Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Система финансов, ее звенья





Система финансов в целом — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются различные денежные фонды. Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и мето­ды образования и использования денежных фондов и доходов. На­пример, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предпри­ятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспреде­лением между экономическими регионами, отраслями, социаль­ными группами населения.

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и от­раслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему, государст­венный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финан­совой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуще­ствление принципиально новой экономической и финансовой по­литики объективно обусловили выделение новых звеньев финан­совых отношений.

Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое положение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресур­сов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укруп­ненных подсистем'.

1) государственных и муниципальных финансов,



2) финансов хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости- от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частныеподсистемы (звенья),представленные на рис. 1.3.1.

Государственные и муниципальные финансы:

• бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит из:

федерального бюджета, территориальных бюджетов субъек­тов федераций, бюджетов муниципальных образований (ме­стных бюджетов);

• целевые внебюджетные фонды;

• государственный кредит. Финансы хозяйствующих субъектов:

• коммерческие предприятия и организации;

• финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финан­совые институты);

• некоммерческие организации.

Рассмотрим сферы финансовых отношений отдельных звеньев системы финансов России. Бюджетная система Российской Феде­рации претерпела коренные изменения в 1991 году. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР. В него наряду с рес­публиканским бюджетом входили бюджеты административно тер­риториальных образований на территории республики. Государ­ственный бюджет СССР состоял из союзного бюджета, государ­ственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государст­венного социального страхования. В союзном бюджете концен­трировалось до 48-50% всего объема ресурсов государственного бюджета. Соответственно, на бюджеты союзных республик прихо­дилось 52-50%, в т.ч. около 35% сосредоточивалось в республикан­ских бюджетах республик и около 15% — в местных бюджетах.

В настоящее время государственная бюджетная система России существенно изменена и включает в себятри автономных звена:

 

- республиканский (федеральный) бюджет Российской Федера­

ции;

• бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, обла­стные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюджеты автономных округов, городские бюдже­ты Москвы и Санкт-Петербурга);

• бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Современная бюджетная система России определенным обра­зом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует, серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем:

1) снижение дефицита бюджетов за счет укрепления их до­ходной базы,

2) реструктуризация расходов по приоритетам,

3) создание условий для развития бюджетного федерализма,

4) совершенствование механизма бюджетного регулирования,

5) усиление контроля за эффективностью использования бюд­жетных ассигнований.

Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в за­падных странах было связано с необходимостью иметь независи­мые от принятия или непринятия государственного бюджета целе­вые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетво­рения таких важнейших «общественных потребностей», как соци­альное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение без­работицы и ряд других. Аккумуляция и использование средств этих фондов государством производится специфическими форма­ми и методами. Поэтому правомерно их выделение в самостоя­тельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы:

• внебюджетные фонды социального назначения,

внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориаль­ного назначения.

В российской действительности концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочислен­ных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев привела к неэффективному использованию этих средств, к многочисленным злоупотреблени­ям (в конце 1993 г. их насчитывалось более 40). В целях усиления контроля за использованием государственных финансовых ресур­сов была произведена консолидация части государственных вне­бюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федера­ции. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых форми­ровались за счет обязательных платежей предприятий и организа­ций. Целевая направленность консолидируемых фондов сохрани­лась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсион­ный фонд РФ (ПРФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Госу­дарственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН).

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено го­сударственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государствен­ный кредит представляет собой особую форму денежных отноше­ний между государством, юридическими и физическими лицами. При этом государство выступает, главным образом, в качестве за­емщика средств, а также кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность госу­дарства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды или гаран­тии юридическим и физическим лицам, значительно уже. Тем не Л1енее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило широкое развитие в России. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями рас­ширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить по­крытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефици­та. Очевидно, что в условиях рыночной экономики, тесной взаимо­связи реализации денежно-кредитной и финансовой политики, традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено и в широком, современном его понимании включать и систему Центрального банка.

От общей системы государственных финансов перейдем к бо­лее предметному рассмотрению подсистемы финансов хозяйству­ющих субъектов.Финансы хозяйствующих субъектов, или финан­сы организаций и предприятий различных форм собственности — относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, кото­рая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время суще­ственная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямо­го бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий госу­дарства направляется на финансирование как текущей, так и инве­стиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяй­ствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

• финансы коммерческих предприятий и организаций,

• финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъ­ектов имеют свою специфику, связанную с фирмой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств. На­ряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений, ее можно представить в институцио­нальной форме — как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновре­менно являющихся субъектами и объектами управления финанса­ми. Финансовая инфраструктура представлена на рис. 1.3.2.

'Общее управление финансами осуществляют высшие законода­тельные органы власти: Федеральное Собрание — Парламент Рос­сийской Федерации и его две палаты: Государственная Дума и Со­вет Федерации. Конкретные проработки в "области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бю­джета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и фи­нансам (с теоретических позиций название явно неудачное, т.к. бюджет, налоги — все это относится к финансам). Принимаемые Федеральным Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налогового законодательства, хозяйствейное законода­тельство) создают нормативную основу функционирования всей системы финансов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства со стороны представительных органов власти организован специ­альный контрольный орган — Счетная палата РФ, председатель которой назначается Государственной Думой на шесть лет. Сфера деятельности Счетной палаты — контроль за федеральной собст­венностью и федеральными финансовыми средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федераль­ному Собранию РФ.

Наряду с Федеральным Собранием регламентация деятельно­сти финансовой системы осуществляется непосредственно Прези­дентом — в форме указов, многие из которых имеют важное значение в регулировании финансовых отношений, особенно в сфе­ре налогов. Правительство также издает постановления и распоря­жения, создающие нормативную базу управления финансами. Та­ким образом, на основе законов, указов Президента и постановле­ний Правительства реализуется финансовая политика и создается нормативная база финансовой системы. Центральным органом, проводящим финансовую политику и управление финансами, яв­ляется Министерство финансов Российской Федерации. Оно функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. № 273.

Министерство финансов РФ является федеральным органом ис­полнительной власти, обеспечивающим проведение единой госу­дарственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятель­ность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В целях усиления координации деятельности с Министер­ством по налогам и сборам Российской Федерации и Государст­венным таможенным комитетом Российской Федерации их руко­водители входят в состав коллегии Министерства финансов Рос­сийской Федерации. Право создавать департаменты в центральном аппарате министерства предоставлено Министру финансов РФ (их сейчас 171).

Важнейшими структурными подразделениями Министерства финансов РФ являются департаменты:

• налоговой политики;

• межбюджетных отношений;

• оборонного комплекса и правоохранительных органов;

• макроэкономической политики и банковской деятельности;

• управления государственным внутренним долгом;

• управления государственным внешним долгом;

• международных финансовых организаций;

• отраслевого финансирования и ряд других.

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех налогов и обязательных платежей.

Министерство государственного имущества РФ также имеет непосредственное отношение к сфере финансов. Оно призвано, эффективно управляя государственным имуществом, обеспечи­вать значительную часть доходов бюджета. Осуществляя програм­му приватизации, министерство способствует также экономии государственных расходов на дотации неэффективным государст­венным предприятиям. Кроме того, реализация части националь­ного богатства на открытых аукционах является дополнительным источником поступления средств в бюджет.

Федеральная комиссия по ценным бумагам регулирует финан­совый рынок, деятельность фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка, способствует передиву капитала в более эффективные секторы экономики и тем самым развитию до­ходной базы бюджета.

Система Центрального банка Российской Федерации является важнейшим органом реализации денежно-кредитной и финансо­вой политики. Одновременно она выполняет регулирующие и контрольные функции по отношению ко всем коммерческим бан­кам и кредитным организациям.

Непосредственное управление финансами в коммерческих и не­коммерческих организациях осуществляют финансовые (бухгал­терские) службы этих предприятий.

В условиях разразившегося в Российской Федерации финансо­вого кризиса первоочередные меры по его преодолению должны быть направлены на обеспечение функционирования финансо­вой инфраструктуры. Это может быть достигнуто:

• поддержанием «кровеносной системы» финансов — коммер­ческих банков, которые для «развязки» взаимных неплате­жей требуют помощи со стороны Центрального банка РФ (снижения норм резервирования, проведения взаимозаче­тов по корреспондентским счетам), а также значительной ре­структуризации всей банковской системы;

• проведением взаимозачетов по группам предприятий с выда­чей кредита под дебетовое сальдо и пополнения оборотных средств предприятиям, выполняющим определенные требо­вания государства по вопросам ценообразования и выпуска необходимой продукции;

• обеспечением жесточайшего контроля за эффективностью всех расходов и недопущением непроизводительной траты средств;

• реформированием налоговой системы.

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (691)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)