пародонта используется в стоматологической практике в виде полосканий и зубной пасты. В аптечной сети выпускается 20% спиртовой раствор хлоргексидина. Для полосканий используется 0,05—0,2% раствор 1—2 раза в день после приема пищи лучше на ночь. Биологически активные вещества, препятствующие образованию зубного налета и способствующие его растворению. Эта группа веществ, представленная, в основном, ферментами. Ферменты белкового обмена, например — протеазы, к которым относятся широко применяемые трипсин, хемотрипсин, хемопсин, репсин, папайи и др., используются для борьбы с зубным налетом путем растворения белковой оболочки и белковой матрицы микрофлоры. В результате этого налет разрыхляется и становится доступным воздействию слюны и других ферментов, снижается прочность его фиксации на поверхности зубов. Арсенал ферментов углеводного обмена, используемых для борьбы с зубным налетом, более широк. В первую очередь используются ферменты, расщепляющие сложные углеводы, что связано с наличием в налете больших количеств полисахаридов. Для их растворения применяются: декстраназа, мутаназа, муциназа, амилоглюкозидаза, гиалуро-нидаза и др. Эти ферменты способны лизировать углеводы зубного налета, приводя к его размыванию, растворению. Ферменты для целей профилактики стоматологических заболеваний применяются в основном в виде растворов для полоскания или в качестве составной части зубных паст. Вещества, препятствующие оседанию налета на зубах и способствующие его удалению. Данная группа веществ нашла широкое применение для профилактики стоматологических заболеваний. Самыми распространенными представителями этой группы являются так называемые поверхностно-активные вещества (ПАВ). В механизме их профилактического воздействия лежат два главных момента: а) антимикробное влияние на микрофлору полости рта; б) препятствие оседанию микробов и метаболитов на поверхности В результате этого комплексного воздействия теряется способность налета к адгезии на эмали и обеспечивается быстрое вымывание и удаление микробного субстрата с ее поверхности. В качестве ПАВ используется большая группа веществ — лаурил-сарколизат натрия, сульфарицинолят натрия, додецилсульфат натрия, цетавлон, олеат натрия, цетилпиридин и другие. В практическом применении они используются в двух лекарственных формах: а) для полоскания полости рта в составе различных эликсиров; б) для чистки зубов в составе практически всех зубних паст.
4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО: - учебно-методическая литература, - наглядные пособия: таблицы, схемы. 5. Практическая работа: - Название практической работы:профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза; заполнение карты пациента. - Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр. - Методика выполнения работы: Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска. Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи, профилактический осмотр, заполнение карты обследования. Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.
6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний: 1. Цели и задачи профилактики стоматологических заболеваний. 2. Организация кабинета гигиены. 3. Зубные отложения как основная причина стоматологических заболеваний. 4. Методы профессиональной гигиены полости рта.
7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний: 1. Понятие об этиотропной профилактике стоматологических заболеваний. 2. Методы антимикробного воздействия. 3. Способы сокращения численности патогенной и условно-патогенной микрофлоры полости рта. 8. Хронокарта учебного занятия:
9. Самостоятельная работа студентов: 1 вариант 1. Составьте план этиотропной профилактики стоматологических заболеваний 2. Перечислите вещества, применяемые для борьбы с патогенной микрофлорой. 3. Составьте 5 тестовых заданий по данной теме. 2 вариант 1. Опишите комплексный подход борьбы с зубным налетом. 2. Составьте схему развития стоматологической патологии под влиянием патогенной микрофлоры. 3. Решите тестовые задания: Читайте также: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (979)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |