Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ключевые термины и понятия





СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................5

 

1. Программа курса «Микроэкономика» и методические указания........6

Тема 1. Предмет и метод экономической теории и микроэкономики

и микроэкономики.........................................................................................6

Тема 2. Основы рыночного хозяйства.................................................8

Тема 3. Исходный анализ спроса и предложения............................12

Тема 4. Эластичность спроса и предложения...................................16

Тема 5. Теория потребительского поведения....................................19

Тема 6. Теория производства..............................................................23

Тема 7. Издержки производства.........................................................27

Тема 8. Чистая конкуренция...............................................................31

Тема 9. Чистая монополия и рыночная власть.................................34

Тема 10. Монополистическая конкуренция и олигополия.........39

Тема 11. Рынки факторов производства.......................................43

Тема 12. Труд и заработная плата.................................................46

Тема 13. Капитал, прибыль и процент..........................................50

Тема 14. Рынки земли и рента.......................................................53

Тема 15. Общее равновесие и экономическая эффективность....55

2. Варианты контрольных заданий........................................................57

Библиографический список.......................................................................72

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс экономической теории состоит из двух взаимосвязанных дис­циплин - микроэкономики и макроэкономики, изучение которых форми­рует теоретический фундамент для последующего изучения различных экономических наук.

Микроэкономика анализирует деятельность отдельных хозяйствую­щих субъектов, их поведение на рынке, в производстве и в сфере потреб­ления. Она фокусирует свое внимание на процессе образования цен това­ров и услуг в условиях различных рыночных структур. Доминирующей фигурой в этом анализе является потребитель, от поведения которого зави­сит движение производства.

Любой хозяйствующий субъект стремится к извлечению максималь­ной личной выгоды (полезности или дохода). При взаимодействии множе­ства свободных хозяйствующих субъектов и формируются законы эконо­мической жизни.



Микроэкономика важна для понимания механизмов реализации эко­номических интересов отдельных людей, домохозяйств и фирм, для анали­за эффективности экономической деятельности.

В данном методическом издании представлены программа курса микроэкономики, методические указания, задания для контрольных работ, список необходимой литературы.

 

1. ПРОГРАММА КУРСА "МИКРОЭКОНОМИКА" И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Тема 1. Предмет и метод экономической теории и микроэкономики

Человеческие потребности, их непрерывный рост и безграничность. Производство материальных благ и ограниченность ресурсов. Хозяйствен­ные субъекты и три основных вопроса их деятельности: что? как? для ко­го? Экономические отношения и их развитие. Предмет экономической теории в целом. Предмет микроэкономики.

Методология экономической теории. Метод абстракции. Экономиче­ские категории. Научные теории. Системный подход. Позитивный и нор­мативный анализ. Принцип историзма. Моделирование экономических процессов и использование графических изображений.

Важнейшие направления экономической теории. Функции экономи­ческой науки. Объяснение экономических явлений. Экономическая наука и экономическая политика.

 

Методические указания

В первой теме необходимо рассмотреть в общем плане, что изучает экономическая теория и какими методами она это делает. Раньше в нашей стране господствовал социологический анализ предмета экономической науки: с позиции форм собственности и противоречий между классами. Однако если рассматривать процесс воспроизводства сам по себе, то на первый план выдвигаются проблемы созидательного взаимодействия всех участников этого процесса и оптимальное функционирование хозяйствен­ной системы. При этом нужно исходить из первостепенной значимости процесса удовлетворения растущих потребностей общества и необходимо­сти для этого эффективного использования различных ресурсов. Именно вокруг этих важнейших для людей процессов складывается сложная сис­тема общественных отношений, которая должна обеспечить необходимый рост производства различных благ и их распределение среди членов обще­ства для непрерывного потребления. Исходя из этих посылок и формули­руется предмет экономики и ее первой части — микроэкономики.

Предметом экономической науки является деятельность человека, домашнего хозяйства, фирмы, государства, общества в производстве, об­мене, распределении и потреблении благ. Экономика изучает, как люди используют ограниченные ресурсы для производства благ и распределе­ния их между членами общества. Экономическая теория позволяет наибо­лее эффективно решать основные вопросы хозяйственного развития обще­ства: что (и сколько) производить? как производить? для кого произво­дить? На каждой ступени исторического развития эти вопросы по-своему решаются людьми. Между ними складывается специфическая система экономических отношений, которая зависит от достигнутого уровня циви­лизации общества.

Далее необходимо обратить внимание на особенности предмета микроэкономики как части экономической теории. Здесь следует учесть, что важнейшую роль в экономическом процессе играют инициатива, энер­гия, предприимчивость человека. Именно поведение хозяйствующего субъекта является предметом микроэкономики.

При рассмотренииметодологии экономической науки мы сталкива­емся с принципами построения, формами и способами научного познания. В различных научных школах применялись в большей мере одни и в меньшей мере другие методы, но некоторые приобрели общее значение. Следует их выделить, понять сущность и учесть, что применение методов зависит от объектов и целей познания.

Экономические принципы или теории неизбежно оказываются абстракциями. Абстрагирование — это мыслительный процесс, в котором уче­ные, отвлекаясь от второстепенных свойств явлений и выделяя существен­ные свойства, образуют отвлеченные понятия. Экономические категории - это понятия, теоретически обобщающие свойства, черты эко­номических явлений и процессов.

Основу научных знаний составляют научные теории, задача которых заклинается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты, В теориях формируются принципы и законы экономики.

Важнейшим методом исследования рыночной экономики является системный подход, с помощью которого исследуются функциональные связи, т.е. прямые и обратные зависимости между переменными величи­нами. Этот общенаучный метод включает в себя использование других ме­тодов; анализ и синтез, индукцию и дедукцию, логическое и историческое и др.

Следует обратить внимание на то, что неотъемлемым свойством ры­ночной системы является равновесие. Применяя метод абстракции, можно выделить разные его уровни. При этом эффективным является использова­ние математических моделей, которые позволяют устанавливать качест­венный и количественные зависимости переменных величин, с помощью которых описывается экономический процесс.

В данной теме необходимо коротко охарактеризовать некоторые на­учные направления, внесшие весомый вклад в общеэкономическую теории,

Классическая школа (А.Смит, Д.Рикардо и др.), которая в ХУШ-<1Х вв. создала экономическую науку, искала "естественные зако­ны" развития общества, отстаивала экономическую свободу и выступала за ограниченное вмешательство в экономику.

Неоклассическое направление в экономической науке (К.Менгер, Ф.Визф, Л.Вальрас, А.Маршалл и др.) обозначилось в последней трети XIX в. и сохраняет свое значение до настоящего времени в работах таких выдающихся ученых, как Дж.Хикс, Ф.Хайек, Р.Солоу, М.Фридмен и др. Основная проблема, над решением которой работает данное направление экономической мысли, - проблема рационального распределения ограни­ченных ресурсов.

Кейнсианское направление (Дж.Кейнс, Р.Харрод, Е.Домар, А.Хансен и др.) становится господствующим в 30-е годы XX в. Была соз­дана новая макроэкономическая теория, в которой важнейшую роль играло государственное регулирование хозяйства.

Институциональное направление (Т.Веблен, Дж.Коммбнс, У.Митчелл, Дж.Гэлбрейт и др.) связывает развитие экономики с изменени­ем правовых, социальных, технических, этических институтов общества.

Марксизм (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин и др.) разработал теорию перехода капиталистической формации в социалистическую путем рево­люционного уничтожения частной собственности, рынка и демократии. Благодаря марксизму на определенном этапе развития экономической нау­ки экономический материализм стал ее господствующей философией.

 

Ключевые термины и понятия

Потребности

Ресурсы

Экономическая теория

Микроэкономика

Экономические категории

Системный подход

Классическая школа

Неоклассическое направление

Кейнсианство |

Институционализм

Марксизм





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)