Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Классификации форм и типов государств





 

Существует множество классификаций типов государств. Аристотель основными критериями разграничения государств называл:

1. Количество властвующих в государстве;

2. Осуществляемая цель в государстве.

По количеству властвующих государства бывают: монархические (правление одного), аристократические (правление немногих), демократические (правление большинства).

По цели: правильные (достигающие общего блага) и неправильные (преследующие частные цели).

Многие мыслители считают основанием для деления характер взаимоотношений между государственной властью и индивидом. Они различают демократические и автократические (от лат. auto – kratos – самовластный, имеющий неограниченное право) государства.

Так, Г. Кельзен в основу типизации положил идею политической свободы. В зависимости от того места, какое занимает индивид в создании правопорядка, он различает два типа государства: демократическое, в котором индивид активно участвует в создании правопорядка, и автократический.

Р. Макайвер выделяет династические (антидемократические) и демократические типы государств. Первые характеризуются тем, что общая государственная воля не выражает воли большинства населения. В государствах второго типа государственная власть отражает волю всего общества или большинства его членов, и в них народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство.

В современных теориях права и государства все государства разделяют по форме правления и по форме государственного устройства. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основные признаки классической монархической формы правления:

· существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;



· наследственный порядок преемственности верховной власти;

· представительство государства монархом по своему усмотрению;

· юридическая безответственность монарха.

Республика(от лат. res publica – общественное дело ) – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Выделим общие признаки республиканской формы правления:

· существование единоличного или коллегиального главы государства;

· выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

· осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

· юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

· обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

· преимущественная защита интересов граждан государством, взаимная ответственность личности и государства.

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. По форме государственного устройства государства могут быть унитарными, федерациями и конфедерациями.

Унитарное государство– это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Охарактеризуем, в целом, признаки унитарного государства:

· единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;

· действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

· составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают, не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и др. атрибутов государственности.

Федерация – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Рассмотрим общие чертыфедерации:

· территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.д.;

· в союзном государстве верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит федеральным государственным органам; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

· субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

· федерация имеет единые вооруженные силы, единую финансовую, налоговую, денежную системы;

· основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

Федерация может быть создана по двум основным принципам – по территориальному (например, США, Мексика) и национальному (например, бывшие Югославия, СССР).

Рассмотрим основные признаки территориальной федерации:

o Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенций между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации.

o Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях.

Выделим основные черты национальной федерации:

§ Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурной, традициями и обычаями, религией;

§ Строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Все субъекты национальной федерации наделены одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства;

§ Не предусматривается или запрещается односторонний выход из союза;

§ Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций. Они имеют свои собственные представительные органы государственной власти (парламент), самостоятельную исполнительную власть, судебную систему;

§ Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации;

§ Декларируется право наций на самоопределение.

§ Общенациональная государственная власть осуществляет координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их взаимодействие в рамках государства.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (например, в целях обороны, экономической и политической интеграции).

Определим признаки конфедерации:

· Она не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов (конфедеративные органы, состоящие из представителей конфедеративных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества);

· Отсутствие единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;

· Неограниченное право выхода из союза;

· Центральное правительство зависит от правительств независимых государств, т. к. содержится на их средства;

· Сохраняет гражданство тех государств, которые вошли в конфедерацию, хотя режим перемещения граждан значительно упрощен (например, Европейский Союз);

· Общая согласованность международной политики не исключает самостоятельность позиций членов конфедерации в конкретных вопросах.

Современное государство представляет собой саморазвивающуюся систему, которая подвергается новым тенденциям времени, например, глобализации. Так, в развитии государства, по мнению В. П. Пугачева, можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.

Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокое прошлое. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти.

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого воздействия, организации управления и регулирования. Оно не стремится охватить своими регулятивными воздействиями всего человека, все его жизненные проявления – экономическую, культурную, религиозную активность и ограничивается лишь выполнением тех функций, которыми ее наделяют граждане и которые не устраняют свободу личности.

Конституция представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического функционирования, способы политического волеизъявления и принятия решений, а также положение личности в государстве.

Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность.





Читайте также:

B. величина, показывающая на сколько снижаются доходы при увеличении государственных расходов на единицу.
II. Древнейший государственный строй
III. Социальная политика государства.
IV.Раскрывая скобки, напишите каждое предложение три раза, образуя условные предложения I, II и III типов.
А. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?
Административного регламента проведения проверок при осуществлении государственного лесного контроля и надзора
Алгоритмы выполнения типовых файловых операций
Анализ и совершенствование системы стратегического управления персоналом (на примере Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству)
Анализ культуры государственного управления
Анализ основных направлений деятельности Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)