Раздел 2. Культура и интеллигенция во второй половине Х1Х-начале ХХ вв
Тема 1. Исторический опыт научного освоения Южной Сибири во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. (4 часа) 1. Исторический опыт научного освоения Южной Сибири. Академия наук – организатор научных исследований в Сибири. 2. Роль научных обществ и краеведческих музеев в развитии науки в Южной Сибири. 4. Предпосылки формирования национальной интеллигенции. 3. Сибирское областничество в Х1Х-начале ХХ вв. Г.Н.Потанин, Н.М.Ядринцев и их вариант возможного культурного развития Сибири. Задание: I. Ответьте на следующие вопросы: 1. Как расширялась колонизация на восток в ходе географических открытий в ХVII-ХVIII вв.? 2. Каково влияние первых дворянских революционеров на социально-культурное развитие Сибири? 3. Какие направления научной деятельности привлекали политических ссыльных народников? 4. Что такое сибирское областничество? Какова его роль в социально-политическом развитии региона? 5. Как областники отстаивали интересы сибирского населения? 6. Проанализируйте этапы развития сибирского областничества. 7. Сохранились ли элементы областничества в политической жизни современной Сибири? II. Дайте определение следующим понятиям и терминам: Академия наук, декабристы, Императорское Русское Географическое общество, колонизация Сибири, краеведческий музей, областничество, областники, сибирская политическая ссылка. III. Скажите, с какими событиями связаны эти личности: Адрианов, Александр Васильевич; Банзаров, Доржи; Катанов, Николай Федорович; Кон, Феликс Яковлевич; Клеменц, Дмитрий Александрович; Кропоткин, Петр Алексеевич; Майнагашев, Степан Дмитриевич; Мартьянов, Николай Михайлович; Потанин, Григорий Николаевич; Хангалов, Матвей Николаевич, Цибиков Гомбожаб Цыбикович. IV. Назовите даты указанных событий: учреждение Петровской сельскохозяйственной Академии в Москве - открытие Императорского Русского Географического общества при Петербургской Академии наук - открытие Русского исторического общества - Большая Сибирская экспедиция - основание краеведческого музея в г. Минусинске - открытие публичной библиотеки в г. Минусинске - открытие краеведческого музея в Красноярске - открытие Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества – Литература: Буров, В.Ф. Культурная среда и ее обитатели: минусинские древности в динамике культуры/В.Ф.Буров. Абакан, 2005 Лалетин, Ив. Преданная Сибири/Ив.Лалетиин // Хакасия. 1994. 27 марта. Мешалкин, П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов и предпринимателей (вторая половина Х1Х – начало ХХвв.)/П.Н.Мшалкин. Красноярск, 1995. Николай Федорович Катанов. Материалы и сообщения. Абакан, 1958. Форма контроля: самостоятельная работа на семинарском занятии Тема 2. Имперская политика в сфере народного образования России и Сибири(6 часов) 1. Реализация государственной политики России в сфере народного образования во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. 2. Учительство и педагогическое образование в Южной Сибири в середине Х1Х-начале ХХ вв. Задание: I. Ответьте на следующие вопросы: Какие изменения в системе начального образования были произведены министром народного просвещения А.В.Головниным? Создание каких типов гимназий предусматривалось гимназическим уставом 1864 г.? Каковы, по Вашему мнению, были достоинства и недостатки классической и реальной системы образования? Ответ обоснуйте. Какие типы учебных заведений получили наибольшее распространение во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.? Как происходила подготовка учительских кадров для учебных заведений в целом по стране, в Южной Сибири во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.? Каковы особенности школьного образования в национальных районах Южной Сибири? Каковы последствия реформ 60-70-х гг. ХIХ в. в области народного просвещения для русской культуры? II. Дайте определение следующим понятиям и терминам: воскресная школа, гимназия, земская школа, министерское училище, приходское училище, прогимназия, учительская семинария, учительский институт, церковно-приходское училище, школьная реформа. III. Назовите даты следующих событий: издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения»- женские училища переименованы в женские гимназии - императором подписаны Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - начало проведения реформы военного образования, предусматривавшей преобразование кадетских корпусов в специальные военные училища и гимназии - министерство народного просвещения возглавлял А.В.Головнин - утверждение «Положения о начальных народных училищах» - издан «Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения. Введение платы за обучение и подразделение гимназий на классические и реальные - открыта Иркутская учительская семинария - открыта Красноярская учительская семинария - утверждено новое «Положение о начальных народных училищах» - утверждены «Правила о церковно-приходских школах» - принятие «Циркуляра о кухаркиных детях» - открыт Иркутский учительский институт - открыт Красноярский учительский институт – Литература: Змеев, В.А. История зарождения и формирования образовательной системы России/В.А.Змеев//Там же №4 Мохов, А.Н. Дореволюционные школы Хакасии/А.Н.Мохов // Уч. зап.ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1969. Вып.ХIII. Патачаков, К.М. Т.А. Сайлотов как просветитель /К.М.Патачаков// Уч. зап.ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1965. Вып. ХI Форма контроля: работа на семинарском занятии
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (837)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |