Государственное управление: новые технологии и приёмы
Политический субъект, инициируя какие-то действия, принимая те или иные политические решения, должен учитывать объективно сложившиеся в обществе социальные структуры. Знание о социальных структурах необходимо для решения конкретных управленческих задач. Так, для того, чтобы обеспечить эффективное управление политической кампанией, необходимо понять смысл и содержание основных задач управления процессами структуризации. Во-первых, субъекту политического управления приходится работать с людьми, “связанными” в своих действиях социальными структурами. Все те, на кого будет направлено управленческое воздействие в ходе политической кампании, принадлежат к различным статусным группам. Субъект политического управления не может изменить объективно развивающиеся в обществе процессы структуризации, но, зная их особенности и последствия, он может использовать их в своих интересах. Во-вторых, “структурное давление” ведет к определенной унификации поведения людей.[324] Французский социолог П. Бурдье отмечает, что людям свойственно собственное видение окружающего мира, но складывается это видение под “структурным давлением”.[325] Для политических технологов это имеет необычайно важное значение, поскольку им приходится решать задачи, требующие вовлечения в управленческий процесс значительной массы населения. Работая с массами, невозможно уделить внимание каждому человеку в отдельности, изучить особенности его политических убеждений и взглядов. Однако, зная о принадлежности человека к определенной группе, можно прибегнуть к актуализации политических установок, возникших “под структурным давлением” и, следовательно, свойственных группе в целом. Политический технолог должен понимать не только значимость структурного фактора, но и неоднозначность, противоречивость его воздействия на людей, вовлекаемых в политическую кампанию. В-третьих, чтобы управлять людьми, надо не только использовать в своих интересах уже сложившиеся структуры, но и уметь создавать новые, способные изменить поведение этих людей.[326] Реализация политических интересов и целей тех или иных групп людей осуществляется специфическими методами[327]. Под политическими методами понимают средства убеждения, аргументированного доказательства, учета общественного мнения, интересов различных классов, социальны групп и общностей, демократический стиль поведения политических лидеров. В.А. Мельник выделяет следующие методы принятия политических решений[328]: 1. Компромисс – соглашение, достигнутое путем взаимных уступок. 2. Консенсус – общее согласие в отношении того или иного политического курса в целом либо по отдельным его аспектам. Это такой метод разработки и принятия решения, при котором обсуждаемая альтернатива не ставится на голосование, а принимается путем согласования. 3. Гегемония в политике – главенствующее положение какого-либо класса или государства по отношению к другим классам или государствам. Приоритет в принятии политических решений принадлежит более могущественному субъекту, а его менее сильные союзники соглашаются с предложенной альтернативой как отвечающей и их интересам. П. Шаран выделяет следующие методы принятия политических решений[329]: 1. Рационально-универсальный. Он предполагает однозначное определение сути проблемы и путей ее решения, выбор оптимального варианта достижения цели. 2. Метод ветвей (ограниченных сравнений). Он предполагает принятие частичных решений, направленных на улучшение ситуации, а не на полное решение проблемы. 3. Смешанный (смешанно-сканирующий), связанный с рациональным анализом проблемы и выделением ее главного, ключевого компонента, которому уделяется первостепенное внимание. Другие же элементы проблемы решаются постепенно, путем приемлемых частичных решений. Перечислим условия принятия рационального политического решения: · Сопровождение проекта обоснованием поставленных целей и предполагаемых результатов, упорядочив их в стройную систему; · Демонстрация соответствия предлагаемых действий принятым социальным ценностям и закономерностям общественного развития; · Определение средств и методов достижения цели (результата); · Описание условий деятельности и показ эффективности предлагаемых методов и средств ее осуществления. Принятие и реализация политических решений опирается на определенные стратегии. К ним относятся: · популизм – ориентация на настроения и требования масс, прямая апелляция к мнению народа, обращение к нему за поддержкой. · демократизм – не только учет интересов и мнений граждан, но и привлечение их к реальному участию в подготовке, принятии и реализации политических решений, в том числе и непопулярных. · элитизм – стратегия, ориентирующая на превращение процесса принятия и реализации политических решений в прерогативу политиков и высших чиновников, на отстранение от участия в нем населения под предлогом его некомпетентности и высокой иррациональности. · консерватизм – стратегия, ориентирующая на сохранение существующих политических институтов, уважение традиций и почитаемых в обществе ценностей, осторожное отношение к нововведениям. · радикализм – противоположная консерватизму политическая стратегия, основанная на резко негативном отношении к существующему и направленная на быстрые и глубокие политические перемены. Значительную роль в демократическом обществе играет также метод конструктивного диалога (метод сопоставления точек зрения, разных подходов). Данный метод позволяет вовлечь различные группы граждан в процесс формирования современного общества.
Читайте также: II. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ. Рекомендуемые страницы: Читайте также: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |