Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Наука и техника в современной культуре





 

1 Наука как специализированная форма культуры:

а) социокультурные смыслы науки;

б) генезис науки;

в) гносеологические и ценностные аспекты науки. Критерии науч­ности;

г) наука и мировоззрение. Проблема отношения религии и науки.

2 установка на науку и рациональное научное познание как харак­терная черта современной культуры:

а)специфичность естественнонаучного, технического и гуманитар­ного знания;

б) сциентизм и антисциентизм, наукофобия;

в) проблема экологизации современной науки.

3 Понятия «техника», «технология». Инструментальные и внетехнологические (социокультурные, ценностные, историко-цивилизационные) смыслы техники. Специфика культурологического изучения техники.

4 Техника как средство преобразования природы и человека. Ста­новление синтетической техноприродной реальности.

5 Сциентистско-технический, рыночный характер современной ци­вилизации. Проблема технократизма:

а) стремительность технического прогресса и «заниженный» уровень человеческой индивидуальности. Человек как придаток технологического процесса,

б) мегамашина как способ организации социальной жизни. Неиз­бежность стандартизации человека;

в) господство экранной и компьютерной культур. Снижение уровня духовного потребления.

г) культурные смыслы научно-технической революции. Этический императив современной цивилизации.

 

Задание:

 

Ответьте на следующие вопросы:

- Утратил ли человек в современном культурном (цивилизационном) пространстве свое господствующее положение?

- Какие из областей научно-технического знания развиваются сего­дня наиболее интенсивно и почему?

- Каковы, по-вашему, цели приоритетных направлений развития современной науки? Дайте свой прогноз возможных последствий такого развития для Человека.

 

 

Литература

 

1 Гуревич, П.С.Культурология : учеб. / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 327 с. Гл. Ш. IV.

2 Доброхотов, А.Л.Культурология : учеб.пособие / А.Л. Доброхотов, А.Т. Калинкин. - М.: Аспект Пресс, 2010. – 480с.



3 Кравченко, А.И. Культурология : учебное пособие / А.И. Кравченко.– М. : Проспект, 2010. – 288с.

4 Культурология / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – Новосибирск : Высш. образование, 2008. – 495с. Гл 9.

5 Культурология XX век. Энциклопедия / под ред. С.Я. Левита. – СПб. : Университетская книга; «Алетейя», 1998.– 447 с.

6 Культурология: учеб.для вузов. Стандарт третьего поколения / Г. В. Драч, О. С. Штомпель, Л. В. Штомпель, В. К. Королев.– СПб.: Питер, 2011. – 384 с.

7 Морфология культуры. Структура и динамика : учеб.пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабкой, Э.В. Быкова. – М. : Наука, 1994. – 415 с. Гл.3,§5.

8 Руднев, В.П.Энциклопедический словарь культуры XX века / В.П. Руднев.– М.: Аграф, 2009. – 543с.

 

Дополнительный список литературы

 

1 Анисимов, К.Л. Человек и техника: Современные проблемы / К.Л. Анисимов. – М.: Наука итехника, 2003. – 135с.

2 Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т / Н.А. Бердяев.- М.: Искусство,1994,Т.1,С.485–499.

3 Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М.Вебер// Избранные произведения. –М.: Прогресс, 1990. – С.707-735.

4 Ортега-и-Гассет,X. Размышления о технике / X. Ортега-и-Гассет // Избранные труды. – М.: Весь мир, 2000.–С. 164-232.

6 Раджабов, У. А. От мифов к современным космологическим кон­цепциям / У.А. Раджабов // Философские науки. – 1991. –№ 7. – С. 31 – 44.

Занятие 12

Понятия «базовой» культуры и субкультуры. Молодежная культура. Контркультура. Маргинальные культуры

 

1 Основные черты субкультуры. Взаимоотношения «базовой» и субкультуры.

2 Типы субкультур:

а) традиционалистские и инновационно-авангардные;

б) субкультуры основных этапов жизненного цикла,

в) маргинальные культуры.

3 Криминальная субкультура, ее место и роль в социокультурном пространстве России.

4 Молодежная субкультура:

а) генезис молодежной субкультуры и ее функции в современном обществе;

б) картина мира (образ жизни, символика, язык, обряды, искусство) различных молодежных субкультур современности;

в) специфика взаимодействия различных молодежных субкультур, отношение к культурному ядру.

 

Задание:охарактеризуйте основные типы молодежных субкультур г. Комсомольска-на-Амуре.

 

Литература

 

1Андреева, И. Н.Молодежная субкультура: нормы и система ценностей / И. Н. Андреева // А,И. Кравченко. Культурология : Хрестоматия для высш. школы. – М. : Академический проект,2000.– 404 с.

2 Гуревич, П.С.Культурология: учеб. / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 327 с. Гл. IX.

3 Культурология XX век. Словарь / под ред. С.Я. Левита. – СПб. : Университетская книга : Алетейя, 1998. – 447 с.

4 Левикова, Л.И.Молодежная субкультура : учеб.пособие / Л.И. Левикова. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2004.– 608 с. Темы 1-3, – С.9-78.

5 Левикова, С.И. О готах, готике и больном российском обществе // Общественные науки и современность. – 2006. – № 4. – С.155-165.

6 Силичев, Д.А. Культурология / Д.А. Силичев. – М. : Юнити, 2000. – 600с. Гл. 30: «Молодежная культура и контркультура».

 

Дополнительный список литературы

 

1 Луков, В.А. Особенности молодежной субкультуры в России // Социс. – 2000. – №10. – С. 79 – 88.

2 Риджней, Ф. Культура битников / Ф. Риджней // А. И. Кравченко Куль­турология : Хрестоматия для высшей школы. - М. : Академ. проект, 2000. – 640с.

3 Шмидт, С.Ф. Молодежные субкультуры в пространстве провинциального города: Подходы к изучению проблемы / С. Ф. Шмидт // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации. – М. : Пенза, 2003. – С. 49-76.

4 Щепаньская, Т.Е. Символика молодежной субкультуры / Т.Е. Щепаньская. – М.: Наука, 1993. – 204с.

 

 

Занятие 13





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (877)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)