Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Исторические типы культуры





 

1 Античная цивилизация – колыбель европейской культуры:

а) Культура Древней Греции;

б) Полис как феномен культуры.

2. Культура европейского Средневековья:

а) Материальная и социальная культура Европы в средние века;

б) Духовная жизнь средневековой Европы.

3 Культура Возрождения:

а) Основные черты культуры Возрождения;

б) «Обратная сторона» возрожденческого титанизма.

4 Культура Нового времени:

а) Идеалы и ценности новоевропейской культуры;

б) Предпринимательство и «дух капитализма».

 

Задание:составьте таблицу, установив соответствие между исторической эпохой и её характеристикой, укажите хронологические рамки каждой эпохи:

 

1 Культура Античности а)зависимость политической идеологии и права от религии; б) антропоцентризм, неоплатонизм, возрождение интереса к античной культуре; в) полисность, агонистика; г) идеал свободы и независимости личности от общества и государства; д) поиск более совершенных форм организации жизни, утопизм; е) гуманизм, универсализация личности; ж) развитие светской образованности, интерес к гуманитарным знаниям; з) появление зрелищных видов искусства; и) развитие научного естествознания, появление методологии науки; к) развитие начал научных знаний, развитие абстрактных понятий; л) теоцентризм, каноничность, символизм; м) усиление имущественного неравенства, появление писаных законов и публичной политической жизни; н) приоритет веры над разумом, схоластичность науки; о) развитие общедоступного образования; п) ценность традиции и моральной атмосферы в обществе, опора на коллективный опыт.
2Культура Возрождения
3Культура Нового времени
4Культура Средневековья

 

Литература

1 Кармин, А.С.Культурология : учеб.для вузов / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2001.– 831с.

2 Культурология : учеб.пособие для вузов / под ред. Г.В.Драча. – М.: Альфа-М, 2003. –432с.

3 Культурология : учеб. /под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М. : Высш. образование, 2007. –566с.

4 Культурология: История мировой культуры : учеб.пособие / Г.С.Кнабе, И.В.Кондаков, Т.Ф.Кузнецова [ и др.]– М.: Академия, 2003. –607с.



Занятие 5

Миф как форма культуры. Мифологический тип сознания

 

I вариант

 

1 Миф как первоначальная форма духовной культуры человека. Оп­ределение мифа и мифологии;

2 Специфика мифологического мышления:

а) абстрактное, универсальное через образно-чувственное, конкрет­но-чувственное (антропоморфизация; иерархичность и ее свойства, макро­косм и микрокосм в мифах, чувственно-бинарная позиция в организации космоса);

б) мифологическая «достоверность», закономерность как движение, цикличность, ритмичность.

в) мифологическое время.

г) синкретизм мифа.

3. Основные категории мифа.

 

Задание:

составить конспект:

1Тахо-Годи А.А. «Греческая мифология», с. 7-18, 22-69; или Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. / гл. ред. С.А. Токарев. - М, 1991. Т.1. Вступительная статья.

2 Прочитать космогонические и антропогонические мифы Древней Греции и Древней Индии и проиллюстрировать на их примере свойства мифологического мышления.

 

II вариант

 

1 Миф как первоначальная форма духовной культуры человека. Оп­ределение мифа и мифологии;

2 Специфика мифологического мышления принцип бинарности; синкретизм, понятие мифологического времени; связь мифа с ритуалом.

3 Основные категории мифа.

4 Особенности палеоазиатской мифологии.

а) Космологическая концепция палеоазиатов (представления об уст­ройстве мира). Принципы трехчастной структуры мироздания.

б) Анимистические и тотемические представления. Зооморфно-антропоморфный пантеон северо-восточных палеоазиатов:

в) верховное небесное существо как творец мира и воплощение кос­мического порядка;

г) активный культурный герой. Цикл мифов о Вороне. Культурные функции Ворона (демиург, первопредок, озорник-трикстер)

д) духи-хозяева.

Задание: дать толкование следующим понятиям: культурный ге­рой, ритуал, демиург, трикстер, Мировое древо.

5 Мифологические представления народов Приамурья.

а) Эволюция представлений о модели мира народов Приамурья (миф о трех солнцах). Образ Мирового (родового) древа в мифологии при­амурских народностей.

б) Анимистические и тотемические представления и связанные с ними культы и ритуалы (культ медведя, тигра, дракона).

 

Литература

 

1Киле, Н.Б. Анимистические воззрения у нанайцев / Н.Б. Киле // История культуры Дальнего Востока России ХVIII - нач. XXвв., М. : Владивосток, 1996, с. 125-134.

2 Культурология. XX век. Энциклопедия / под ред. С. Я. Левит.: Т. 1 – СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. – 447 с.

3 Культурология. XX век. Энциклопедия / под ред. С. Я. Левит.: Т. 2 .–СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998.–370 с.

4 Мелетинский, Е.М. Структурно-типологический анализ мифов се­веро-восточных палеоазиатов (Вороний цикл) /Е. М. Мелетинский // Избранные статьи. Воспо­минания.М.: , 1998.

5 Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М., 1995. – 338 с. Гл. «Первопредки демиурги - культурные герои».

6 Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинский. – М.: Наука, 1992. – 673с.

7 Мифы народов мира: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: Наука, 1987. – 671с.

8 Справочник по культурологии (любое издание).

9 Тахо-Годи, А.А.Греческая мифология / А.А. Тахо– Годи.–М.: Наука, 1989. – 304с.

10 Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А.Токарев. – М.: Наука, 1990. Гл. «Введение».Гл. 1,2. «Сущность и происхождение магии», «Что такое мифология», «Мифология и ее место в культурной истории человечества».

Дополнительный список литературы

 

1 Голан, А. Миф и символ / А. Голан. - М.: Наука,1993. – 456с.

2 Голосовкер, Я.Э. Сказание о титанах / Я.Э. Голосовкер. – М.: Мысль, 1994. – 218с.

3 Кубанова, Т.А. Некоторые аспекты мифологической картины мира. Эволюция модели мира у народов Сибири и Дальнего Востока / Т. А. Кубанова // Орнаментальное искусство народов Дальнего Востока. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре музей изобразительных искусств, 1995. – 120с.

4 Кун, Н.М. Мифы и легенды Древней Греции (любое изд.).

5 Лосев, А.Ф.Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. – М.: Наука, 1993. – 672с.

6 Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки / сост. Г. А. Меновщиков. - М.: Наука, 1974. – 205с.

7 Чадаева, А.Я. Мировое древо и его земные корни / А. Я Чадаева // Дальний Восток. - 1989. - №8. – С.23–35.

 

Занятие 6

Культура и религия

 

1 Понятие религии как формы духовной культуры. Структура религии. Вера как основа религии.

2 Теории происхождения религии:

а) психоаналитические теории 3. Фрейда и К. Юнга;

б) концепция религии Э. Фромма;

в) социологическая теория М. Вебера.

3 Классификация религии. Характеристика основных мировых ре­лигий:

а) Христианство как монотеистическая и этическая религия. Специ­фика культа. Основные таинства, праздники, посты. Культ икон и святых. Специфика христианского богослужения.

б) Ислам как пророческая религия, религия откровения. Коран - священная книга мусульман. "Пять столпов веры" в исламе. Исповеданиеверы, молитва, пост, обязательная милостыня, паломничество. Регламен­тация всех сфер человеческой жизни, система мусульманского права в ис­ламе. Шариат,

в) Буддизм как религия преодоления страдания. История возникно­вения и распространения буддизма, основы вероучения в буддизме. Четы­ре благородные истины. Восьмеричный путь спасения. Основные понятия в буддизме: карма, сансара, нирвана, дхарма.

4) Религиозные и светские начала в культуре.

 

Литература

1Васильев, Л.С. История религий : учеб.пособие для вузов / Л.С. Васильев. – М.: КДУ, 2008. – 791 с.

2 Введение в общее религиоведение : учеб.для студентов вузов / И. Н. Яблоков и др.; под ред. И. Н. Яблокова. – М.: КДУ, 2008. – 471 с.

3 Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич.- М.: Проект, 2003 – 336с.

4 Гуревич, П.С. Религиоведение: учеб.пособие / П.С.Гуревич. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 696 с.

5 Кислюк, К. В.Религиоведение : учеб.пособие для вузов / К.В. Кислюк, О.Н. Кучер. 3-е изд., доп. – Ростов н/Д; Харьков : Феникс; Торсинг, 2004. — 512 с.

6 Культурология / под ред. Н. Г. Багдасарьян3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 511 с.

 

Дополнительный список литературы

 

1Карпушин, И. Искусство и религия / И. Карпушин. – М. : Педагогика 1991. – 574с.

2Мень, А. История религии; В 2-х т. / А. Мень. – М. : Издательская группа «ФОРУМ—ИНФРА-М», 1998. –216 с.

 

Занятие7





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (758)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)