Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Раздел 2. Культура и интеллигенция во второй половине Х1Х-начале ХХ вв





Тема 1. Исторический опыт научного освоения Южной Сибири во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. (4 часа)

1. Исторический опыт научного освоения Южной Сибири. Академия наук – организатор научных исследований в Сибири.

2. Роль научных обществ и краеведческих музеев в развитии науки в Южной Сибири.

4. Предпосылки формирования национальной интеллигенции.

3. Сибирское областничество в Х1Х-начале ХХ вв. Г.Н.Потанин, Н.М.Ядринцев и их вариант возможного культурного развития Сибири.

Задание:

I. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как расширялась колонизация на восток в ходе географических открытий в ХVII-ХVIII вв.?

2. Каково влияние первых дворянских революционеров на социально-культурное развитие Сибири?

3. Какие направления научной деятельности привлекали политических ссыльных народников?

4. Что такое сибирское областничество? Какова его роль в социально-политическом развитии региона?

5. Как областники отстаивали интересы сибирского населения?

6. Проанализируйте этапы развития сибирского областничества.

7. Сохранились ли элементы областничества в политической жизни современной Сибири?

II. Дайте определение следующим понятиям и терминам:

Академия наук, декабристы, Императорское Русское Географическое общество, колонизация Сибири, краеведческий музей, областничество, областники, сибирская политическая ссылка.

III. Скажите, с какими событиями связаны эти личности: Адрианов, Александр Васильевич; Банзаров, Доржи; Катанов, Николай Федорович; Кон, Феликс Яковлевич; Клеменц, Дмитрий Александрович; Кропоткин, Петр Алексеевич; Майнагашев, Степан Дмитриевич; Мартьянов, Николай Михайлович; Потанин, Григорий Николаевич; Хангалов, Матвей Николаевич, Цибиков Гомбожаб Цыбикович.

IV. Назовите даты указанных событий:

учреждение Петровской сельскохозяйственной Академии в Москве -

открытие Императорского Русского Географического общества при Петербургской Академии наук -

открытие Русского исторического общества -

Большая Сибирская экспедиция -

основание краеведческого музея в г. Минусинске -



открытие публичной библиотеки в г. Минусинске -

открытие краеведческого музея в Красноярске -

открытие Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества –

Литература:

Буров, В.Ф. Культурная среда и ее обитатели: минусинские древности в динамике культуры/В.Ф.Буров. Абакан, 2005

Лалетин, Ив. Преданная Сибири/Ив.Лалетиин // Хакасия. 1994. 27 марта.

Мешалкин, П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов и предпринимателей (вторая половина Х1Х – начало ХХвв.)/П.Н.Мшалкин. Красноярск, 1995.

Николай Федорович Катанов. Материалы и сообщения. Абакан, 1958.

Форма контроля: самостоятельная работа на семинарском занятии

Тема 2. Имперская политика в сфере народного образования России и Сибири(6 часов)

1. Реализация государственной политики России в сфере народного образования во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.

2. Учительство и педагогическое образование в Южной Сибири в середине Х1Х-начале ХХ вв.

Задание:

I. Ответьте на следующие вопросы:

Какие изменения в системе начального образования были произведены министром народного просвещения А.В.Головниным?

Создание каких типов гимназий предусматривалось гимназическим уставом 1864 г.? Каковы, по Вашему мнению, были достоинства и недостатки классической и реальной системы образования? Ответ обоснуйте.

Какие типы учебных заведений получили наибольшее распространение во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.?

Как происходила подготовка учительских кадров для учебных заведений в целом по стране, в Южной Сибири во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.?

Каковы особенности школьного образования в национальных районах Южной Сибири?

Каковы последствия реформ 60-70-х гг. ХIХ в. в области народного просвещения для русской культуры?

II. Дайте определение следующим понятиям и терминам: воскресная школа, гимназия, земская школа, министерское училище, приходское училище, прогимназия, учительская семинария, учительский институт, церковно-приходское училище, школьная реформа.

III. Назовите даты следующих событий:

издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения»-

женские училища переименованы в женские гимназии -

императором подписаны Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» -

начало проведения реформы военного образования, предусматривавшей преобразование кадетских корпусов в специальные военные училища и гимназии -

министерство народного просвещения возглавлял А.В.Головнин -

утверждение «Положения о начальных народных училищах» -

издан «Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения. Введение платы за обучение и подразделение гимназий на классические и реальные -

открыта Иркутская учительская семинария -

открыта Красноярская учительская семинария -

утверждено новое «Положение о начальных народных училищах» -

утверждены «Правила о церковно-приходских школах» -

принятие «Циркуляра о кухаркиных детях» -

открыт Иркутский учительский институт -

открыт Красноярский учительский институт –

Литература:

Змеев, В.А. История зарождения и формирования образовательной системы России/В.А.Змеев//Там же №4

Мохов, А.Н. Дореволюционные школы Хакасии/А.Н.Мохов // Уч. зап.ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1969. Вып.ХIII.

Патачаков, К.М. Т.А. Сайлотов как просветитель /К.М.Патачаков// Уч. зап.ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1965. Вып. ХI

Форма контроля: работа на семинарском занятии





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)