Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Пробы для определения заболеваний пародонта





Проба Шиллера—Писареваоснована на прижизненной окраске гликогена эпителия десны раствором следующей прописи: йодистый калий — 2,0, кристаллический йод — 1,0, дистиллированная вода — 40, 0. Йод обладает способностью избирательного окрашивания ткани, содержащей полисахариды, в частности гликоген. В очагах воспаления содержание гликогена оказывается высоким, вследствие чего они окрашиваются в коричневый цвет с синеватым оттенком. Участки десны, свободные от воспаления, при смазывании этим раствором окрашиваются в желтый цвет. Следовательно, описанная проба позволяет выявить участки скрытого воспаления в слизистой десны и нередко помогает в диагностике заболевания.

 

Для уточнения вопроса о наличии патологического десневого кармана может быть использована проба Парма. Для ее проведения используется следующая смесь: 5 мл 40%-ного раствора формалина, 20 мл глицерина, 100 мл дистиллированной воды. Смесь вводится в карман на турунде или с помощью шприца. Если больной ощущает при этом сильную кратковременную боль, то это указывает на наличие патологических десневых карманов.

Проба Мак-Клюра—Олдрича (1923)носит названиеволдырной. Она позволяет определить проницаемость соединительной ткани, ее склонность к отекам. Проба заключается во введении под слизистую нижней губы 0,1 мл физиологического раствора. В норме после введения раствора образуется маленький пузырек, который не рассасывается в течение 30 мин. Если ткань губы обладает повышенной гидрофильностью, то склонность к рассасыванию волдыря усиливается. Рассасывание пузырька происходит в более короткий период времени. Это свидетельствует о нарушении тканевой проницаемости за счет изменения осмотического и онкотического давления в соединительной ткани и сосудистом русле. Последнее косвенно указывает на воспаление и трофические нарушения в тканях полости рта.

 

Проба Кавецкого—Базарновой позволяет составить представление о функциональной активности соединительной ткани по способности ее клеточных элементов к фагоцитозу. Для ее постановки используется 0,1%-ный раствор трипановой сини, который вводится в толщу слизистой нижней губы в количестве 0,1 мл. При этом образуется небольшой волдырек синего цвета. Измеряют его диаметр сразу после введения раствора и через 3 ч. Если размер пятна увеличивается за этот срок вдвое или более, это указывает на достаточно высокую степень функциональной активности соединительной ткани. Если размеры синего пятна мало изменяются в диаметре, то это указывает на угнетение активности соединительной ткани. Авторами метода разработана специальная формула для выведения коэффициента функциональной активности соединительной ткани; Л — радиус пятна сразу после введения препарата. II, — радиус пятна через 3 ч после введения препарата. Например, после введения препарата радиус пятна составил 0,5 см, через 3 ч — 1,25 см. Опытным путем установлено, что если показатель превышает цифру 7, то это указывает на повышенную функциональную активность соединительной ткани. Если он ниже 5, то это характеризует угнетенную функциональную активность соединительной ткани. Следовательно, в разобранном конкретном случае функцию соединительной ткани испытуемого лица можно трактовать как нормальную.



Проба Кулаженко (1960) основана на определении проницаемости кровеносных сосудов и устойчивости капилляров десны к дозированному вакууму. Для ее проведения можно использовать серийно выпускаемый промышленностью аппарат Кулаженко. Посредством наложения наконечника этого аппарата на десну и снижения давления до 20-40 мм рт. ст. получают гематому и по времени образования гематомы судят об устойчивости капилляров и проницаемости кровеносных сосудов слизистой полости рта. Время образования гематомы в норме в области фронтальных зубов равно 50-70 с, в области премоляров — 70-90 с, моляров нижней челюсти — 80-100 с, моляров верхней челюсти — 80-90 с. При различных формах патологии пародонта время образования гематомы уменьшается в 5-12 раз соответственно у каждой группы зубов.

 

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- учебно-методическая литература.

- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента;

- зондирование пародонтального кармана;

- расчет индексов CPITN, РМА, ПИ.

Цель работы:

-научиться проводить профилактический осмотр

научится использовать индексную оценку

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: Стоматологическая установка, стандартный набор стоматологических инструментов(градуированный пародонтальный зонд), карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи, профилактический осмотр, заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

 

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Пародонт, составляющие пародонт элементы.

2.Строение пародонта.

3.Функции пародонта.

4.Этиология и патогенез заболеваний пародонта.

5.Механизм развития воспалительных заболеваний пародонта.

6.Общие и местные факторы риска возникновения заболеваний пародонта.

7.Как влияет микробный налет на ткани пародонта?

8.С помощью, каких инструментов проводится обследование пародонта?

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Перечислить все элементы, составляющие пародонт.

2. Зубной налет, как основной фактор возникновения заболеваний пародонта.

3. Механизм разрушения тканей пародонта.

4. Деминерализация и реминерализация эмали зубов.

5. Роль десневой жидкости в защитной функции пародонта.

6. Перечислить местные и общие факторы риска возникновения заболеваний пародонта.

7. Как проводится оценка распространенности и интенсивности поражения тканей пародонта.

8. Какими инструментами пользуется врач для определения индексов.

9. Какие манипуляции проводятся в области очень чувствительных зубов.

10. Методики, коды и критерии оценки для определения индексов.

11. В чем отличие индекса PMA от КПИ.

12. Каким индексом оценивается деструкция пародонтального индекса?

13. Коды и критерии оценки индекса СPITN.

14. Пробы для определения заболеваний пародонта (проба Парма, Шаллера-Писарева, Кавецкого-Базарновой, проба по Кулаженко, волдырная проба)

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

1 вариант

1. Схематично изобразить потерю эпителиального прикрепления.

2. Изобразить инструменты для ревизии пародонтального кармана.

3. Составить тестовые задания по данной теме (не менее 5).

2 вариант

1. Заполнить таблицу «Методы обследования больных с заболеваниями пародонта».

2. Записать коды и критерии оценки индекса СPITN.

3. Составить кроссворд по данной теме.

 

3 вариант

1. Перечислить пробы для определения заболеваний пародонта.

2. Заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика индексов PMA от КПИ».

 

3. Составить тестовые задания по данной теме (не менее 5).

4 вариант

1. Перечислить индексы оценки распространенности и интенсивности поражения тканей пародонта.

2. Описать методику проведения пробы Кавецкого-Базарновой.

3. Составить кроссворд по данной теме.

5вариант

1. Схематично изобразить строение интактного пародонта.

2. Описать методику проведения пробы по Кулаженко.

3. Составить тестовые задания по данной теме (не менее 5).

 

 

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Москва, 2003 год

2. Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика.

3. Максимовский М.Ю., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний.

4. Арутюнов С.Д. Профилактика кариеса.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Лапина Н.П., Баженова Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Краснодар, 2005 год

6. Максимовский М.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 год

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)