Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ





№6

1. Тема занятия:

«Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта».

 

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

- Строение слизистой оболочки полости рта.

- Функции слизистой оболочки полости рта

- Состояние слизистой оболочки полости рта в норме

- Основные и дополнительные методы обследования

- Инструментарий, используемый при обследовании больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта.

Студент должен уметь:

- Проводить стоматологический осмотр.

- Подобрать зубную пасту в зависимости от возраста и состояния полости рта.

- Подобрать зубную щетку в зависимости от возраста и состояния полости рта.

Студент должен ознакомиться:сфакторами риска в возникновении заболеваний слизистой оболочки полости рта, понятием онкологическая настороженность и профессиональная заболеваемость.

 

3. Содержание обучения:

 

К факторам риска возникновения заболеваний слизистой оболочки полости рта относят:

 

- некачественно изготовленные протезы и пломбы, в том числе гальванические эффекты при наличии в полости рта ортопедических конструкций из различных металлов;

- зубные отложения;

- кариес зубов и его осложнения;

- употребление острой, горячей пища, крепких напитков, курение;

- безконтрольное применение антибиотиков, применение сильнодействующих медикаментов при стоматологических вмешательствах (в том числе – медикаментов, уменьшающих слюноотделение);

- грубое стоматологическое вмешательство, микротравмы, отсутствие рациональной гигиены полости рта;

- заболевания внутренних органов и систем;

- инфекционные заболевания;

- обезвоживание организма, вызванное поносом, рвотой, недостаточным потреблением воды, длительным повышением температуры тела, повышенным выделением мочи, большой кровопотерей. Обезвоживающее воздействие на слизистую оболочку полости рта (и, как следствие, на возникновение стоматитов) оказывает применение зубных паст, содержащих лауриловый сульфат натрия;

- авитаминоз (нехватка витаминов группы В, витаминов А, С), нехватка в организме железа, фолиевой кислоты, цинка, селена;



- злокачественные опухоли в области шеи, носа или глотки;

- гормональные колебания (беременность, переходный возраст, климакс);

- анемия;

- генетическая предрасположенность.

 

Особое внимание в профилактике заболеваний слизистой оболочки по­лости рта, красной каймы губ и языка следует обращать на предраковые за­болевания, которые чаще возникают у мужчин в более пожилом возрасте.

Первичная профилактика рака и предрака основана на предупреждении и устранении факторов риска:

· хронических механических, физических и химических травм слизис­той оболочки полости рта;

· профессиональных вредностей;

· избытка солнечного излучения;

· гальванизма;

· гиповитаминозов;

· гормональных нарушений и т. д.

Наиболее часто в клинической практике встречаются лейкоплакия, бо­родавчатая форма предрака, абразивный преканцерозный хейлит Манганотти.

Из факторов риска возникновения лейкоплакии на первом месте стоит воздействие табачного дыма. При горении табака, помимо теплового воз­действия, образуются различные химические вещества, которые, попадая с дымом в полость рта, раздражают слизистую оболочку. В развитии мест­ных поражений, вызываемых курением, наиболее вредным является куре­ние трубки. Риск заболевания увеличивается, если курящие или злоупотребляющие алкоголем пациенты имеют зубные протезы и нерегулярно по­сещают стоматолога.

Хроническая травма, как один из факторов риска, может вызываться острыми краями зубов, плохо изготовленными протезами, зубным камнем. Слишком горячие и острые блюда, крепкие спиртные напитки и наркотики также могут привести к возникновению лейкоплакии. Недостаток в орга­низме витамина А, гормональные расстройства, анемии и другие факторы способствуют возникновению лейкоплакии.

Пути профилактики рака и предрака слизистой оболочки полости рта и красной каймы основаны на знании этиологических факторов. В связи с этим необходимо пропагандировать отказ от употребления табака и, в пер­вую очередь, от курения трубки, папирос и сигарет без фильтра, от частого употребления алкоголя, горячей и раздражающей пищи, а также включе­ние в рацион питания продуктов, богатых витаминами А, С, В.

На производствах, где рабочие подвержены воздействию канцерогенных агентов, необходимо добиваться улучшения технологических процессов, соблюдения правил техники безопасности и использования средств индиви­дуальной защиты.

Средствами борьбы с избыточным солнечным излучением являются за­щитная одежда, мази, гигиеническая помада, соблюдение режима приня­тия солнечных процедур.

Регулярные посещения стоматолога с целью своевременного лечения кариозных зубов, снятия зубных отложений, рационального протезирова­ния и соблюдение правил гигиенического ухода за полостью рта в значи­тельной степени снизят риск возникновения заболеваний слизистой обо­лочки.

Врач-стоматолог обязан соблюдать принцип онкологической нас­тороженности и во время профилактических осмотров и диспансеризации проводить обследование слизистой оболочки полости рта и красной кай­мы, осуществлять индивидуальную и массовую санитарно-просветительную работу.

В процессе диспансеризации необходимо формировать группы риска по данной патологии с последующим регулярным проведением лечебно-профилактических мероприятий.

Изменения слизистой оболочки полости рта при СПИДе многообразны: грибковые поражения, гингивостоматиты, вирусные поражения. Встреча­ется также хронический рецидивирующий афтозный стоматит, ксеростомия, волосатая лейкоплакия и другие признаки.

Специфическая профилактика ВИЧ-инфекции не разработана. По­скольку максимальный риск возникает при проникновении крови и слюны больного через поврежденную кожу, необходимо тщательно избегать ее повреждения острыми инструментами.

С целью предупреждения распространения ВИЧ-инфекции на приеме у стоматолога следует неукоснительно соблюдать правила стерилизации сто­матологических инструментов. Работа стоматологов должна проводиться в перчатках и маске, что позволяет предупредить возможность инфициро­вания.

 

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

 

· Учебно-методическая литература.

· Наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

5. Практическая работа:

- Название практической работы:профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

заполнение карты пациента.

- Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

- Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,

профилактический осмотр, заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

 

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Анатомо-физиологические особенности строение слизистой оболочки полости рта

2.Особенности строения эпителия, эпидермиса.

3. Анатомо-физиологическое строение слюнных желез.

4.Понятие ротовая жидкость.

5.Состав и количество слюны вырабатываемой слюнными железами

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Анатомо-физиологические особенности строение слизистой оболочки полости рта

2.Факторы риска возникновения заболеваний слизистой оболочки полости рта.

3.Элементы поражения слизистой оболочки полости рта.

4.Онкологическая настороженность.

5.Виды нарушений слюноотделения.

6. Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта.

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

1 вариант

1. Изобразить строение слизистой оболочки полости рта.

2. Перечислить факторы риска развития заболеваний СОПР.

3. Составить кроссворд по данной теме.

2 вариант

1. Заполнить таблицу «Методы обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта».

2. Изобразить элементы поражения слизистой оболочки полости рта.

3. Составить тестовые задания по данной теме (не менее 5).

3 вариант

1. Перечислить пробы для определения заболеваний СОПР.

2. Дать определение понятию «онкологическая настороженность».

3. Составить кроссворд по данной теме.

 

4 вариант

1. Изобразить элементы поражения слизистой оболочки полости рта.

2. Перечислить методы профилактики заболеваний СОПР.

3. Составить тестовые задания по данной теме (не менее 5).

5вариант

1. Дать определение понятию «онкологическая настороженность».

2. Изобразить строение слизистой оболочки полости рта.

3. Составить кроссворд по данной теме.

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Москва, 2003 год

2. Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика.

3. Максимовский М.Ю., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний.

4. Арутюнов С.Д. Профилактика кариеса.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Лапина Н.П., Баженова Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Краснодар, 2005 год

6. Максимовский М.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 год.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)